Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Освещение проблем общественной гармонии и государственного воспитания в социально-педагогической творчества


Освещение проблем общественной гармонии и государственного воспитания в социально-педагогической творчества.
а) Т.Мор и Т.Кампанелла о справедливом общественном устройстве и воспитания;
б) Я.А.Коменський о “улучшение дел человеческих” и государственную систему поддержки нуждающихся;
в) Предложения Джона Беллерса по устранению бедности в трудовых колледжах.
Проблемы справедливого общественного устройства, где бы не было социальных конфликтов, разделения на богатых и бедных, гражданского воспитания, которое должно было бы обеспечить такую гармонию, беспокоили передовых людей на грани двух эпох Возрождения и Нового времени (ХVI-XIII вв.).
Возможные проекты решения острых социальных вопросов нашли свое отражение в творчестве социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанелли, экономиста и социального реформатора Д.Беллерса, великого чешского философа, основателя научной педагогики Я.А.Коменського и ряда других. Часть их инноваций является результатом процессов, имевших место в обществе при создании государственной системы помощи нуждающимся, внедрении новых форм воспитания, другая же плод их неутомимого труда и благородных устремлений.
А) Томас Мор (1478-1535) жил в Англии в период так называемого первоначального капиталистического накопления. Окончил Оксфордский университет, был членом английского парламента. В своей знаменитой “Золотой книге о лучший общественный строй и о новом острове Утопии” (1516 г.) Т.Мор говорит о необходимости предоставить всем гражданам возможности “духовной свободы и образования”, он подвергает уничтожающей критике современное ему общественную жизнь, частную собственность, как основное общественное бедствие, рисует картину более справедливого, по его мнению, социалистического строя. Т.Мор пытался решить проблему устранения бедности, положить начало общему благополучию. Путь до них заключается в уничтожении права собственности.
Во второй части “Утопии” Мор описывает социалистическое общество, где все граждане работают по 6 часов в день, где нет частной собственности и между гражданами существует целая экономическая и имущественное равенство. “Младшие члены общества готовятся к жизни. Земледелия учатся все и детства, частично в школе путем усвоения теории, частично на ближайших к городу полях, куда дети выводят словно для игры, между тем там они не только смотрят, но под предлогом физических упражнений также и работают”, (10, с. 117 118). Каждый молодой утопієць, мужчина или женщина, должен, кроме того, учиться по крайней мере одного ремесла. Изучив это ремесло, он может по своему выбору заняться изучением других ремесел.
В “Утопии” Мора значительное внимание уделяет вопросам воспитания. Он отмечает, что всем детям дается одинаковое общественное воспитание и образование начальное. Таким образом, уже в начале XXI века. Мор выдвинул идею всеобщего обязательного обучения. Часть самых способных юношей, по рекомендации учителей и выбором народа, выделяется для занятий науками и искусствами. Если ученик не оправдывает надежд, его отзывают из школы и назначают на физическую работу. и, наоборот, много ремесленников, которые самообразованием получили глубокие знания, переводятся в “класса ученых”. Умственные занятия считаются в утопійців одной из самых больших наслаждений.
Большое значение придает Мор физическому воспитанию, соблюдая при этом афинской системы физического воспитания: развитие гимнастикой, военными упражнениями здорового, сильного и красивого тела.
Путем непосредственного общения с взрослыми дети проникаются моралью общества. Его влияние усиливается обучением и воспитанием, предусматривающие учет индивидуальных особенностей детей. Так, Мор первым указал на то, что все социальные факторы действуют на подрастающее поколение. Т.Мор впервые ставит и проблему образования взрослых. Свободное от работы время гражданин проводит в библиотеках и музеях, увлеченно занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользования книгами, пособиями и т.д. Этим Мор делает науку и искусство достижением всех трудящихся.
Идеи Т.Мора о широкую самообразование, образование взрослых, влияние социальной среды на формирование личности представляют интерес для социальной педагогики. Он пытался достичь социального мира в обществе, ликвидировать бедность, положить начало общему благополучию.
Томазо Кампанелла (1568-1639) почти через 100 лет после “Утопии” тоже выдвинул идею социалистического воспитания, написав “Город Солнца”». Во главе “государства Солнца” стоит жрец-философ - “Солнце”. Частной собственности нет, все граждане должны работать, каждый получает по необходимости. Для всех детей введен общественное воспитание. Новорожденные дети воспитываются в общественных воспитательных заведениях. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали свои силы и способности. При обучении широко применяется экскурсии в природу и мастерские ремесленников, на поля и пастбища.
