Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Формы социальной помощи


Практика осуществления защиты в системе рода и общины нашла отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, основными из которых были:
а) культовые с разнообразными сакральными (то есть такими, касающиеся религиозного культа и ритуала) атрибутами;
б) общинно-родовые в рамках рода, семьи, поселения;
в) хозяйственные.
      а) Культовые формы помощи и поддержки
Среди культовых форм помощи исследователи истории социальной работы называют прежде всего поклонения определенным предметам, которые имели сакральные свойства, в частности, круга (колесо). Он означал прежде всего оберег от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности.
Человек не чувствовала себя отделенной существом, а была определенным единством с космическим пространством, его продолжением. Она не противопоставляла себя природе, космосу, а включала себя и растворенный в них.
У древних славян сакральные функции (часто совместно с общественными) выполняли волхвы языческие жрецы, колдуны, волшебники. Часто они становились своеобразными “регуляторами” общественных отношений. С целью восстановления благополучия общины уличали людей, что скрывали урожай, или негативно влияли на него. “Охота на ведьм” завершалось их изгнанием или убийством. Такая традиция сохранялась в отдельных поселках вплоть до XIX века.
Поскольку деяния волхвов неразрывно связаны с идеологией поддержки, это стало одним из факторов, что давало возможность после отмены языческих богов хранить языческие традиции. Вот почему сакральная система поддержки существовала еще в течение трех веков. Более поздней формой чествования богов были братчины, что праздновались сельскими общинами. Они посвящались святому покровителю.
Позже это было традиционное корпоративное (узко групповое) праздник. Оно отмечалось или целым поселком, или несколькими поселками “вскладчину”, где каждый участник предоставил какую долю продуктов питания на общественные нужды. Праздники были формой благодарности богам за полученные блага, и, в то же время, выполняли функцию мирного перераспределения имущества.
Другим важным механизмом закрепления реципрокных отношений, связанных их сакральными установками, были родовые обряды почитания предков.
Считалось, что умершие предки способствовали плодородия и урожая и в день захоронений и в дни поминок родственники жертвовали некую милостыню.
Вот как описывает обряд погребения известный историк М.грушевский: “О веку человеческое верили, что оно не кончится со смертью: умершие живут дальше, могут появляться между людьми, поэтому надо добрым, сутим похоронами заслужить себе ласку покойника, чтобы не мучили и не вредил по смерти. Пряча покойника, вместе с ним клали ріжні ричи домашние, убивали скот домашнюю, а часто случалось давнійшими временам, что и женщина-вдова убивала себя на могиле... Вместе с покойником засыпали или жгли ріжне добро его. На могиле, справляли поминки, пили, гуляли, время (особенно в богатших) ріжні игры производили (это называлось “тризна”, при том досыпали могилу. (С, с.41 42).
К общественных форм помощи, связанных с культом смерти, принадлежали общественная тризна, общественная милостыня, “блюдо”, представление натуральными пищевыми продуктами.
Еще один аспект сакрализации процесса помощи культ героя, соблюдение общественных традиций. Показательны здесь княжеские пиры, которые собирали дружинников (дружинник не только питается у князя, банкеты его право). В княжеских пирах среди “медопиття” состояли высокие христианские добродетели: милосердие, человеколюбие. Ведь обязательными участниками трапез были калеки-прохожие, нищие, которые получали богатую милостыню.
Формой помощи и взаимопомощи между князем и дружиной был выкуп пленных. Этот факт был зафиксирован договорам князя Олега с Цареградом (911 г.) и князя Игоря (945 г.). “О спасении заложников”. Ими определялись взаимные обязанности по выкупу русских и греков, в какой бы стране они не находились, и возвращение их на родину. Договор считается первым в Украине документальным свидетельством заботы государства о тех своих граждан, которые в этом нуждаются.
      б) Общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселение
Существовали как индивидуальные, так и коллективные формы поддержки и защиты.
Помощь предоставлялась старикам, сиротам, вдовам (индивидуальная форма защиты), а также семье, соседской общине целом рода (коллективная защита).
Забота о престарелых на ранних этапах общественных отношений не проявлялась. Существует утверждение (проф. Горелый А.Г.), что среди наших давних предков существовал інфатицид (узаконенное убийство) и в отношении детей, и относительно старых. Позже к определению “старый” прилагается “мудрый” и до них появляется уважительное и заботливое отношение.
Формы поддержки пожилых людей были разные. Если на помощь не приходила семья, то забота о них брала на себя общество. Она могла принять решение об специальный отвод перестарілим земель, что давало возможность заготовки сена. Если же старушки были совсем немощными, они доглядалися общиной. Наклонную человека определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней в разных членов общины. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинности.
Не менее интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновления детей внутри родовой общины, так называемое “приймацтво”. Принимали в семью сироту, обычно люди старшего возраста, когда им уже трудно было самостоятельно вести хозяйство или когда они не имели наследников. Принятый в семью должен был уважать своих новых родителей, справляться с хозяйством и т.д.
Другая форма поддержки сироты общественная помощь. Она по характеру совпадала с помощью немощным старикам. Ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначить “общественных” родителей, которые брали его на содержание. Однако, если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты называлась воспитанниками.
Возникли формы помощи вдовам. Им оказывали помощь продуктами, что проходило, как правило, после сбора урожая. Сельская община оказывала также вдовам землю. На них распространялись такие же формы мирской опеки, как на престарелых.
      в) Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи
В их основе лежит “всякая взаимовыручка”, в более узком, экономическом понимании форма обмена, что зародилась в первобытной общине с появлением в ней распределения за работой и личной собственностью. Ранние формы помощи и взаимопомощи (реципрокації) первоначально имели ритуальный характер и до XIX в. хранились в виде народных праздников. Древнейшие славянские праздники исследователи связывают с четырьмя временами года, каждому из которых соответствовали свои обеды, вечеринки, беседы. Обычно эти праздники связывали с ритуальным персонажем Ярилой, который олицетворял плодородие, урожай.
Практиковались различные формы крестьянских “помочей”. При всем их разнообразии они имели определенный сценарий, в котором хранились остатки магических аграрных культов.
Среди различных видов “помочей” как специфической формы групповой поддержки можно выделить обязательные внесезонные и сезонные. Первые были обусловлены экстремальными ситуациями, например, пожарами, наводнениями, массовым падежем скота. Особой формой поддержки были “наряды общиной”, они проводились в семье, когда взрослые ее члены были больными.
Соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, присмотреть детей. Обязательными были “помощи” при построении дома, сборе урожая. При коллективных “помочах” происходило разделение труда, где определенные виды работ выполняли представители разных возрастных и половых групп: мужчины, например, пахали, женщины боронили, старцы сеяли.
Одной из активных форм помощи были толоки. Они были одновременно и формой совместной деятельности, и формой помощи бедным крестьянам, включая в себя совместную обработку земли, перевозки сена, хлеба, строительство дома, мельницы и т.д. Часто собирались на толоку из экономических соображений. Например, именно из этих мотивов женщины ходили вместе мяты лен : чтобы не топить в овине по несколько раз на одном подворье. Своеобразной формой толоки были складчины совместная кормление и совместная заготовка кормов для скота.
Еще один вид хозяйственной помощи совместное использование рабочего скота, когда обработка земли осуществлялась “наемными волами”. Здесь предполагался взаимный обмен услугами, когда одна и та же личность их и оказывала, и принимала.
Таким образом, в древнейший период славянской истории зародились интересные формы помощи и поддержки. Они имели не только внутренне родовой характер, но и вышли за его пределы, стали основой для христианской модели помощи и поддержки уязвимых слоев населения.



Назад