Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Идея свободного и природовідповідного воспитания в творчестве Жан-Жака Руссо


Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Не смотря на то, что не был представителем социальной педагогики, отрицая влияние общества на воспитание, обогатил науку ценными достижениями, среди которых - идея свободного, естественного воспитания и др.
Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий. В Париже познакомился и подружился с авторами знаменитой “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”. По совету Дидро он принял участие в написании конкурсной работы “способствовал Ли прогресс в науке и искусстве улучшению или ухудшению морали?”, за которую получил первую премию и снискал мировую славу. В отличие от других просветителей, он не ставил развитие гражданских и нравственных качеств в зависимость от прогресса наук и искусств. Центром его внимания стала природная человек, который рождается совершенной, но которую искажают общественные условия.
Свою концепцию Ж.-Ж.Руссо преподавал в произведении “Эмиль, или о воспитании” (1762), трактат, который он считал лучшим и наиболее важным из своих трудов и в котором его педагогические взгляды выражены через художественные образы.
С появлением произведения “Эмиль, или о воспитании” Руссо преследуют, и он вынужден бежать из Франции. Это произведение было даже сожжено на одной из площадей Парижа. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.
В своей педагогической концепции он отвергал современную ему образовательно-воспитательную систему. Вместо нее считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет способствовать развитию ребенка лишь в том случае, если вступит природного, природовідповідного характера, будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждать его к самостоятельного приобретения личного опыта и знаний.
Следовательно, центральным пунктом концепции Руссо выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка. Он считает, что свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка, как маленького человека.
Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он называет четыре возрастные периоды:
- возраст младенца (0 2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка;
- детство или “сон разума” (2 12 г.), когда преобладает чувственное познание мира ребенком;
- отрочество (12 15 г.) - период умственного развития и трудового воспитания;
- юность (15 18 г.) - период бурь и страстей, время морального, полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании - учить любить людей.
Ж.-Ж.Руссо отрицал систему общественного воспитания. По его мнению, нет родителей, нет отечества и нет граждан, угнетенные и угнетатели.
Руссо считал современное ему общество аморальным, в нем невозможно хранить добродетель. Поэтому юноши в мир моральных отношений необходимо вводить постепенно.
Следует отметить, что гражданские обязанности Руссо возлагал только на мужчин. Жизненное предназначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что она не имеет нужды углубляться в науки. Ей необходимо уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. В девушке следует развивать покорность и послушність мужчине.
Во взглядах Ж.-Ж.Руссо есть немало ложного. К тому же, его концепция рассчитана на систему: один воспитатель один воспитанник. Однако ни один другой педагогический произведение не проявлял столь сильное влияние на развитие педагогической мысли, как “Эмиль...”. Последователей Руссо восхищала его вера в могущество детской природы, предоставление ей широкой свободы.
Положение Руссо о том, что воля - одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, - взяли за основу представители теории свободного воспитания, получившая широкое распространение в конце XIX нач. ХХ ст.
Бесспорно, мы не можем считать Ж.Ж.Руссо представителем социальной педагогики. Однако из его произведений черпали идеи будущие социальные педагоги. Так, И.Г. Песталоцци считал необходимым строить отношения между воспитателем и ребенком на гуманитарной основе и требовал уважения к свободе и независимости личности ребенка; Ф.Фребель цель воспитания усматривал в развитии природных особенностей ребенка, его саморозкритті и т.д. На взгляды Ж.-Ж.Руссо опирались педагоги-філантропісти Германии конца XVIII ст., что стремились связать школу с жизнью и сделать обучение радостным. Педагогическое наследие Руссо оказалась настолько ценной, что за 25 лет после появления “Эмиля...” во Франции было опубликовано произведений на эту тему в два раза больше, чем за предыдущие 60 лет.



Назад