Итак, в социально-педагогических взглядах Кампанеллы центральное место занимает идея создания единой мировой государства, что должно иметь своим следствием устранения всех конфликтов между людьми и установление мира и счастья на земле.
Б) Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) мыслитель-гуманист, основатель научной педагогики.
Родился в Южной Моравии в протестантской семье, рано осиротел, воспитывался в религиозной общине Чешских братьев, где получил начальное образование. Учился в латинской школе в Пшерові, а впоследствии двух немецких университетах Гернборському и Гейдельбергское. После возвращения в Чехию учительствовал в школе братства, стал священником. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), религиозные преследования побудили его сначала скрываться в горах, а впоследствии на протяжении 40 лет путешествовать: Польша, Англия, Швеция, Венгрия, Исландия. Неоднократно подвергался смертельной опасности, терял имущество, рукописи, искал убежища. Однако никогда не оставлял педагогической деятельности, стал известным педагогом и епископом.
Я.А. Коменский жил в период перехода от средневековья к новому времени, который сопровождался столкновениями нового против старых порядків.Тому его мировоззрение формировалось под воздействием источников, которые часто противоречили друг другу 3 сочетание этих источников Коменский стремился выработать собственную философию.
На общественные взгляды Коменского повлияла его участие в демократическом, народном движении Чехии, что в дополнении я идеями Возрождения сформировали у него демократизм, гуманизм, народность, глубокую симпатию к простых людей.
Огромные заслуги Коменского перед педагогикой: он иосиф ее научные основы, отстаивал демократические прийшлій организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики.
Одной из ведущих идей жизни Коменского является реформирование дел человечества, борьба за мир между народами всего мира. В произведении “Общий совет об исправлении дел человеческих” он начертил гуманную и демократическую программу реформ (Панегерсія - всеобщее пробуждение, Пнаявгія всеобщее просвещение, Пампедія всеобщее воспитания, Пантасія всеобщая упорядочения мира, Пямнедія культура, ума, Панглотія - культура речи, Панортосія всеобщее преобразования. Коменский высказал идею создания международных организаций, которые бы заботились о сохранении мира и распространения образования среди всех народов.
Главными делами человеческими является познание, религия и полития. Коменский осуждает привычные человеческие дела, на которые мир тратит лучшие силы это погоня за богатством, почестями и наслаждениями. Однако богатство неизбежны тревоги, почести - летучая яд, а наслаждения сладкая отрава. Не понимая этого, люди ловят голые тени без вещей. Иначе говоря, люди ищут себя вне собой, вещи выше себя, а Бога ниже себя,
Коменский считает, что человеческие дела можно исправить путем единства, простоты и добровольности. ІІри этом надо, чтобы человечеством правила мудрость: “Все наши старания здесь служат тому, чтобы в Пансофі можно было признать настоящую панацею против всех недостатков человечества, как будто настоящую сокровищницу идей” (4, ст. 331).
Коменский предложил теорию обучения дидактике. По его мнению овладение дидактическими принципами и правилами будет способствовать наведению порядка в школе: здесь было бы меньше шума, одури, напрасного труда, а больше досуга, радостей, основательного успеха. В таком случае и в христианской государству было бы меньше темноты, потасовки, раздоров, а больше света, строя, мира и спокойствия.
Важным средством реформирования общества называется образцовое воспитание. Пампедія есть универсальное воспитания всего человеческого рода. В труде “Всеобщая совет об исправлении дел человеческих” отмечается, что привести к всесторонней культуры надо всех, во всем, во имя всеобщего процветания и просвещения. “Богатство умных спасение мира (4, ст. 386).
Коменский обращал внимание на воспитание трудолюбия как средство самосовершенствования людей, превентивное средство асоциального поведения, решения проблем устранения бедности, потому что лень является первым шагом к разврату: “Примеры целых народов показывают, что разврата нет там, где процветает честный труд. Ведь где каждый молча делает свое и во всех благодаря старанию во всем изобилие, там никто не знает нужды и ни у кого нет времени для подлости” (4, ст. 394).
