Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Социальная помощь в Западной Европе


Процесс замены церковно-монастырской системы социальной опеки на государственную охватил достаточно долгий период времени. В каждой из европейских государств существовали свои особенности перехода к новой формы благотворительности и ее реализации. Традиционно считается, что началом реформ в социальной политике стали преобразования 1520-1530-х гг.: и в плане административных мер, и в плане практических шагов по централизации социальной помощи в городах. И
Классическими примерами государственного вмешательства в основах социальной помощи стали едикти императора Священной Римской империи Карла в (1519-1556) 1530 и 1531 гг. У них уже были четко определены основные принципы будущей социальной реформы. Так, согласно эдикта 1530 г. местные муниципалитеты должны были ввести строгий контроль за своими нищими и бродягами; некоторые послабления допускались лишь в отношении к больных и немощных. Дети бедняков должны были привлекаться к работе в торговле или на местном производстве. И
В то же время декларировалось, что все города должны обеспечивать продовольствием и предоставлять убежище своим беднякам, попрошайничество и нищету за пределами своего родного города запрещалось. Если в городе оказывалось больше бродяг, чем оно могло удерживать, последние могли быть направлены в другую местность с заказным письмом. Местная власть получила контроль над монастырскими госпиталями с тем, чтобы помощь в них розприділялась между истинно нуждающимися. Таким образом, эдикт заложил основы новой социальной политики и наделил местную власть широкими полномочиями в отношении к бедняков. Контроль над церковным госпиталями стал шагом к их постепенной и последовательной секуляризации. Важным элементом в обновлении социальной помощи стали также положение о том, что дети бедноты должны найти свое место в обществе.
Эдикт 6 октября 1531 г. совершил еще более важные шаги на пути становления государственной поддержки нуждаясь; прежде всего были раскрыты причины появления нового законодательства, важнейшим из которых стало то, что число бедняков превысило все допустимые пределы. В эдикте отмечалось, что те больные и немощные, которые не могут зарабатывать себе на пропитание, должны получить пищу и убежище в монастырских госпиталях. Эдикт категорически запрещал просить милостыню на улицах, в парках, на площадях, возле церквей. Нарушение запрета каралось тюремным заключением. В то же время милостыня в пользу прокаженных и заключенных разрешалась. Одновременно, согласно эдиктом отмечалась необходимость организации городских фондов для помощи бедным нищим. Фонды размещались в каждой церковном приходе, однако действовали с согласия местной власти. Здоровые бедняки должны были направляться на работу, их дети посылались в школу или для работы на местных предприятиях.
Таким образом, эдикт сочетал в себе два основных принципа: с одной стороны, четко выраженное желание регулировать и контролировать процесс оказания помощи беднякам ради сохранения общественного порядка, с другой продолжение традиционной христианской благотворительности, центрами которой были монастырские госпитале.
Более жесткими оказались законы, направленные против бродяг, принятые французскими властями. Здесь бродяжничество объявлялось преступлением, которое требует репрессивных мер. Бродяги привлекались к городских общественных работ. Вместе с тем очень неопределенно обновлювались условия выявления и распределение социальной помощи.
Французские законы против бродяг запретили публичное попрошайничество и обязали города помогать своим беднякам. Законы осуждали не только попрошайничество в общественных местах, но также и тех, кто подавал милостыню. В 1532 г. Парижский парламент принял решение арестовывать бедняков, и, приковывая цепью попарно, отправлять на принудительные работы. В 1535 г. Парламентом был утвержден серию мероприятий, которые касались нищих в столице, в частности, все здоровы нищие, что здесь жили не менее 2-х г., должны были привлекаться к общественным работам под угрозой смерти; все здоровые нищие, что жили в столице меньше 2-х г. под угрозой смерти должны были покинуть город в течение трех дней; те нищие, которые притворялись больными - подлежали публичном пороттю и изгнанию из города; те горожане, которые давали милостыню на улицах или вблизи церкви, оштрафованных.
Однако главную роль в проведении реформ во Франции, как и по всему континенте, играла не центральная власть, а местные муниципалитеты. Организация помощи беднякам практически полностью перешла в руки местных властей. Так, в 1586 г. Французский король писал, что государство не должно брать на себя заботу о фонды для бедняков, это дело зависит от благотворительности “добрых мещан”. Такой подход раскрыл еще один важный принцип в организации местной социальной помощи - местная власть начала проводить специальные налоги на пользу бедных. В то же время государство постоянно вмішувалась в действия коммунальной власти, и много важных решений опирались на центральные установки. Однако практически всегда инициатива шла от местной власти. Более того, реорганизация госпиталей и оказания помощи беднякам начиналась тогда, когда были плохие урожаи или экономические спады.
Своеобразно решалась проблема искоренения нищеты и нищеты в Англии, где законы, направленные против злидарства. Стали предпосылкой кардинальной перестройки социальной помощи.
Условно в Англии можно выделить три основных этапа становления светской системы социальной помощи:
1) 1514 1568 гг., когда местными властями были инициированы реформы;
2) 1569-1597 гг., когда центральное законодательство играл более значительную роль;
3) период после 1597 г., когда проблема решалась почти исключительно королевской властью.
