Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Церковно-государственная благотворительность в России


В трой время, когда Западная Европа перешла к государственной системы помощи нуждающимся, в России. сформировался особый церковно-государственный тип социальной опеки при постепенном переходе в отрасль государственного управления.
Внутри симбиоза церковь-государство существовало четкое разделение функций: церковь организовывала опеку нуждающихся, государство - контроль и финансирование системы помощи.
В России существовали “открыто” и “закрыто” системы помощи. При “закрытом” системе опека осуществлялась в стенах монастырей, где нищих, больных и престарелых одевали и кормили в богадільнях. Открытая система для здоровых людей. Такие убогие выживали за счет милостыни, по возможности отрабатывая свой хлеб посильным трудом.
Монастырская система опеки в России существенно отличалась от существующей во времена Киевской Руси. Начиная с ХIV ст. (второй половины) и происходит объединение земель вокруг монастырей. Связано это с изменением характера монастырского управления начинается переориентация жизнедеятельности монастырей, которые теперь ставят перед собой, прежде всего, решения хозяйственных задач. Это превращает монастыре в самостоятельные феодальные вотчины. Монастыри-вотчины заменили ктиторські монастыри, которые учреждались князьями и епископами. Последние развивались более 200 лет и заложили основы “пансіонної” системы поддержки для мужчин и женщин, когда новый монах, сделав определенный имущественный взнос, получал в монастыре пожизненное содержание (пансион).
Институт вдов в настоящее время получает правовое признание. Это позволяло вдовам доживать в монастырях с гарантированным обеспечением. Много состоятельных женщин (княгини, боярыни) или их мужья специально строят монастыре для проведения остальных жизни в их стенах. Постриги в монахини стали распространенным явлением среди женщин, путь до монастыря был открыт для женщин всех общественных состояний.
Ктиторські монастыре в этот период еще существуют, но находятся обычно в городах, а монастыре-вотчины развиваются за их пределами. Их интенсивное развитие связан с тем, что в начале они были более открытыми целительными системами для всех желающих. Они массово скупали земли и становились крупными землевладельцами, скупались целые деревни и даже города.
Начало ХVI в. в истории русской церкви отмечен борьбой двух течений стяжателей и нестяжателем. Первые, духовным лидером которых стал основатель Йосипо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, резко выступали за сохранение права церкви владеть землей и крестьянами, их оппонентами были некористолюбці, во главе которых стоял Нила Сорского, который вместе со своими сторонниками выступил против излишков говоря “Полюби нищета и некористолюбство и смирение”. Они считали, что лучше подавать нищим, чем жертвовать церкви.
Поскольку церковь и монастыри не могли решить проблему социальной помощи нуждающимся, происходит укрепление законодательства по государственной опеки обездоленных. В частности этому способствовали массовые бедствия. Например, Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять “поліцейсько-санитарные методы”; с целью пресечения их распространения он организует специальные залога.
За Ивана IV (Грозного) закладываются традиции, когда верховная власть начинает ..законодательно вмешиваться в дела церкви, сначала ограничивая власть церкви, а позже и контролируя ее. Так, в Судебниках 1550 г, впервые ставится вопрос о правомерности опеки церковью лиц, не являющихся “клиентами церкви” торговцев, мещан. Этим лицам (так называемым більцям) запрещается жить в монастырях и подлежать их юрисдикции.
Законодательство, которое формируется, тесно связано с проблемами бедности, социальной патологии, государственного защиты нуждающихся. Как охранная грамота пострадавшим от пожара 1560 г. появляется указ об отсрочке выплаты ими долгов на 5 лет.
В 1551 г. Иван IV созвал поместный собор православной церкви (Стоглавый собор), поставив перед духовенством 37 вопросов, три из которых касались проблем благотворительности. Собор констатировал ужасное распространение злидарства при практически полном отсутствии соответствующих мероприятий опеки со стороны церкви и государства.
На Стоглавому соборе обсуждалась еще одна сфера благотворительной деятельности опека пленных. Решение об их выкупе начинает реализовываться в полной мере лишь тогда, когда появляется Полоняничний приказ (подобие министерства) 1668 г. Приказы становятся ведущей формой помощи и защиты, а также контроля за церковной жизнью.
Особое место на соборе заняли мероприятия по улучшению нравственности русского духовенства, ведь немало монахов шли в монастырь не ради спасения души, а ради телесного покоя, чтобы заниматься пьянством. Заботы о нравственном здоровье подчиненных отразились и в “Домострое” (середина XVI в.), составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного священником Сильвестром. В “Домострое” три основные части: в первой содержатся рекомендации в отношении религиозной жизни. Задача морально-религиозного воспитания должно было стать главным для родителей, которые заботились о развитии своих детей. Вторая часть, посвященная семейным отношениям, включала специальные наставления о необходимости обучения детей том, что нужно в домашнем обиходе, и только потом ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам.
Третья часть посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.
Домострой призывает мужа и жену, их рабочего и детей быть честными, не воровать, ни на кого не гневаться, не пить, не таты зла, быть приветливыми и милостивыми к младших и убогих.
К сожалению, на самом деле много рекомендаций Стоглавого Собора так и остались на бумаге, не получив практического воплощения. Более того, огромный вред делу общественного благосостояния нанесла введена Иваном VI опричина (1565-1572). Ее результаты ужасают: прошло опустошения сел, до конца XVI в. не обрабатывалась половина земель, ведь значительная часть жителей погибла, значительная разбежалась. Немало помещиков, потеряв крестьян, нищенствовала.
