Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Филантропические функции братств Украины и их продолжение в братских школах


Братства возникли в критический для Украины время, когда угнетения родной культуры и православной веры достигало своей вершины. Именно тогда на общественную арену выступило мещанство - слой украинского общества, которая до сих пор играла незначительную роль в истории государства. Оно взяло на себя дело обновление церковной и духовной жизни украинцев, спасения веры и народности.
Братская организация имеет глубокие корни в истории родной страны. Российский историк С.соловьев высказал мнение, что первоначальным общественным объединением, из которого возникли братства, были известны за княжеских времен “братчины”, то есть пиры в складчину, что происходили от языческих культовых обычаев и были общие для всех славян. Другие исследователи высказывают предположение, что прототипом более поздних братств следует считать братство родовое.
Большое влияние на устройство и организацию наших церковных братств имели ремесленные цехи, что в них было организовано населения городов с волной распространение так называемого магдебургского права. Подобно как в магазинах, так и в братствах начали вводиться обязательные организационные уставы, что очерчивали права и обязанности.
Главным очагом братского движения на украинских землях считается город Львов, на белорусских - Свободно. Старейшими братствами на Украине были Львовское Успенское и Луцкое Хрестовоздвиженське.
Занимаясь различными ремеслами и особенно торговлей, в ХV в. львовские мещане значительно улучшили свое материальное положение. Во Львове возросло число украинских магазинов и домов. Некоторые из мещан нажил очень большое имущество. Рост экономического благосостояния побудило мещан к общественных и церковных дел. В своих общественных стремлениях они объединялись в братствах. Во Львове их было несколько, считается старейшим Успенское (1439). Первоначально его деятельность сводилась к опеки над церковью: братчики в складчину покупали свечи, иконы. Ежегодно на праздник Успения делали большой пир. Братчики помогали бедным своим членам или их семьям, вместе торжественно совершали захоронения умерших, воспитывали в себе черты солидарности и взаимной помощи. Впоследствии братская организация окрепла и распоряжалась значительными фондами. В 1574 году Успенское братство помогло Ивану Федорову соорудить типографию.
Членами братства могли быть все, кто желал: и мужчины, и женщины. Ознакомившись с уставом, они провозглашали в церкви присягу, после чего записывались в братский реестр и платили денежный взнос. Конечно, главная власть была сосредоточена в руках двух старейшин. Они назначали день и время собраний; в них хранились средства - у одного был ключ, у второго - ящик с деньгами и документами. Старейшины должны были быть и судьями: братчикам запрещалось обращаться в суд духовного и светского. Церковные старосты кроме ухода за строительством храмов, госпиталей, школ имели заведовать церковным имуществом, книгами, разным скарбом братства. В их обязанности входило разыскивать старые летописи. Госпитальные надзиратели выступали посредниками в выкупе казаков с турецкой и татарской неволи.
Четыре раза в год происходила торжественная церковная служба, после которой братчики устраивали роскошные обеды для нищих, увечных, больных и слепых.
Первейшая обязанность каждого брательника - посетить больного, помочь ему, сообщить братство о беде. В этой сплоченности, монолитности, взаимовыручке также мало воспитываться чувство взаимной любви, большой единства. Почетной миссией братств была построение школ на Украине, привлечение украинского трудового народа к образованию, создание народных библиотек, розыск и хранения исторических летописей, книг, документов.
Первой братской школы повышенного типа в Украине стала школа Львовского братства (1586 г.). По ее образцу открылись братские школы в Перемышле, Киеве, Виннице, Кременце, Луцке и др. В братских школах повышенного типа кроме чтения, счета, письма и хорового пения изучался “семь свободных искусств”. На высоком уровне изучали предметы тривиуму: грамматику, риторику, диалектику. Предметы квадривіуму изучались на несколько более низком уровне, кроме музыки. Последняя выступала одним из основных учебных предметов.
В изучении языков братские школы, как правило, прошли две стадии: греко-славянскую, затем - латино-польский. На первом месте всегда стоял изучение славянского языка. На втором - греческой, поскольку она давала возможность усваивать на высоком уровне античную научную литературу. На второй стадии развития братских школ изучалась еще и латинский язык (язык западной науки).
Об организации работы братских школ дает представление устав Львовской школы “Порядок школьный” 1586 г. Он свидетельствует о демократический уклад школы: учились дети разных состояний; отношение учителя к ученику определялось не за состоянием, а за успехами в учебе (ученик занимал место на скамье во время занятий в зависимости от успехов в учебе, но не по происхождению); ректор и учителя выбирались на общих собраниях братства. Обучение в школе платное, хоть самым бедным ученикам предоставлялась помощь. Родители в присутствии двух свидетелей заключали со школой письменное соглашение, где указывались форма оплаты, то, почему школа должна научить ребенка, а также обязанности родителей по содействию детям в учебе.
В братских школах не только давали основательные знания, но и прививали моральные качества. Устав Львовской братской школы предлагал учителям каждую субботу и воскресенье проводить беседы на разные темы, а также обучать детей юношеской морали: как они должны быть в церкви перед богом, в доме перед своими родными и как им всегда хранить добродетель.
Таким образом, отстаивая национальное развитие, противодействуя католическом религиозному гнету, братства осуществляли благотворительные функции: помогали бедным, вдовам, сиротам, больным, строили типографии, церкви, больницы, оберегали памятники истории, культуры, выкупали пленников с татаро-турецкой неволи. В открытых ими школах осуществляли воспитание молодежи в духе человеколюбия, набожности, милосердия.



Назад