Лишь на последней стадии программа перестройки помощи беднякам начала реализовываться успешно и эффективно. Уже в XVI ст. Появилось много законов, направленных на борьбу с бродягами а наказание было более жестоким, чем на континенте. Параллельно ставилась задача создания общей системы контроль за бедностью и ограничения или запрета злидарства.
Согласно эдикта 1531 г. Генриха VIII необходимо было провести перепись всех бедняков и составить списки нуждающихся. В Англии подлежали порці не только те, необоснованно просит, а и те, кто дает. В 1935 г. Появился следующий эдикт Генриха VIII, который обязывал местную власть підгримувати бедных и немощных и предоставлять работу здоровым беднякам. Дети бедняков в возрасте от 5 до 14 г. должны были направляться для обучения ремеслам. В каждом городе должны были создаваться фонды для помощи нуждающимся. Милостыня не должна была подаваться нищим индивидуально, она розприділялась централизованно специально предназначенным чиновником.
В Англии, в отличие от континентальной Европейской заметить четкую связь между бедностью и рынком рабочей силы. В частности, в 1563 был издан “Устав ремесленников”, который оговаривал наим рабочих и устанавливал, что все бедняки в возрасте от 20 до 60 лет должны работать.
Решающие изменения в оформлении нового законодательства были осуществлены в Законах о бедняках Єлизавета И в 1597-1598 гг., согласно которых предусматривалось создание реформаторіїв и исправительных домов, организация госпиталей, приходской помощи для стариков и немощных, запрет попрошайничества и др.
Существовала также практика высылки бедняков из государства. Так, в 1618 1619 гг. на Виргинские острова были отправлены 99 детей в возрасте от 9 до 16 лет. Отправление бедняков осуществлялось на Бермудские острова и Барбадос. Данная практика преследовала еще одну важную цель постепенное заселение колоний Британской империи, однако не оправдала себя. Наказание изгнанием не принесло ожидаемого результата. В результате нищий, которого перебрасывали из страны в страну, попадал на виселицу.
Главным методом борьбы с нищетой стали проекты создания системы рабочих домов. Ведущий из них - Брідвел был создан в Лондоне во второй половине XVI века. Он представлял собой хорошо оборудованные мастерские, прекрасно охранялись и отмечались тюремной дисциплиной. Однако безработица была в Лондоне настолько большим, что этот дом не мог обеспечить работой всех бродяг, которые туда направлялись, Кроме того слуги, ветерана войны и незіпсуті бедняки вынуждены были работать с закоренелыми бродягами и властелинами, что размывало их сознания грани между добром и злом. Вскоре само слово “Брідвел” вызвало ненависть у людей. В результате идея Брідвела в плане приучение бродяг к честной работы себя не оправдала.
Существовали также идеи создания исправительных домов и благотворительных школ. Одним из реформаторов такого движения в Англии во второй половине XVI в. стал Ф.Уотсон. Во второй половине XVI в. возникло “Общество распространителей христианского знания”, которое создало сеть таких школ, где детей бедноты учили не только христианской практике и доктрине, но и “некоторым другим вещам, полезным людям и их положению” (чтению, письму, иногда арифметике, шитью и т.д.).
Однако бесплатные никогда так и не стали учебными заведениями для низших слоев населения. С самого начала их основания туда потянулись достаточно обеспеченные люди: дети ремесленников, торговцев, буржуа, которые не попали в традиционные школы.
В 1601 г. в Англии была оформлена новая социальная политика. Закон 1601 г. подробно определил принципы помощи беднякам и методы финансирования системы социальной помощи путем сбора специальных налогов.
В результате основу английской системы помощи было заложено сочетание трех базовых принципов:. организована помощь беднякам, меры по созданию робочих. мест и репрессии против бродяг.
В большинстве европейских государств реформирования системы социальной помощи шло тем же путем, что во Франции и Англии.
XVI в. стал временем глобальных изменений в сфере социальной политики. Однако частная благотворительность, выраженная в раздаче милостыни, под влиянием общей христианской традиции еще не потеряла своей силы. Публичные акты благотворительности оставались составным элементом похорон и религиозных праздников. Наряду с новыми взглядами на проблемы оказания помощи нуждающимся существовала и традиционная концепция бедности. Лишь в первой четверти ХVП вв., когда отмечались особенно урожаи, экономический застой и массовое обеднение трудящихся, новая социальная политика получила окончательную победу.
Результатом этого стала кардинальная смена критериев определения бедности. Теперь бродяги считались опасными преступниками. На первый план выходили трудовые семьи, что обеднели через низкую зарплату или через безработицы. Именно им общество предоставляло временную поддержку. На постоянную помощь могли рассчитывать престарелые или неизлечимо больные, зарегистрированные по месту своего проживания.
Таким образом, новая социальная политика в отношении к нуждающихся слоев населения включала в себя два элемента: а) стремление трудовлаштувати “здоровых” бедняков и бродяг, подкрепленное репрессиями; б) организация централизованной системы помощи.



Назад