Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Частная благотворительность в Украине. Создание первых высших учебных заведений Украины - Острожской и Киево-Могилянской Академии как результат филантропической деятельности выдающихся украинских меценатов


В период Украинского Возрождения осуществлялись светские подходы к опеки над уязвимыми слоями населения. Получила распространение частная благотворительность. Очевидно, на Украине весьма живучими остались благотворительные традиции строить церкви, школы, больницы, библиотеки, учрежденные князей Киевской Руси. Исповедуя идеи человеколюбия, а возможно, стремясь увековечить свое имя в истории родного народа, или противостоять польской шляхте, защищая сословные интересы, украинские князья, гетманы, казацкая старшина Запорожской Сечи и другие покровители развития церкви, образования и культуры строили сооружения, которые принесли славу Украине.
Среди украинского панства были меценаты пионеров украинского книгопечатания и учительства. Однако они были скорее исключениями. Так, Григорий Хоткевич, гетман литовский, что в своем имении Заблудові дал в 1568 г. убежище изгнанным из Москвы печатникам Ивану Федорову и Петру Мстиславцю; князь Юрий Слуцкий, в 1560-х годах заложил у себя в Слуцке школу и типографию.
Большим покровителем украинской церкви и меценатом национальной просвещения был Иван Мазепа. Он построил за свой счет ряд величественных церквей и монастырей в Киеве, Чернигове, Переяславе и в других городах, даже селах; соорудил новый большой дом Могилянской Академии и щедро одарил ее имениями, чтобы сделать возможным науку “всякому из малороссийских детей, которые хотят учиться”, фундував школы, бурсы и госпитали, всеми способами помогал просвещению и искусству. Гетман наделял имениями украинские монастыри, которые служили в те времена центрами просвещения через свои школы и типографии.
Он сравнивается символично с князем Владимиром Великим просветителем Руси-Украины.
Благодаря деятельности украинских меценатов были заложены школа повышенного типа в Остроге и Киево-братская коллегия, что в 1701 г. получила официальный статус Академии.
Острожская школа-академия является одной из первых школ высшей ступени в Украине и самым значимым среди православных учебных заведений ХVI-XVII ст., что их открывали украинские магнаты. Она была организована князем Острожским на его средства в 1576 г. От основания ей предназначалась ответственная историческая роль - противостоять колонізаторському влиятельные на украинскую и белорусскую молодежь католицько-иезуитских учебных заведений. Поэтому в учебном процессе большое внимание отводилось воспитанию у учащихся чувства патриотизма, любви к культуре, языку, традициям своего народа.
Острожская школа стала организационным центром деятельности научного кружка, который объединял талантливых ученых латинского, греческого, славянских языков, выдающихся математиков, астрономов, философов. Здесь действовали литературно-научный кружок, а также типография И.федорова (с 1577 г.). В Остроге Федоров напечатал более 20 книг. Среди них - знаменитая первая “Библия”, написанная церковно-славянском языке (1581). Редактором “Библии” стал Герасим Смотрицкий - первый ректор Острожской школы-академии.
Острожскую школу называли “трехъязычным лицеем” или “слов'-греко-латинской академии”. По сути, ее учреждении было началом компромисса между представителями восточно-славянской просветной традиции и “латинской науки”.
Острожский первым практически реализовал идею сочетания этих течений: в его школе изучали не только славянскую, но и греческий, русский, польский языки. В программу обучения Острожской школы также входили грамматики этих языков и другие предметы “семи свободных искусств”. Здесь, очевидно, существовало 7 классов, хоть отдельного класса богословие не было, как в Киево-Могилянской Академии.
Учились здесь как дети шляхты, так и крестьян. Воспитанниками этой школы были Мелетий Смотрицкий - сын Г.Смотрицького, Петр Конашевич-Сагайдачный - известный гетман казачества; Иван Борецкий - первый ректор Киевской братской школы и многих других выдающихся людей того времени.
В функционировании Острожской Академии часто недооценивается роль Гальшки Острожской - племянницы Константина Острожского, на что обращал внимание Франко Иван Яковлевич. В завещании Гальшки Острожской, дочери Ильи Константиновича Острожского, датированное 16 марта 1579 г., заключенного в Турове, указано, что она перечислила значительную сумму средств на материальную поддержку академии, на госпиталь и монастырь святого Спаса недалеко Луцка. Следовательно, существует документально доказанный факт о благотворительной деятельности Гальшки - кн. Острожской и ее существенный вклад в основание Острожского культурно-образовательного центра. Напрашивается проведения параллели - сравнение Острожской Гальшки с Гальшкой Гулевичівною из Киева. Гальшка Гулевичивна, богатая киевская шляхтинка, жена мозырского маршала Стефана Лозки, переписала свои наследственные земли на Подоле на братскую школу, отель, дом для сирот и монастырь.
