Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Социально-педагогическая деятельность по созданию филантропических учебно-воспитательных заведений (філантропіни Базедова, “Новый институт” Оуэна, воспитательное общество дворянских девушек Бецького)


Социальная педагогика и социальная работа имеют немало общих линий пересечения и одна из них создание благотворительных учебно-воспитательных заведений, которые имели целью не только воплотить в жизнь новые педагогические подходы, но и способствовать решению социальных проблем.
Среди педагогических течений конца XVIII в. следует отметить філантропізм, что возник в Германии под значительным влиянием идей французского просвещения, и, прежде всего, идей Же. -Же. Руссо. Самыми яркими представителями этого направления были И. Базедов, Х. Зальцман, И. Кампе, Б. Блаше и др. Своей задачей педагоги-філантропісти ставили коренную замену существующей системы образования и воспитания, которая, по их мнению, не соответствовала тогдашним общественным требованиям, на новую, более прогрессивную.
Педагоги-філантропісти стремились связать школу с жизнью, с природой, сделать обучение радостным, готовить из детей полезных граждан-патриотов, деятельных и таких, которые любят жизнь людей. Основным принципом они провозгласили “Природа, школа, жизнь”, а реализовать свои педагогические идеи пытались в создаваемых ими учебно-воспитательных заведениях нового типа - філантропінах, которые представляли собой своеобразные школы-интернаты, что, как правило, размещались среди роскошной природы.
Основателем педагогической течения філантропізму справедливо считают Иоганна Базедова (1724 1790). Им был создан в 1774 г. в г. Дессау первый філантропін. До этого заведения формально не запрещалось принимать всех детей, но фактически здесь учились в основном дети состоятельных родителей, поскольку за учебу надо было много платить.
В філантропіні было три категории воспитанников: академисты - дети знатных родителей, которые готовились к поступлению в университет; педагогісти - будущие учителя и гувернеры; фамулянти, которые были слугами в учеников-богачей, а в будущем в основном становились слугами в аристократических домах. Две последние категории составляли дети бедняков, они содержались за счет благотворительности.
Одной из характерных черт педагогики філантропізму было гармоничное сочетание умственного и физического развития ребенка. Філантропісти справедливо считали, что укрепления физических сил детей способствует их умственным достижениям. Одностороннее развитие умственных или физических задатков делает неполноценным достижения основной цели воспитания. В связи с этим в педагогике філантропізму вопрос умственного образования, физического, нравственного, трудового воспитания занимали равноправное место.
Анализируя современную им школу, критикуя формализм, зубрежки, классицизм, строгую дисциплину и другие недостатки, філантропісти наметили основные пути и направления совершенствования учебно-воспитательного процесса:
- расширение содержания образования за счет введения реальных предметов и новых языков: математика, естествознание, география, история, философия, логика и др.
- широкое использование новейших учебников и пособий, составленных в духе идей Я.А. Коменского и других деятелей;
- применение новых прогресивках методов и форм обучения и воспитания, которые были основаны на принципах наглядности, активности; введение в учебный процесс элементов исследований;
- сочетание физического и умственного развития, совершенствования трудового воспитания (детей приучали к труду сельскохозяйственного и ремесленного характера).
С целью повышения эффективности трудового закалки воспитанников філантропісти рекомендовали с детства формировать трудолюбие и усердие, приучать детей к ручного труда, привлекать к изготовлению простейших игрушек, внедрять труд как учебный предмет в школе, посещать мастерской рабочих и т. п.
Педагогика філантропізму, выражавшей интересы буржуазии, не могла оставить в стороне вопросы школьной политики, касающихся взаимоотношений школы и государства, школы и церкви. Требуя полного отделения школы от государства, філантропісти настаивали на ограничении права государства вмешиваться в вопросы, касающиеся работы школы. Роль государства они ограничивали главным образом финансированием народного образования. Філантропісти считали, что задача государства должна входить забота о том, чтобы обеспечить возможность получения образования для детей не имущих родителей. Все філантропісти единодушно выступали за то, чтобы государство ни при каких обстоятельствах не вмешивалась во внутренние дела школы, не давала указаний, которые могли бы быть выгодными церкви или создавать благоприятные условия для злоупотребления со стороны властей.
