Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Развитие ведущих направлений социально-педагогических исследований XVIII-XIX вв.


Во второй половине XVIII-XIX вв. в государствах Западной Европы произошли важные социальные изменения, обусловленные стремительным развитием производства, утверждением рыночных отношений, прогрессом науки и техники. В таких условиях возник спрос на всесторонне развитого, самостоятельного, инициативного, мыслящего и изобретательного работника. Продвижение общества вперед стало возможным при определенном уровне образования не только обеспеченных слоев населения, но и рабочих и крестьянских семей. Традиционная школа, которая по своей сути была школой учения, ориентировалась на воспитание послушных и исполнительных работников. Общеобразовательные знания, которые давались ней, были крайне ограниченными и догматиками. Школа не выполняла задач подготовки школьников к жизни.
Эта брешь стала более ощутимой при утверждении в сознании людей мысли о том, что обучение и воспитание является именно тем фактором развития общества, который осуществляет его творческую перестройку. При этом отмечалось, что личность должна быть всегда целью, а не средством реформирования государства в соответствии с ценностями свободы, равенства и братства.
Еще одной причиной, вызвавшей необходимость кардинальных изменений в образовании, стала дестабилизация западного общества через классовую борьбу, которая усилилась под влиянием марксистских идей, национально-освободительное движение и др.
Итак, несоответствие в ведущих государствах традиционной организации школьного дела уровню экономического и общественного развития этих государств, а также напряженность социальных отношений (революционная борьба, миграционные процессы) вызвали острую критику педагогических концепций, которые уже существовали.
В качестве альтернативы традиционализма появились новые реформаторские идеи (свободное воспитание, педагогика прагматизма, экспериментальная педагогика и др.). Благодаря педагогам-реформаторам возникли новые отрасли знаний: педологія, сравнительная педагогика, экспериментальная педагогика. Названные выше факторы способствовали также оформлению социальной педагогики. К разработке ее проблем были привлечены специалисты различных отраслей наук. Результатом совместной деятельности ученых стало формирование в социальной педагогике важных школ и направлений, среди которых ведущими являются следующие:
- разработка теоретических основ социальной педагогики, что неизбежно направляло ее к становлению как науки. К данному направлению можно отнести и педологии как “родную сестру” социальной педагогики;
- социально-педагогическая деятельность в системе образования. Речь идет о влиянии социальной педагогики на содержание образования, цель и характер воспитания, а также о проблемах формирования личности;
- социально-педагогическая деятельность по созданию благотворительных (или близких к ним) учебно-воспитательных заведений (“філантропіни” Базедова, “Новый институт” Оуэна, воспитательные заведения Бецького и др.).
- расширение сферы действия социальной педагогики. Кроме обездоленных детей, “избранных” и всех других, в нее попадают и различные категории взрослых.
Надо иметь в виду, что перечисленные выше направления не были изолированными друг от друга, а каждый социальный педагог не представлял только один из них. Все специалисты различных направлений и течений тесно взаимодействовали между собой, принимали участие и в разработке теоретических основ социальной педагогики, и в практическом применении достижений. Такие взаимосвязи в значительной степени оговаривались прагматичными тенденциями, характерными для нового способа производства. Именно они стимулировали увеличение количества прикладных отраслей социальной педагогики. Следует отметить, что из четырех названных направлений три имели преимущественно прикладной характер.
Все течения и школы социальной педагогики объединяла основная функция защита детей и детства. В качестве ориентиров выступали общечеловеческие ценности и их приоритет над остальными.
Другой важной идеей, что сближает всех социальных педагогов, стало понимание необходимости связей между воспитанием и образованием и социальной средой.
В зависимости от путей и методов реализации выдвинутых задач, педагогов исследуемого периода можно условно отнести к буржуазно-демократической и либеральной или к революционно-демократической педагогики.
Педагоги буржуазно-демократического или либерального направления искали решение педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью. Они стремились к влияния на государственные структуры в рамках законодательства. Впоследствии буржуазно-демократическая педагогика трансформировалась в “просто” демократическую и сегодня является приоритетной в мировом педагогическом сообществе.
Радикальная, в том числе революционно-демократическая педагогика, призвала решать вопросы воспитания вместе с преобразованием общества (покончить с под деспотизмом, наделить всех одинаковыми правами, сделать всех свободными).
Возникновения социальной педагогики как науки предшествовал длительный процесс создания концепций социализации личности. Отдельные педагогические системы, как, например, Ж. -Же. Руссо игнорировали или прямо отрицали роль общества в формировании личности, пропагандировали независимость воспитания от политики и жизни государства. Однако все концепции обогатили социальную педагогику как науку ценными приобретениями (теория свободного воспитания, принцип природосообразности и т.п.).



Назад