Коменский призывает повсеместно открывать общественные школы. Там, где рождаются люди, требуется воспитания. Главное, что составляет школу, ученики и хорошие книги, из которых учителя переливали бы у учащихся образование, мораль и благочестя. мудрость, мораль и благочестия Коменский относит до трех качеств человека, которые составляют ее суть.
Целесообразно обратиться к возрастной периодизации и системы школ, которые предложил чешский мыслитель в произведении “Большая дидактика” в начале своего творческого пути. Он считал, что образование следует начинать как можно раньше и посвятить ей весь период юности 24 года. Данный отрезок времени Коменский разделил на четыре шестилетние возрастные периоды: детство (0 6 лет), отрочество (6-12 лет), юность (12-18 лет), змужнілість (18-24 года). Каждому возрастному периоду он определил соответствующую школу материнская школа (материнское опекунство в каждой семье); школа родного языка (элементарная народная школа, создается в каждой общине, селе, поселке); латинская школа или гимназия (создается в каждом городе); академия (создается в каждом государстве или большой провинции).
Коменский предложил школу старости, что является вершиной человеческой мудрости, счастливым достижением границ земной жизни. Он считал, что основой продолжения долголетия есть полезная работа, которая кроме того убережет от социальное неприемлемого поведения и поможет избежать бедности.
Таким образом, Я.А. Коменский на склоне творческого пути изобразил план реформирования человеческого общества. Его мысли относительно воспитания и образования в общественных школах, связи образовательно-воспитательных процессов с благополучием государства свидетельствуют, что в его творчестве существуют элементы социальной педагогики.
Я.А. Коменский первым из ученых и мыслителей нового времени основательно рассмотрел проблемы роли семьи в социализации личности, общественной ответственности родителей за воспитание детей. Он создал первое пособие по дошкольному воспитанию детей “Материнская школа” (1631 г.), рассматривая правильное дошкольное воспитание, во-первых, как средство охраны детей от вредных, случайных, неправильных воздействий на них, и, во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания.
Материнская школа, в понимании Коменского, это семья, где протекает вся жизнь ребенка от рождения до 6-ти лет. Он считал, что без хорошего начального воспитания ребенка в семье решительно пострадает все последующее воспитание и образование человеку.
В унисон с эпохой Возрождения Коменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что грех не может глубоко проникнуть в детскую природу, что в детях больше першородної здоровости, чистоты и незіпсутості, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому перед воспитанием детей Коменский ставит задачу восстановить эту незіпсуту природу детей, помочь детям развить положительные задатки.
Коменский постоянно призывает родителей считаться с еще неокрепшими физическими и духовными силами детей. Он предлагает учитывать возрастные особенности детей, хотя и не раскрывает этих черт в деталях и подробностях.
Коменский считал, что родители обязаны перед народом, обществом сделать все для того, чтобы дети “могли бы, вырастив, стать мужами, мудро управлять своими делами... проводить жизнь честно и разумно” (5, с. 206).
Обязанность родителей в первую очередь заключается в том, чтобы заботиться о здоровье детей, причем Коменский считал, что это должно иметь место еще до рождения. Женщины должны заботиться о себе, чтобы как-нибудь не навредить своему ребенку. Поэтому они: 1) должны избегать любой избыточности (объедение, пост, опьянение, простуда), 2) не должны спотикатись, наштовхуватись, вдарятись; 3) не волноваться, избегать страха, не сердиться.
Определяя за родителями и воспитателями право управлять детьми, Коменский в то же время считал необходимым ограничить эти права в двух направлениях: 1) чрезмерные требования и строгости; 2) попустительство, чрезмерная снисходительность.
В IV разделе произведения “Материнская школа” Коменский наметил программу воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Эта школа в области нравственности закладывает прочную основу для нормирования подлинной человечности. По мнению Коменского, дети должны отличаться умеренностью, опрятностью, уважением к старшим, услужливостью, справедливостью, благотворительностью, трудолюбием, изяществом манер и т.д.
Чешский гуманист значительное внимание уделил вопросам физического воспитания ребенка и умственного развития. Особое место он отводил подготовке ребенка к школы. формированию в ней любви и уважения к учителям.
Однако творчество чешского гуманиста вызывает интерес в аспекте решения проблем социальной помощи.