Авторы художественно-исторического романа “Неопалимая купина Ю.Колісниченко и С.Плачинда очень эмоционально описывают процесс дарения: “Я, Гальшка Гулевичивна, жена его милости господина Стефана Лозки, маршалка Мозырского, с разрешения его милости и любви к братьям моим и родного народа украинского вознамерилась сделать добро...
Я дала, подарила, записала, и вечным неизменным подарком на вечные времена даю, дарю и отписываю мое собственное наслідницьке владения, что пользуется делами и вольностями благородными, мой собственный двор в целом виде вместе с землей, дарю на школу для детей как и шляхты, так и мещанских, на отель и монастырь, чтобы этот монастырь и школа расположены были на этой земле” /4, 69/.
Следует отметить, что уже с начала второго десятилетия XVII в. центр религиозного, национального, культурного жизни переместился из Львова в Киев. В 1615 году в Киеве было заложено братство, куда вписался гетман Петр Конашевич-Сагайдачный со всем войском запорожским. Таким образом, создана братская школа имела немало покровителей среди знатных людей своего времени, а казачество официально переняла протекторат над культурно-национальным движением в Киеве. Сагайдачный, который в 1622 г. был похоронен в братской церкви на Подоле, за пять дней до смерти составил завещание, записав несколько тысяч золотых на киевское братство и полторы тысячи - на львовское, специально на научно-образовательные потребности.
Среди меценатов украинского народа необходимо особо выделить имя Петра Могилы - киевского митрополита, который вложил значительные средства в культурно-религиозные цели. Он много сделал для обновления киевских святынь: реставрировал св. Софии, Михайловский Выдубецкий храм, Трехсвятительской церкви и Спаса; на месте руин Десятинной церкви поставил новую. Особенно велики его заслуги на культурно-просвітньому поле. В 1631 году им была открыта Лаврская школа, которая после слияния с братской в 1632 г. зреформувалась в коллегию по типу высших западноевропейских школ. Петр Могила стал протектором объединенной коллегии. Ее создание он считал самым большим достижением своей жизни. В предисловии к “Анфології” 1636 г. (сборник молитв и наставлений о поведении в определенных жизненных ситуациях), посвященной “благородному и благоговейном юношеству и всем вообще благочестивым студентам киевских школ”, он писал: “С божьей помощью, постаравшись в меру моих слабых сил на средства моего семейного имущества восстановить гимназию, то есть киевские школы... я поставлял, снабжения и очень желаю с помощью царя небесного до конца своей жизни поставлять школы книгами, учителями, средствами для содержания бедных студентов” /10, 62/.
Петр Могила не только стал материальным покровителем объединенной коллегии, его беспокоило моральное здоровье студенчества и усвоения ими наук. В “Анфології” он призвал наставников следить, чтобы студенты шли спать и вставали в определенное время, спали не больше семи часов, прежде чем заснуть отчитывались перед собой в результатах прожитого дня” /10, 165/.
Умирая, Петр Могила завещал коллегии все свое имущество, денежные средства и ценности - библиотеку, дома, дворовые места на Подоле, половину скота и инвентаря со своего хутора Непологи, село Поздняківку, более 80 тыс. злотых, серебряную посуду, одежду свою митрополита и митру, украшенную семейными драгоценными камнями крест и даже ткани - на одежду студентам и просил беречь коллегию как единую залог его земной жизни. /10, 63/.
Кроме уже названных жертвователей академию поддерживали гетманы, митрополиты, богатые казаки, православная шляхта, монастыри и т.д. Все пожертвования записывались на Братский монастырь, который удерживал Академию и потому назывался Училищним. Большое внимание обращали на Киевскую высшую школу Богдан Хмельницкий, гетман І.Самойлович, И.мазепа, І.Скоропадський и др. /10, 170/.
Коллегия развивалась как высшее учебное заведение и вскоре стала известным во всей Европе центром образования, науки и культуры. Она имела свои особенности: не присваивала своим выпускникам ученых званий, не делилась на факультеты, как это было в западных университетах. В коллегии существовало деление на классы, всего их насчитывалось 8: подготовительный, три младшие, два средних и два старших. Полный срок обучения составлял 12 лет, во всех классах учились один год, в высших, как в частности философии - два года, а в классе богословие - четыре года. Учебный план предусматривал изучение “семи свободных искусств”, славянской, греческого, латинского и польского языков. С конца ХVIII в. изучали немецкий, французский и древнееврейский языки.
В коллегии работали лучшие украинские и иностранные преподаватели. Среди них - Есть. Славинецкий, С. Полоцкий, Г. Смотрицкий и др.
В 1701 г. Петр I своим указом предоставил коллегии официальный статус академии, что сделало ее первым официально признанным высшим учебным заведением в Украине.



Назад