Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

5. Характеристика социально-педагогических экспериментов И.Г. Песталоцци


И.Г. Песталоцци (1746 1827) выдающийся швейцарский педагог-демократ, ярко выраженный представитель социальной педагогики.
Родился в Цюрихе в семье врача. Учился в Каролинском коллегиуме. В 1774 1780 гг. в Нейгофі руководил Учреждением “для бедных”; с 1798 по 1799 гг. создал и содержал приют для сирот в г. Станц. В период 1800 1804 гг. руководил институтом в Бургдорфе, который представлял собой комплекс средних школ базу для подготовки учителей. Этот институт в 1804 г. переводит к м. Ивердон и там руководит им до 1825 г. Последние годы жизни провел в имении “Нейгоф”, где написал популярное произведение “Лебединая песня”.
Жизнь И.Г. Песталоцци, его личные переживания и стремления были неразрывно связаны с социально-экономическими и политическими событиями второй половины XVIII и начала XIX в., когда разрушался средневековый лад и зарождалась новая общественно-экономическая формация. В этот период достигла своего предела экономическая, политическая и культурная эксплуатация села городом. Сердце Песталоцци, согласно его собственному признанию, не стомлювалося стремиться к одной цели: закрыть источник нищеты, в которое попала крестьянская беднота. Выход для народа с его тяжелого состояния Песталоцци усматривал в том, чтобы лучше приспособить людей к условиям их будущей жизни, научить собственными усилиями освобождаться от нужд, оказывать себе помощь. Под влиянием учения физиократов Песталоцци сначала представлял, что аграрные преобразования составляют один из важных путей прогрессивного развития швейцарского народа.
Не завершив высшего образования, он поселился в деревне, на одолженные деньги приобрел имение близ Цюриха Нейгоф, рассчитывая на примере образцово поставленного хозяйства в своем имении научить обездоленных крестьян рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Однако этот утопический социальный эксперимент (1769-1774) скоро завершился крахом. Имение разорился. Сельскохозяйственные начинания Песталоцци оказались неудачными. Многолетние наблюдения показали ему, что крестьяне занимались как правило еще и прядением. Их необходимо было подготовить не только к сельскохозяйственному труду, но и к работе в наиболее распространенном в данном районе области мануфактурного производства, поскольку они не могли уже, как раньше, зарабатывать себе на жизнь только сельскохозяйственным трудом.
В помещении разоренного имении Песталоцци организовал приют для бедных и обездоленных крестьянских детей. В Нейгофі он совершил свой всемирно известный педагогический эксперимент (1774 1780 гг.). Практика промышленных школ Швейцарии и других европейских стран могла натолкнуть Песталоцци на мысль о том, что заведение, в котором обучение детей сочетается с производственным трудом, не только в состоянии существовать на основе самоокупаемости, но может даже приносить определенный доход.
Педагогический эксперимент в Нейгофі составляет неотъемлемую часть общей программы Песталоцци по улучшению положения народа и судьбы крестьянских детей. В Нейгофському убежища, что принял 37 детей нищих крестьян (17 мальчиков и 20 девочек) он впервые попытался воплотить в жизнь свой идеал школы, которая готовит молодое поколение к жизни, совмещая учебу с непосредственным участием в производственной труда.
Воспитанники Нейгофського убежища работали в сельском хозяйстве, прядильной и ткацкой мастерских (под руководством трех квалифицированных ткачих и трех опытных прядильниць). Песталоцци считал невозможным ограничивать задачей школы только подготовкой детей к сельскохозяйственному труду. Он считал, что воспитание должно быть приспособленным к изменившимся обстоятельствам, готовить детей народа к деятельности в различных отраслях промышленности. Й.Г.Песталоцці ставил перед Учреждением “для бедных” большие воспитательные задачи: развивать физические и духовные силы, укреплять здоровье, учить мыслить, производить трудолюбие, формировать уважение к человеческому достоинству и т.д.
Наблюдая за работой детей в своем воспитательном заведении, он пришел к выводу, что сама по себе работа, которая выполняется, является педагогически нейтральной. Главную роль играет воспитательное воздействие личности педагога.
За своими педагогическими результатам нейгофський опыт был положительный, но в ходе педагогических поисков Песталоцци понял, что его расчет на самоокупаемость труда воспитанников не может оправдаться, так как требования экономической отдачи были несовместимыми с гуманными педагогическими задачами.
Исчерпав на содержание приюта все личные сбережения и не получив благотворительной помощи, Песталоцци вынужден был его закрыть. Но при этом он сделал оптимистический вывод: осуществленные им педагогические опыты по воспитанию детей крестьян могут помочь решению общих задач воспитания, поскольку развитие всех сторон личности ребенка составляет общую цель воспитания независимо от имущественного положения и учеников.