Представители філантропістської педагогики не ограничивались только теоретической разработкой проблем воспитания и обучения. Их большой заслугой была попытка создать учебно-воспитательные закладывать нового типа и применить на практике методы и приемы воспитания и обучения, основанные на принципах філантропізму.
Педагоги-філантропісти пытались осуществить преобразования в образовании и воспитании при существующем общественном устройстве. Их необходимо отнести к буржуазно-демократического течения историко-педагогической науки. Среди представителей радикального направления Роберт Оуэн - большой филантроп, основатель “Нового института для формирования характера” и других благотворительных учреждений.
Г. Оуэн (1771 1858) родился в Англии в семье ремесленника. Знания получал самообразованием и стал высокообразованным человеком своего времени. 20-летним юношей он начал руководить текстильной фабрикой в Манчестере, а несколько позже стал совладельцем бавовнянопрядильної фабрики в Нью-Ленарку (Шотландия), где показал себя великим филантропом. Систематическое изложение своих педагогических взглядов он впервые представил в работе “Новый взгляд на общество, или опыты о принцип образования человеческого характера” (1813) и других своих произведениях.
Исходя из того, что человек есть продукт среды, Оуэн сделал вывод, что во всех общественных недостатках виновато социальную среду. Существующий порядок необходимо заменить умным обществом, которое бы соответствовало природе человека, его стремлению к счастью. Основной путь до этого он видел в распространении образования и воспитания.
В системе взглядов Оуэна педагогические идеи занимают важное место. Начав с планом ликвидации безработицы и разных бед трудового народа, он пришел к выводу, что правильно поставленный воспитания является ключом к решению всех социальных проблем.
Реализацию своих стремлений Оуэн начал с филантропических преобразований в Нью-Ленарку. Здесь он улучшил условия труда и быта рабочих, сократил рабочий день до 10,5 часов, повысил заработную плату. До 10-летнего возраста он вообще запретил труд детей.
Оуэн выступил с предложением, по которой все работающие дети должны учиться в школах. В Нью-Ленарку он создал “Новый институт для формирования характера” - систему из четырех образовательно-воспитательных заведений, куда входили: “Школа для маленьких детей в возрасте 1-6 лет (здесь были детские ясли, детский сад, детская площадка для игр); дневная начальная школа для детей от 6 до 10 лет; вечерняя школа для подростков и молодежи 10-17 лет, которые работали на фабрике; для рабочих и их семей проводились вечерние лекции, беседы и культурные развлечения.
Пропагандируя идею гармоничного развития, Оуэн заботился в своих заведениях о физическое, эстетическое, нравственное, трудовое, умственное воспитание детей и молодежи.
Заслугой Оуэна было то, что он впервые в мире создал на практике дошкольные детские учреждения (ясли, садик). Им также было впервые создано начальную школу с расширенной образовательной программой, куда входили чтение, письмо, грамматика, английский язык, арифметика, география, природоведение, история. В области умственного образования Оуэн стремился, чтобы дети получали знания, которые не противоречат здравому смыслу, согласованные с действительными фактами. Он много работал над решением проблемы о сочетание обучения детей с производительным трудом.
Активные выступления Оуэна против частной собственности, формы брака и религии, которые в то время существовали, привели к тому, что от него отшатнулись его друзья и покровители. Он решил перенести свою пропаганду в США, где стремился создать показательную коммунистическую общину, которая имела опытно доказать все преимущества рекомендованного им строя. Приобретя в штате Индиана имение в 1825 г., Оуэн организовал общину “Новая гармония” на социалистических, а затем на коммунистических началах. Согласно конституции общины собственность провозглашалась общественной, устанавливалась общий труд, в соответствии с которой распределялись продукты. Но этот эксперимент оказался неудачным. После возвращения в Англию Г. Оуэн пропагандировал идеи социализма в рабочей среде, создавал просветительские учреждения.
