Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

5. Теоретические аспекты социальной работы и их освещение в произведениях писателей княжеских времен


Писатели княжеских времен, распространяя в народе науку Христову, воспитывая его в духе христианской морали, побуждали к опеки над обездоленными. Ведь любовь к Богу имеет сполучатись с любовью к ближнему, что проявляется, прежде всего, в делах благотворительности, в заботе о больных, нищих, сирот.
Такой подход к поддержке нуждающихся прослеживается в творчестве В.Мономаха, Феодосия Печерского одного из основателей Киево-Печерского Монастыря, Лука Жидята и др.
Наиболее известным было “Поучение детям” (1117) князя В. Мономаха. Поводом для его написания стала встреча с послами от братьев, которые склоняли к согласия на присоединение к междоусобной борьбы. Владимир отказался нарушить данную им клятву и, оставшись наедине, прочитал любимую книгу Псалтырь. Глубокие размышления над событиями в государстве через призму писания легли в основу его “Поучения”. В результате вышли обстоятельные указания, как жить по заповедям Божиим, главными из которых являются три: раскаяние, слезы и милостыня.
Он призвал все более бедных не забывать, кормить их и заботиться за права вдов, творить милостыню щедрую, ведь это начало какого-какого добра. В. Мономах обращал внимание на внешнее поведение людей, в которой должны были проявляться уважение к старшим, сердечное отношение к людям. Каждый христианин должен посещать больного, провести мертвеца в последнюю дорогу, здороваться со всеми. В.Мономах был очень гостеприимным человеком и требовал, чтобы долг гостеприимства выполняли также его дети. От того, как будут чествовать гостя на родине, зависит, какая слава будет идти о человеке русскую по всему миру.
Похожие мотивы прослеживаются в творчестве Лука Жидята, который обращал внимание на необходимость помнить и быть милосердным к путешественников, нищих, голодных, заключенных, сирот (1, 111).
Самым ярким примером воплощения идеала человека, созданного писателями княжеского периода среди церковных деятелей был Феодосий Печерский. Вот как летописец Нестор описывает быт Киево-Печерского монастыря, когда игуменом в нем был св. Феодосий. “Какие трудности приходилось испытывать монахам, это только один Бог ведает, человек этого не в состоянии рассказать. Их пища состояла из самого хлеба и вода. Только в субботу и воскресенье они ели чечевицу. Когда ее не было, то какую-нибудь другую вареную овощи. Свои скудные средства к существованию они зарабатывали трудом. Когда бывало большой Никон сидел вместе с другими и омывал книги, то часто случалось, что блаженный Феодосий пряв ему необходимые для этого труда нити. Такой большой он был простоты и смиренности. Ученик Феодосия Илларион умел очень ловко переписывать книги” (1, 114-115). От Феодосия Печерского сохранилось одиннадцать произведений: два послания к князя Изяслава Ярославича, восемь поучений и одна молитва. Короткие и вместе с тем удивительно проницательны, полные искреннего сочувствия к людям, они являются примером красноречия XI ст.
В послании князю Изяславу Феодосий призвал быть милостивыми в отношении всех людей, независимо от их веры и национальности.
Идеи человеколюбия просматриваются также в “Изборнику” Святослава 1076 года. Это сборник статей (44 статьи), которые имеют воспитательное, поучительный характер. В “Слове некоторого отца к сыну своему”, что входит в его состав, раскрыты общечеловеческие моральные нормы в виде советов сыну: укрепляться добросердечністю, уважать старших, престарелых, не быть самолюбивым, не лениться, накормить голодного, посетить больного... Очевидно, “Слово...” принадлежит неизвестному киевском книжнику, который был в хороших отношениях с составителем “Ізборника...”.
В произведении ярко просвечивается идеологическая позиция автора “Слова...” как представителя господствующего класса. Он считает, что хорошее воспитание возможно и на службе в богатых, если они придерживаются принципов братолюбия. Он открыто предупреждает юношество, чтобы не вредили богатым, не уничтожали богатство, ибо только таким образом можно открыть себе дорогу в рай. Следовательно, эти советы выступают символами исторического своеобразия образа жизни в условиях социального неравенства.
Таким образом, писатели княжеских времен призвали людей любить Бога и ближнего, помогать бедным и немощным; однако они не ставили вопрос о ликвидации социального неравенства, считая, что социальная гармония вполне возможна в обществе, где есть богатые и бедные, праведники и злодеи, здоровые и больные.
И все же следует отметить благотворное влияние этих памятников древней письменности на воспитание личности. Призывы к совершенству, которые содержатся в них, способствовали формированию украинского воспитательного идеала, для которого были характерны любовь к Богу, патриотизм, добросердечність, сострадательность, жажда к знаниям, уважение к родителям и старшим людям.
На современном этапе, когда идет сравнение ценностей зарубежных государств, наша страна может выставить как одну из крупнейших свой воспитательный идеал, и при этом получит одобрение от мирового сообщества.

Литература
1. Ващенко Г. Воспитательный идеал. - Полтава: Полтавский вестник, 1994. - 191 с.
2. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине. - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 191 с.
3. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. - К., 1990. - 524 с.
4. Дорошенко Д. История Украины в 2-х т. К.: Глобус, 1991 г.
5. История западных и южных славян (с древних времен до XX в.) Курс лекций (В.І.Яровий, П.М.Рудяков, В.П.Шумило и др.) К.: Лыбидь, 2001 г. 632 с.
6. Киево-Печерский Патерик, или сказания о житии и подвигах Святых Угодников Киево-Печерской Лавры. К.:Лыбидь, 1991. 255 с.
7. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 480с.
8. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001. - 344 с.
9. Попович Г.М. История социальной работы в Украине и за рубежом: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Гражда, 2000. - 143 с.
10. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.:"Ин-т практ. психологии", Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. -192 с.



Назад