Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Создание Джоном Локком первой светской системы воспитания и концепции устранения бедности


Джон Локк (1632-1704), английский философ, просветитель и государственный деятель. Исследуя проблемы формирования личности, отмечал негативное влияние общества на молодого человека.
Жизнь и деятельность Д. Локка співпади с эпохой Английской революции ХVП в. В своих философских и социально-педагогических сочинениях он пытался теоретически осмыслить коренные изменения, которые происходили в общественной жизни.
Более 30 лет жизни Д. Локка были связаны с Оксфордским университетом, где он в разные годы преподавал греческий язык, риторика, этика. С 1667 г., поселившись в Лондоне, стал домашним врачом и воспитателем в семье графа Шефтсбери, примкнул к политической деятельности. В педагогических взглядах Джона Локка нашли отражение его социально-политические и философские убеждения, а также немалый педагогический опыт преподавателя и домашнего воспитателя.
Д. Локк разработал философско-психологическую теорию “чистой доски”, которая заключается в отрицании существования в сознании человека “врожденных” идей и представлений. Психика человека от рождения подобная чистой доски, или чистого листа, где еще нет никаких записей.
Теория “чистой доски” привела Локка до признания решающей роли воспитания в развитии ребенка. Он указывал, что на 9/10-х люди становятся добрыми или злыми, полезными или не полезными благодаря воспитанию.
Его концепция воспитания и образования подробно изложена в произведении “Мысли о воспитании” (1693 г.), где содержится программа воспитание джентльмена. Джентльмен - это дворянин по происхождению, деловой человек, который умеет разумно и выгодно вести свои дела, имеет хорошую физическую подготовку и отличается “изяществом” манер поведения в обществе. Отдавая дань традициям светского воспитания обучению танцам, фехтованию, верховой езде и т.д. Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, так как это необходимо “для деловых занятий в реальном мире”.
Исходя из практики бывшего дворянского воспитания, Локк отстаивает домашнее, индивидуальное воспитание детей и категорически выступает против школьного образования, поскольку последняя является отражением общества, которое по своей сути аморальное.
Реализацию своей воспитательной программы Локк предлагает начинать с физического воспитания, которое должно способствовать укреплению здоровья ребенка, его закалке: “Здоровый дух в здоровом теле”.
В произведении “Мысли о воспитании” раскрыто целую систему физического воспитания джентльмена, которая предусматривает ряд интересных и эффективных, а иногда и противоречивых приемов. Локк рекомендует приучать детей к холода и жары, носить простой и свободную одежду, мыть ноги холодной водой и т.д.
Такие позиции Локка относительно физического воспитания не случайны, ведь тогдашняя Англия вела активную колониальную политику, и людям, которые завоевывали новые территории, часто приходилось жить в сложных условиях.
Главное место в педагогической концепции Локка принадлежит нравственному воспитанию. Моралъ выводит не из религиозного учения, а из интересов отдельной личности, руководствуясь принципом выгоды “все, что приносит личную пользу, является моральным”.
Для джентльмена, по его мнению, самое важное выработать характер и волю. Нравственно воспитанный человек это та, которой поступки диктует разум, и которая умеет действовать вопреки своим чувствам и желаниям. В самоограничении и самодисциплине Д.Локк видел необходимое условие разумного поведения и управления собой человека при разных обстоятельствах жизни. При этом моральные нормы и правила не должны оставаться нечто внешним, а стать его глубоко внутренними личностными качествами. Потому как главная цель воспитания Д. Локком рассматривается развитие личности внутренней потребности к активного утверждения в себе моральных принципов.
В общем, можно сказать, что цель и задачи воспитания человека Д. Локк трактовал в широком социальном и философском контексте взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, формирование характера, моральных качеств человека, способного реализовывать высокие идеалы. Таким образом, во взаимодействии личности и общества приоритетное значение, Д. Локком, принадлежит индивидуальный основе, которая должна быть связана с общественными интересами.
Умственное воспитание по отношению к морального и физического Локк ставит на последнее место. Он считает, что джентльмен может обойтись без большинства тех знаний, которые даются в школе. Цель обучения заключается не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы подготовить из него делового человека, сделать его разум способен воспринимать любое знание, если он сам того захочет. За Локком обучение должно иметь практическую направленность, каждый предмет, что изучается, должна приносить определенную пользу.
Он предложил программу реальной образования, которая предусматривала необходимую подготовку к “деловых занятий в реальном мире”, к коммерческой деятельности; советовал изучать живую речь, вместо мертвых: английского и французского. В число “полезных” для изучения предметов вошли также география, рисование, математика, астрономия, философия, история, право. Сюда же Локк включил стенографию и бухгалтерию.
Можно утверждать, что в понимании задач образования он далек от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен быть не только подготовлен к ведению практических дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность, стремиться к добродетельной жизни, проявлять интерес к обучению того, в чем он будет полезен своему государству. Таким образом, образование выступает также средством развития важных гражданских качеств личности.
Локк не выделяет отдельно трудового воспитания, но рекомендует, чтобы воспитанник занимался каким ремеслом (столярным, токарным, плотничеством), садоводством, сельским хозяйством или др. Д. Локк считал, что физический труд снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненный гарт.
В Записке “Рабочие школы” (1696 г.) к проекту закона о бедных Джон Локк обращается к проблеме социального значения детского труда. В этом документе он предложил создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода сочетание дошкольных заведений и элементарных школ. Учась здесь основам ремесел, распространенных в данной местности, дети должны были привыкать к трудолюбия, добропорядочного поведения и вместе с тем компенсировать затраты на их содержание. Этот составлен Д. Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих была на то время слишком смелая; закон о начальное обучение всех детей появился в Англии лишь в последней трети XIX в.
Философские, социально-политические и педагогические идеи Д.Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки.
Они обнаружили значительное влияние на развитие социально-педагогической теории и практики в самой Англии и других государствах.



Назад