Его взгляды по поводу опека нуждающихся яркий пример эволюции взглядов человечества от средневековья до эпохи Возрождения. В одном из ранних произведений “письма к небу” Коменский с одной стороны осуждает социальное неравенство, с другой считает наличие бедных и богатых божьей волей. Итак, противоречивая доктрина “бедности”, присущая средневековью, не находит решения в “Ластах...” мыслителя. Бесспорно, это не справедливо, что одни едят, пьют, пируют, а другие к голода примериваются. Однако не в богатстве истинное блаженство. Это сверху золото, серебро, драгоценные камни, а внутри страх и заботы.
Однако уже в дальнейших своих произведениях, в частности “Общей совете...” Я.А.Коменський считает, что людям надо прививать трудолюбие, чтобы избежать бедности, а также научить искусству богатеть. Желательно, чтобы все люди жили по своим надобностям, чтобы все виїли себя обеспечить, чтобы имели все необходимое, не желали чужого.
В эпоху, когда человечество возвращается к государственной системы помощи нуждающимся, Коменский одобряет такую систему. В речи “О развитии природных дарований” он отмечал: “У просвещенных народов ленивые люди и здоровые нищие нетерпимы: их даже совсем нет, так как каждое государство держит всех своих граждан в порядке и заботится о своих бедных”. (6, с. 11).
В) Вполне соответствуют подходам к опеки нуждающихся, сложившихся в ХVI ХVII ст., предложения английского реформатора и экономиста Д.Беллерса (1654-1725 г.). Для периода государственной системы социальной помощи характерным является создание рабочих домов, благотворительных учреждений Д.Беллерс создал проект трудового колледжа, в котором не только бы сцеплялась проблема устранения бедности, но и осуществлялось трудовое воспитание. Им был провозглашен лозунг “Кто работает, тот не ест”.
Проект предусматривал организацию учебно-воспитательного заведения, сочетающий промышленное предприятие и школу трудового воспитания. Труд и трудовая атмосфера рассматривались в качестве главной воспитательной силы» что действует на чувства, ум и волю воспитанников.
В написанных Беллерсом “Предложениях о введении трудового колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства” отмечается: “В интересах богатых беспокоиться о бедных и об их воспитание и образование. Этим они позаботятся и о собственных наследников... И кто знает, как скоро выпадает ему самому судьба или его потомкам стать бедными. Существует ли теперь такой бедняк, у которого кто-нибудь из его предков не был богатым? Или такой богач, у которого кто-нибудь из его предков не был бедняком?” (ст. 195-196).
Своим трудовым колледжем Д.Беллерс преследовал три цели: во-первых, польза для богатых, во-вторых, обилие для бедных, в-третьих, хорошее воспитание для молодежи, которая должна стараться подготовить свои души как хорошую почву.
Лучший способ устранения бедности - обеспечить нуждающихся работой, это куда лучше, чем их удерживать. Кроме того, необходимо воспитывать бедных детей в трудолюбии, чего не могут обеспечить им родители, что страдают определенными недостатками. Следует принять во внимание, что через недостатка хороших воспитателей многие из детей бедняков становятся бродягами. И так продолжается из поколения в поколение.
По мнению Беллерса, в колледже будет около двухсот различных видов ремесел, а потому учредители колледжей будут иметь с них немалую пользу.
Беллерс приводит преимущества воспитания в колледже с частным воспитанием:
1. Здесь будут все виды занятий и инструментов, которые могут быть использованы для детей разного возраста и разных способностей.
2. Будь-каким языкам и знанием можно будет научиться благодаря тому, что здесь в ремесленники всех национальностей.
3. И взрослые, и дети легче подчиняются правилам и законам, когда они видят, как другие подчиняются.
4. Они будут находиться под присмотром учителей больше, чем в частной семьи и, следовательно, избегут безумных поступков.
5. Юношество стремится к обществу. Колледж будет представлять собой полезную компанию и предупредит от желания выходить за его пределы. Будучи хорошо управляемым, он сохранит от тех бед и поступков, которым учатся за его пределами.
6. Там может быть библиотека, ботанический сад для распознавания трав, лаборатория для изготовления лекарств...
Трудовой колледж рассматривался Д.Беллерсом как школа, предназначенная для бедных, но в которой смогут учиться и дети богатых.
К сожалению, проект Джона Беллерса не был реализован, впоследствии забыт и снова был замечен в 1817 году и переизданный Р.Оуеном.



Назад