Первая половина XVI в. отмечена широким развитием местной благотворительности, сосредоточенной в церковных приходах. Большая роль на местах продолжалась церковным старостой. В его ведении находилась церковная казна; он одалживал деньги, собирал долги, помогал неимущим хлебом и деньгами, Во всех своих действиях он должен был отчитываться перед миром.
Широкое распространение получила такая форма помощи, как выдача займов из церковной казны.
Проявила себя и местная частная благотворительность. Она достигла широких размахов в период царствования Алексея Михайловича. Наиболее известными являются благотворителями патриарх Никон, князь Я. Черкасский, боярин Ф.Ртіщев и др. Так, Никон, будучи новгородским архиепископом, организовал там четыре дома опеки, посещал тюрьмы и раздавал огромные для тех времен суммы бедным.
Однако наиболее известным благотворителем стал дворецкий царя Федор Ртіщев. По свидетельству современников, сопровождая царя в польском походе (1654 г.), Ф.Ртіщев по дороге подбирал нищих, больных, увечных, а в попутных городах и селах устраивал для этих людей временные госпитали.
Таким образом, для указанного периода характерны три основные формы социальной помощи:
а) монастырская система помощи;
б) государственная система защиты;
в) первые светские проявления благотворительности.
В целом же в ХVII в. при сохранении наиболее древних форм благотворительности очевидным является возникновение новых направлений опеки нуждающихся, наиболее существенными чертами которых являются:
- стремление урегулировать и направить благотворительность, с постепенным ее благоустройством и покорением государственным интересам;
- государство еще не налагает обязанности на общество, не обязывает его различать бедняков, выделять из них дармоедов и бездельников;
- государство уже склонна принять на себя мероприятия по борьбе с профессиональным нищенством, но частные благотворители вправе подавать милостыню на свое усмотрение.
Коренные изменения в системе опеки в России прошли в период правления Петра i, который сделал дальнейшие шаги в развитии государственной формы защиты нуждающихся.
Среди мероприятий Петра И следует отметить следующие:
1. Указы об строительство и содержание во всех губерниях богаделен и больниц для престарелых и увечных, которые не могли работать.
Согласно Указу 1710 г. через злоупотребления в использовании богадільнями, было приказано провести “разборки” и выселить из богаделен всех тех, у кого есть жены и дети и кто имеет самостоятельных пропитание.
Следует отметить, что борьба с профессиональным нищенством началась еще в конце ХVII в. в ходе совместного правления Ивана V и Петра i (1682-1696). Согласно приказу 1691 г. предусматривались меры наказания для здоровых профессиональных нищих: битье кнутом и высылки в дальние сибирские города.
Согласно Указу 1712 г. предусматривалось строительство госпиталей для калек, нетрудоспособных.
Особое место в системе общественной опеки заняли уволены со службы военнослужащие, которые не имели средств на жизнь. Так, согласно Указу 1772 г. таким відставникам предлагалось завести собственное хозяйство, или постригтись в монахи и получить государственное обеспечение в богадільнях при монастырях.
2. Меры по борьбе с детской беспризорностью. Еще в 1706 г. новгородский митрополит Иов открыл первый в России приют для незаконнорожденных детей. По приказу Петра i на содержание приюта были обращены доходы от нескольких монастырских вотчин.
3. Меры по борьбе с нищетой. С одной стороны запрещалось просить милостыню, с другой стороны более строго наказывались убогие, не записанные в богадельне для опеки.
4. Организация государственных работ для здоровых бедняков и системы надзора за ними. Здесь выделялись два основных типа исправительных заведений: смирительные дома (для лиц мужского пола), прядильные дома (для лиц женского пола).
Таким образом, в годы правления Петра И наблюдаются попытки не только внести порядок в дело общественного призрения, но и перестроить эту сэру на совершенно новой организационной основе, передав дело благотворительности в руки государственных учреждений. Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к злидарства, провести различие между бедными из причин впадения в нищету и установить в зависимости от этих причин способы и виды опеки.

Литература
1. Беллерс Д. Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещ., 1981. - С. 195-201.
2. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине /конспект лекций-Тернополь; ТАНГ, 2001. - 68 с.
3. Кампанелла Т. Город солнца //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещ., 1981. - С. 56-61.
4. Коменский Я.А. Всеобщая совет об исправлении дел человеческих //Избр. пед. соч.:В 2-х т. - Т.2. - ГЛ.:Педагогика, 1982. - С. 285-469.
5. Коменский Я.А. О развитии природных дарований. / / Там же, с. 5-33. - Т.2.
6. Коменский Я.А. Материнская школа. / / Там же,- Т.1. с. 201-241.
7. Кравец В. История классической зарубежной педагогики и образования. - Тернополь, 1996. -436 с.
8. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн. для учителя: пер. С чеш. - М.: Просвещение, 1991. -191 с.
9. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России /с древности до начала XX века/. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 480 с.
10. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.пособие - М.:Изд.книготорговый центр"Маркетинг", 2001.-344 с
11. Мор Т. Утопия
12. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы /историко-понятийный аспект/. - М.:.Изд-во практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -192 с.
13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособив для студ. высш. учеб. заведений,-М. - .Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000. -432 с.



Назад