Отражением нейгофського опыта есть школа для народа, изображена Песталоцци в романе “Лингард и Гертруда” (1781-1787). В нем он и высказал свои заветные мечты об искоренении бедности при помощи правильно поставленного воспитания. В лице Гертруды, жены каменщика Лінгарда, представлена идеальная мать-воспитательница, которая производит в своих детях трудовые навыки и умения и в то же время беспокоится об их духовное развитие.
Свой педагогический эксперимент Й.Г.Песталоцці продолжил в 1798 г. в Станц, где по поручению правительства Швейцарской республики принял руководство детским приютом, в котором было размещено около 80 сирот и беспризорных детей в возрасте от 5 до 10 лет. Приют просуществовал всего полгода и был закрыт в связи с военными действиями.
Песталоцци считал нужным построить детский заведение по типу семьи, в которой он принял на себя роль любящего и заботливого отца. Здесь у него зародилась идея об элементарном образовании, которая впоследствии превратилась в некую концепцию под названием “метод Песталоцци”.
Главным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает и его утверждение, что моральные, умственные и физические силы человеческой природы (по его терминологии силы сердца, ума и руки) имеют свойство к саморазвитию, к деятельности. Воспитание же призвано помочь саморазвития и направить его в нужном направлении.
Основным в воспитании Песталоцци называет принцип природосообразности. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей надо развивать, вправляючи их в той последовательности, которая соответствует естественному порядку и законам развития ребенка, то есть начинать с самого простого и постепенно подниматься к все более сложного.
Целью воспитания должен быть разностороннее и гармоничное развитие всех природных сил и способностей ребенка.
На основе принципа природосообразности Песталоцци разработал теорию элементарного образования. Он выделил три простейшие элементы, из которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Элементарное обучение у него было, прежде всего, к умение измерять, считать, владеть языком. Свой элементарный метод Песталоцци распространил на все стороны воспитания ребенка.
Он был первым из педагогов, кто дифференцировал содержательную и развивающую стороны учебного процесса и ввел идею развивающего школьного обучения. Придавая большое значение овладению знаниями, он считал, что оно должно подчиняться более главном развития способностей ребенка.
Исходя из своих загальнодидактичних положений, Песталоцци основал методика начального обучения. Он отверг книжное начальное обучение, которое основывается на запоминании и перечислении и требовал, чтобы ребенок с ранних лет сама вела наблюдения и развивала свои способности.
Можно уверенно констатировать, что к педагогике Песталоцци пришел от социологии и стал основателем социологического направления в педагогике. Он подходил к школы как социального явления, которое тесно связано с политическим, экономическим, культурным, морально-бытовой жизнью народа. Он стремился строить такую школу, что откликается на злободневные социально-экономические, культурные, бытовые потребности народных масс в условиях перехода на дедов мануфактурный, он говорил способ производства.
Процесс воспитания, по мнению Песталоцци, процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе “Лингард и Гертруда” он отмечает: “Воспитание человека - не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одного общего цепи, которая связывает все человечество; что отдельные звенья вынимают, над которыми ломают головы, как будто они существуют сами собой, а не составляют части одного общего цепи...” (11, 280). Здесь Песталоцци расценивает воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы друг от друга. Ошибки воспитания заключаются в том, что эти звенья вынимаются, думают над их совершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннее единство, органическая связь.
Лучшим средой воспитания “человечности” в ребенке Песталоцци считает социальную атмосферу семейной любви.
Песталоцци - ярко выраженный представитель социальной педагогики, вместе с тем является страстным сторонником семейного воспитания. Для Песталоцци это противоречие устраняется тем, что семья - это первый элементарная ячейка социального воспитания. При этом Песталоцци справедливо подчеркивает, что заведения общественного воспитания никогда не смогут взять на себя полностью все дело воспитания и заменить собой полностью семью. Заменой семейному воспитанию школы никогда в жизни стать не могут, они могут служить миру как дополнение к такого воспитания и для его заполнения пробелов.



Назад