Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Основные тенденции благотворительности в Киевской Руси. Княжа поддержка и защита


Филантропический период в истории социальной работы изменился с V в. н.э. этапом общественной (общинно-родовой, церковной) благотворительности, который продолжался вплоть до XVI в. В Древней Руси он тесно связан с процессом становления государственности и проникновением христианства. К началу IX в. в восточных славян завершился расписание первобытнообщинного строя, разрушение родоплеменных связей. Общины на то время состояли не только из родственников, но и чужих (тех, что пришли) рода людей. Они не могли существовать на основе старых племенных обычаев и были слишком слабыми, чтобы спастись от военных и других угроз. Гарантом безопасности в таких условиях становился князь с женой, что носили оборонительный пункт (город). На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. Возникли племенные союзы, на базе которых создалась в 882 г. Киевская Русь. С ее зарождением укрепились внутрихозяйственные и внутригосударственные связи, сформировался зарубежный рынок, развилась культура. Определенное влияние на славянские духовность и культуру, которые отражают характер взаимоотношений между людьми, имели славянские просветители Кирилл и Мефодий, что создали в 863 г. славянский алфавит (кириллицу), а вскоре на его основе и книжнописьменну славянский язык, охватившей значительную часть славянских народов. Она стала одной из важнейших предпосылок становления и развития самобытной славянской цивилизации с ее особой духовностью, что отличается склонностью к добру и справедливости, сострадания и поддержки.
Развитие феодальных отношений, интересы единства страны требовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятие общей религии. В 988 г. христианство признается официальной государственной религией. С его принятием появляется и новая влиятельная организация церковь. Киевская Русь выбрала византийскую религию не только потому, что у нее с Византией были давние торгово-экономические связи, но главным образом потому, что христианство было очень созвучно характера и морали древнерусского народа с его естественной духовностью. Этому в немалой степени способствовало учение о спасении души и человеколюбие.
Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на общественные отношения, что отразилось на характере, формах помощи и поддержки человека. Со времени введения религии начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой является философия любви к ближнему. “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” эта формула стала моральным призывом, что определяет сущность поступка индивида.
Основными объектами помощи были определены больные, нищие, вдовы, сироты. Появились законодательные акты, регулирующие отношения по поводу опеки над различными категориями населения. К древнейших источников права принадлежат уставы князей Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. Возникли и новые субъекты помощи: князь, церковь, приход, монастыри.
В истории социальной помощи Киевской Руси следует различать два периода. Первый - связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он условно определяется со времени крещения Владимира Великого до II пол. XII в. образования княжеств и распространение христианства на окраинах восточнославянских земель.
Второй этап со второй половины XII в. до ХШ в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно слились с церковно-монастырскими формами опеки.
Простейшие виды благотворительности заключались сначала почти исключительно в питании бедняков.
Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдельными “злидарелюбцями”,| из среды, которых выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли. Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно повчались большим религиозным заповедям, главные из которых призывали любить Бога и ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного, и вообще так или иначе проявить свое милосердие и злидарелюбство. Исходя из таких соображений, благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного морального здоровья: она больше была нужна самому злидарелюбцю, чем нищему. Давний благодетель, “христолюбець” меньше думал о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благополучия, сколько о том, чтобы поднять уровень собственной духовного совершенства. При таком взгляде на благотворительность помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие вихвалялись летописцами за их злидарелюбство. Св. Владимир, например, позволял любом нищему и убогому приходить на княжий двор, чтобы питаться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлялись телеги, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. Он устраивал пиры на княжеском дворе не только для бояр и дружинников, но и для убогих, пытаясь всячески удовлетворить их нужды. После своего спасения, благодаря Божьей милости, в битве с печенегами под городом Василівим его щедрость была особенно велика. Владимир приказал сварить 300 варок меда и отмечал свою удачу 8 дней. Бедные получили лично от князя большую на то время сумму денег 300 гривен. Вернувшись в Киев, он на радостях устроил пир для бояр и простого люда. С того времени каждый бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и каждый из нищих мог получить от князя немного денег.
Таким образом, можно выделить три основные формы княжеской благотворительности: 1) раздача милостыни; 2) питание на княжеском дворе; 3) развоза продуктов городом для нищих.
Князь Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину из всего имущества для бедных, сирот, престарелых, немощных, а также для помощи многодетным и тем, в которых имущество было уничтожено огнем, и наконец, для облегчения потребностей всех обездоленных.
Князю Владимиру приписывают основание первых училищ для обучения детей, богаделен, возможно также первых больниц. Отдельные источники утверждают, что еще раньше княгиня Ольга основала первую больницу в Киеве, в которой ухаживать больных было поручено женщинам. Что касается школ, то следует отметить, что их создание на началах встречало сопротивление населения. По свидетельству летописца, женщины, в которых забирали детей на обучение, оплакивали их, как мертвецов, считая письменность за колдовство.
Кроме князя Владимира история упоминает о ряде других христолюбных и злидарелюбних князей. Особенно отмечают летописи сыновей Владимира - Ярослава Владимировича и его брата Мстислава. Так, при Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей-сирот. Он издал Устав церковный и земский, за которым благотворительность, то есть забота о нищих и убогих, оставалась в ведении священников в приходах и епископов в епархиях.
Но наибольшей славы Ярослав Мудрый зажил составлением первого письменного русского свод законов “Русская Правда”. Оно состояло из 37 разделов и, кроме статей уголовного характера, мало статьи социальной направленности, что было необычным для тогдашних европейских государств. Из 37 его статей 8 целиком посвящен проблемам защиты детей.
Прославился своим злидарелюбством также великий князь Владимир Мономах, который по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Опека над бедными и радетелями стала одним из крупнейших его обязанностей, ярким свидетельством чему служит его “Поучение детям”. (1114). В нем Владимир Мономах создает образ справедливого защитника слабых и убогих.
Завещание великого князя выполняли и современники, и потомки. Так, сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только удерживала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Здесь идея помощи не сводится только к питанию и предоставления убежища.
И все же княжа благотворительность в Древней Руси не перешагнула границ частной опеки. Отсюда ее важнейшие черты:
1. Княжа благотворительность основывалась на личном желании злидарелюбця, а государственной системы благотворительности не существовало.
2. Участие в опеке была не обязанностью, а правом князя. Доброжелательное отношение к нищих стало чертой достойной подражания, но не обязанностью для выполнения.
3. Помощь князей и других знатных людей не была систематической и всеобъемлющей.
В летописях практически не зафиксировано ее проявлений в экстремальных ситуациях: во время голода, эпидемий, наводнений и т.д. Например, 1034 г., в Ярославле вспыхнул голод, но князь Ярослав не принял никаких мер по его ликвидации.
4. Государство в лице княжеской власти мирилась с фактом существования злидарства, глядя на него, как на необходимый, посланный Богом крест, а сама выступала в роли частного благотворителя



Назад