Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Особенности социальной работы в период Украинского Возрождения


Потеряв свой культурный цвет в борьбе с монголо-татарским нашествием, Киевская Русь, ее украинские земли стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов. Поработители украинского края повсеместно вводили католическую веру, пытались вытеснить из сферы потребления и культурной жизни родной язык. Полонизация украинского народа приобрела большой размах, и именно колониальный гнет разбудил национальное сознание украинцев.
Украинское культурное возрождение разворачивалось на национальной основе, но, бесспорно, в тесной связи и под влиянием мировых культурных процессов. На развитие общественной мысли, образования и культуры оказали влияние идеи Гуманизма и Реформации, которые господствовали в Европе в XV-XVII вв.
Несмотря на большой вред, который нанесли Украине монголо-татарские опустошения, чужие влияния, войны и распри, заложенные со времен Киевской Руси традиции благотворительной деятельности не были забыты.
Необходимо отметить, что эпоха Украинского Возрождения /вторая половина XV-ХVII ст./ в истории социальной работы совпадает с периодом церковно-государственной благотворительности. Для этого этапа характерно переплетение двух ведущих направлений общественной опеки, взаимно дополняют друг друга. Первый - продолжение традиций Владимира Великого и других князей, которые показали пример личного благодеяние и защиты бедных, престарелых, сирот и других категорий нуждающихся; второй - усиление организующего начала, совершенствование форм и расширение масштабов государственной поддержки социально уязвимых слоев населения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.
Значительную социальную помощь уязвимым слоям населения в указанный период продолжали предоставлять монастыре и церковь.
Кроме религиозной и просветительской деятельности монастыре развивали разного рода ремесла, садоводство, огородничество, предоставляли приют и помощь старикам, осиротевшим, пострадавшим от бедствия.
Что касается церкви, то она постепенно превратилась в духовный центр, который сочетал в себе храм, школу и больницу. В храмовые дни (праздники) возле церквей устраивались общественные обеды, одаривание стариков, калек, сирот. Поощрялась милостыня и в другие дни.
Основное бремя социальной помощи на селе взяла на себя община, которая несла ответственность за всех ее членов, особенно за бедняков, нищих, бродяг, бродяг. Согласно уставу, она была обязана удерживать убогих, а барский двор должен был заботиться об обеспечении их определенным заработком, выдачу наличных средств для приобретения необходимого.
Руководители общины имели организовать приют нищим (в специальном доме или свободных домах). Перестарілим, а также обедневшим семьям односельчан помогали продовольствием накануне праздников, особенно Пасхи и Рождества. В то же время стимулировалось благотворительности. Наши предки верили, что за одаривание бедных, униженных отдается на небесах.
Безотказным была общественная помощь погорельцам. Община из своих средств или зажиточные крестьяне из собственных запасов помогали пострадавшим одеждой, продовольствием, семенами, строительными материалами, устраивали толоку для возведения жилья. Особую заботу проявляла община о сиротах и вдовах. Для опеки над сиротами создавались сиротские совета.
Специфической разновидностью общин оказались церковные братства, которые принимали активное участие в решении многих социальных проблем своих членов и тогдашнего украинского общества.



Назад