Социальную педагогику он обогатил взглядами о влияние социальной среды на формирование характера человека, необходимость воспитания в ребенке общественных чувств к ближним и до всего человечества, всестороннее познание самой себя и т.д.
Как и много других педагогов-мыслителей, Г. Оуэн переоценивал роль воспитания допускал и другие ошибки социально-педагогического характера. И все же его эксперименты интересные и поучительные.
Среди выдающихся педагогов, что отметились созданием благотворительных образовательно-воспитательных учреждений, необходимо особо выделить имя Ивана Бецького (1704-1795). Он создавал воспитательные дома и другие благотворительные заведения. Кроме того пытался решить проблему воспитания девушек, чьи возможности получить образование по сравнению с мужчинами были мизерные.
Одним из начинаний Бецького было создание ним Воспитательного дома в Москве, потом в Петербурге и других городах для сирот и подброшенных детей.
Согласно природных дарований воспитанников предлагалось разделить на три группы: первая лица, способные к наук и искусств; вторая способные лишь к ремесел и рукоделия; третьи способны лишь к простейшей работы.
Бецькой предпочитал нравственному воспитанию перед умственным. Он настаивал, чтобы для детей отводили достаточно времени на игры. Запрещал бить детей.
Хорошие или плохие качества каждого человека, по мнению Бецького, зависят от воспитания. Однако он пришел к ошибочному выводу, что семья ничего хорошего не может дать для воспитания детей, и выдвинул идею о необходимости закрытых учебно-воспитательных заведений с 6 до 18-20 лет не только для сирот, но и для детей, имеющих родителей.
Особенно важным считал хорошее воспитание и образование женщины как будущей матери, воспитательницы. В семье и семейных отношениях женщина должна искать смысл и содержание своей жизни.
Бецькой И.И. является автором устава Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре, которое было создано в 1764 г. Оно содержалось на средства государственной казны, а также на пожертвования разных людей. Курс обучения длился с 6 до 18 лет, и родители обязаны были давать подписку, что раньше, чем через 12 лет они не имеют права требовать дочку из учебного заведения и видеться с ней. Принимались в Воспитательное общество благородных девиц только дочери дворян не старше шести лет. Ученицы проходили программу обучения и воспитания в четыре этапа четыре класса по три года в каждом.
В 1765 г. воспитательное учреждение расширился: было создано "особое училище для воспитания малолетних девушек недворянского происхождения”, училище для мещанских девиц. Образование здесь давалась минимальная, большое внимание уделялось домашней работе и рукоделию; изделия воспитанниц даже продали.
Программа обучения и воспитания благородных девиц способствовала разностороннему их развития.
На первом плане стояло религиозное воспитание; далее шло моральное, которое включало в себя усвоение светских добродетелей. Важной частью было физическое воспитание соблюдение гигиенических мероприятий, прогулки на свежем воздухе, здоровая пища.
Курс обучения предусматривал кроме религии русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, поэзию, рисования, а также танцы, музыку, шитье, вязание, экономику.
В свободное от занятий время воспитанницам рекомендовал чтение книг исторического характера и моральноповчальних историй, как правило, на французском языке.
Много внимания уделялось прививанию светских манер. Девушки должны были находиться в выбранном, прекрасно воспитанному и просвещенном обществе.
Для смолянок предусматривались развлечения: катание в придворных экипажах, прогулки на шлюпках, просмотр спектаклей.
Однако существовали и недостатки: Смольный институт был типичным заведением закрытого типа. Завершив пребывания в нем, девушки были совсем не знакомы с жизнью, что способствовало созданию анекдотов о них.
Несмотря на это, воспитание в Смольном институте было гораздо лучше того, что его получали девушки в частных домах и пансионах.



Назад