Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Воспитание гуманизма и милосердия как одно из основных задач казацкой педагогики. Социальная помощь в Запорожской Сечи


Протест украинского народа против национального, религиозного и социального гнета вылился в особое военное, государственное, политическое, культурно-историческое и педагогическое явление - казацкое движение. Запорожская свободная республика основала самобытные образцы благотворительных учреждений и проявления социальной опеки.
Украинское казачество возникло в XVI в. как народность со своим особым характером, которая самостоятельно колонизировала широкие степные просторы. В казацком братстве все были равны. Даже главарь, наделенный диктаторской властью, носил одежду, одинаковую с каждым другим. Это добровольно убогое общество стало учредителем Запорожской Сечи, где скрывался казацкий военный припас, была рыцарская школа казачьей молодежи.
Казацкое движение вызвал к жизни уникальное для всей мировой культуры явление - казацкую педагогику, основными задачами которой стали: готовить физически закаленных с крепким здоровьем мужественных воинов-защитников родного народа, воспитывать у молодежи украинский национальный характер и мировоззрение, формировать высокие рыцарские качества, уважение к старшим людям, стремление быть милосердными.
В поселениях запорожцев типичным явлением была церковь, с одной стороны которой находился госпиталь, а с другой - школа. Это была традиция, которая отражала способ и характер казацкой жизни. Общение с казаками-инвалидами, престарелыми воспитывали в детях доброту, милосердие, сострадание к чужой боли. В жизни же больных и старых запорожцев такие контакты вносили радость.
На берегах реки Самары в Поднестровье, в Трахтемирові под Каневом, в Лебединском монастыре близ Чигирина, при Левківському храме возле Овруча - везде по Украине были благотворительные учреждения для раненых и старых воинов Запорожской свободной республики. Было таких госпиталей, как свидетельствуют источники, в Нежинском полку - 138, в Черниговском - 118, в Лубенском - 107, в Переяславском - 52, в Полтавском - 42 и т.д. Это были одновременно и больницы и приюты, и общественные ячейки для тех, кто не мог бороться и работать, о ком заботилось тогдашнее украинское общество.
В отношении к заезжих и пришлые людей запорожские казаки всегда были очень гостеприимны. Строго придерживались любви к путешественников. В Запорожье будь - кто мог появиться в шалаш жить, есть, пить, не выражая благодарность за гостеприимство. Там никто не смел упрекать старому человеку, что она зря ест хлеб. “Приезжай туда будь-кто, лежи себе хоть три месяца, - пей и ешь все готово. Только и дела, что встань и помолись Господу; а когда есть деньги, то иди в корчму покупать водку”, - так освещает казачий быт исследователь украинского казачества Яворницкий /11, 234/.
Одинокие казаки жили в бурдюках. Они никогда не закрывались и поэтому всегда и для всех были открытыми. Когда хозяин мех шел куда-нибудь в степь, то он мало того, что оставлял его незакрытым, а еще клал на столе продукты для приготовления пищи. Кто хотел, тот заходил в квартиру. Хозяин встречал гостя, как родного отца, поскольку рядом не было ни родственников, ни друзей.
Старые казаки часто шли в монастырь монахами, где заканчивали свою жизнь. Однако большинство казаков умирали там, где жило. Причем, если казак умирал в Сечи, то его хоронили на специально отведенном кладбище. Если умирал в мехе ли зимовнике, то захоронение находилось на склоне глубокой балки, вблизи живописного озера или среди степи. Нередко насыпали высокие курганы.
Постепенно в общественную ткань Запорожской Сечи проникла социальное неравенство. Декларируемая обычным правом тезис о равные возможности всех членов запорожского общества в реальной жизни выглядела в лучшем случае как утопия. Например, Ивану Сирко принадлежали хутора на Слободской Украине, мельницы и дома на Левобережье, большая пасека. Еще большее количество земель, имущества и табунов скота сосредотачивал в своих руках казацкая старшина в последние десятилетия существования Сечи.
Накопление определенных материальных богатств в руках казацкой старшины позволило ей выполнять благотворительные функции: строить величественные церкви, монастыри, школьные здания. На Украине образовался особый стиль, так называемое Украинское барокко.
Что касается положения народных масс, за счет которых происходило обогащение казацкой старшины, то защитником их прав выступил гетман Иван Мазепа. Пытаясь удержать старшинские аппетиты в пределах права и законности, Универсалом 1691 г. он строго запрещал как светским, так и духовным державцям (монастырям) обтяжати крестьян повинностями, а казаков переводить в посполитые (крестьяне); им же было запрещено отбирать у простых казаков землю.
Следовательно, именно в деятельности Запорожской Сечи отчетливо прослеживаются два ведущих направления общественной опеки, которые имели место в ХV-XVII вв.: личная благотворительность и общественная (государственная) при сохранении и поощрении филантропической функции церкви.



Назад