Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

5. Педагогическая мысль эпохи Возрождения о воспитании добродетелей и призывы к милосердию


Две украинские академии - Острожская и Киево-Могилянская взлелеяли в своих стенах элиту родного края - выдающихся писателей, полемистов, печатников, философов, произведения которых воспитывали молодежь в духе благочестия, патриотизма, гуманизма. Тем самым они оказали влияние на развитие социальной работы в эпоху Украинского Возрождения.
Важным событием, которая способствовала развитию педагогической мысли в Украине, стал начало отечественного книгопечатания, основоположником которого является известный просветитель ХVI ст. И.федоров (1510-1583 гг.). Он основал во Львове первую в Украине типографию, в 1574 г. издал первую печатную восточнославянскую книгу “Азбука”. В 1578 г. выпустил новое издание “Азбуки”. Это было сделано в Остроге, где он основал свою следующую типографию. Выдана І.Федоровим учебная литература является неоценимым сокровищем в развитии педагогической дела в Украине. Этими книгами он стремился защитить детей от вседозволенности родителей, призвал воспитывать в милости, в благоразумии, в смирении, в терпении.
В “Поучении к сыну” И.федоров писал о необходимости воспитания любви к человеку, заботливого отношения к сирот и убогих:


“Не сътвори насилие убогом,
Понеж убог есть,
И не стирай нищего во вратех,
Как будет судить господь беззаконие эго.
Не дотыкайся границ чужих
И на поле сироты невступи,
Понеже мститель их силен есть.
Иже судить будет
Противу тебя беззаконие их” (7, 257).


Первым среди украинских деятелей, кто создал светское произведение о сути милосердия и обратился к проблеме профессионального нищенства, был Єпіфаній Славинецкий. Он известен как опытный педагог-практик, теоретик воспитания. Закончил Киевскую братскую школу, в ней впоследствии работал, преподавал греческий и латинский языки.
Впервые Є.Славинецький рассматривает “человек церкви” (нищих) не только в качестве заместителей перед Всевышним, но и как бездельников, которые спекулируют на добрых чувствах христиан. Для того, чтобы профессиональное нищенство не распространялось, автор произведения “Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ны” предложил молодым и здоровым предоставлять работу и “иные рукоделия”, а для немощных и убогих организовывать “недужнопиталища”. Средства на их организацию должны выделяться духовенством, а не контролироваться “царем и начальником и судьями мирскими”. Не должно оставаться в стороне и общество, которое может предоставлять организованную помощь через “братства милосердия”.
В “братства” вступают добровольно и по своим возможностям оказывают посильную помощь. Одни - финансируют, другие - выслушивают нуждающихся, чтобы выяснить потребности, третьи - помогают советом. Большое внимание отводилась превентивным мерам против нищеты. С этой целью должны создаваться кассы для временно нуждающихся, где под залог без процентов можно было получить деньги, причем вдовы и бедняки освобождались от залога. Таким образом, на рубеже XVII-XVIII в. появляются первые проекты замены мирской ожоги на цивилизованные формы общественной помощи.
Важные идеи по проблемам прививание любви к ближнему высказывал Є.Славинецький. Он хорошо осознавал необходимость тесной связи между умственным, нравственным и физическим воспитанием, придавал большое значение воспитанию у детей уважения и гуманного отношения ко всем людям, соблюдению правил поведения как в семье, так и общественных местах. В произведении “Гражданство обычаев детских” он рекомендовал обучать детей доброты не иметь самолюбия, не подниматься выше других, всегда помнить о добродетели, ближнем служить и угождать” (5, 328).
Видное место в развитии социально-педагогических исследований в Украине следует отвести выпускнику Киево-братской коллегии Симеону Полоцком /1629-1680/. В 1664 г. он переехал в Москву, был учителем детей царя Алексея. Особое место при дворе царя позволяло ему печатать свои произведения, минуя цензуру.
Педагогические взгляды Полоцкого формировались, с одной стороны, под влиянием народной педагогики, практики работы братских школ, с другой - западноевропейской педагогики.
Для социальной педагогики ценными есть идеи Полоцкого о основную роль социальной среды и воспитания в формировании взглядов ребенка, о необходимости самосовершенствования личности, о правильное воспитание в семьи как условие формирования добропорядочного ребенка, о гражданское воспитание.
В воспитании человека С.Полоцький выделяет три периода:
1. От рождения до 7 лет - период нравственного воспитания. Родители обязаны обучать детей произносить чистые и добрые слова, говорить правду.
2. От 7 до 14 лет - период практического обучения. В настоящее время необходимо обучать каком ремеслу, в нужном жизни.
3. От 14 до 21 года - период умственного развития и гражданского воспитания. Юноша, который развивается умственно, начинает постигать мудрость, учится быть честным гражданином.
Лучшим превентивной мерой против социально неприемлемого поведения, по мнению Полоцкого, является труд. Немало значит правильное воспитание в семьи. Где нет дружеского согласия, там страдают дети, ведь они не чувствуют доброго примера жизни и поведения родителей.
Педагогические взгляды Полоцкого освещены в произведениях “Ужин душевная”, “Вертоград многоцветный” и др.
С.Полоцький критиковал недостатки современного ему общества: стремление к наживе, тунеядство. Последние его мысли созвучны с взглядами известного украинского полеміста Ивана Вишенского, что был пропагандистом идеи равенства всех людей, доказывал, что и бедный, и богатый имеют от природы одинаковое строение тела, дышат тем же воздухом.
Таким образом, наряду с распространением идей милосердия, доброжелательности, взаимопомощи украинские деятели придерживались мнения о необходимости существования в мире социальной гармонии, устранение социального неравенства, что в конечном итоге целью социальной работы.

Литература
1. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине /конспект лекций/. - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68 с.
2. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. /репринтное воспроизведение издания 1913 г./ - К., 1990. - 524 с.
3. Дорошенко Д.И. Очерк истории Украины в 2-х т. - К.: Глобус, 1991. - 238 с.
4. Колисниченко Ю.Я., Плачинда В.Д. Неопалимая купина. - Хмельницкий: Подолье, 1994. - 208 с.
5. Славинецкий Есть. Гражданство обычаев детских / / Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства ХIV-XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - С. 314-330.
6. Устав Львовской братской школы 1586 г. Порядок школьный / / Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М.: Педагогика, 1988. - С. 79-85.
7. Федоров И. Наставления сыну. / / Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV-XVII вв. - М.: Педагогика, 1985. - С . 257-258.
8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб.пособие для студ .высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
9. Франко И.Я. Шесть записей Ильи Константиновича Острожского. / / Собр. произведений в 50 т. - Т. 39. - К.: Наукова думка, 1983. - С. 144-160.
10. Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. - К.: Выща школа. Изд-во при Киев. ун-то, 1988. - 268 с.
11. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. В 3-х т. - Т. 1. - К.: Наукова думка, 1990. - 592 с.



Назад