Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

6. Реализация Ф. Фребелем идей социализации ребенка в условиях детского сада


Фридрих Фребель - (1752-1852) немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, последователь Й.Г.Песталоцці - признанного представителя социальной педагогики.
Своей идеей воспитания детей дошкольного возраста в кругу ровесников, для чего целесообразно создание специальных заведений, сделал существенный вклад в развитие социальной педагогики.
Родился он в Тюрингии в семье пастора. Начальное образование получил дома, потом у брата матери. 15-летним юношей был отдан на три года до лесника, у которого изучал разнообразные произведения по естествознанию и математике. Затем посещал лекции в Йєському университете.
В 1805 году Фребель работал в Песталоцци в Ивердоне и находился под сильным влиянием его педагогических идей.
В 1817 г. Фребель открыл у себя на родине в Кейльгау (Тюрингия) воспитательное учреждение для детей школьного возраста, в котором пытался воплотить педагогические принципы Песталоцци. В 1837 г. открыл первый детский сад, где на практике разработал методику дошкольного воспитания. Основная цель детского сада способствовать развитию природных особенностей ребенка: ребенок растение, которое развивается (отсюда и название заведения). Воспитатель должен быть в нем садовником. Формулируя задачи детского сада, Фребель отмечал, что он имеет не только принять под надзор недозрелых еще для школы детей, но и укрепить тело, вправлять их чувства, занять их душу и разумно знакомить их как с природой, так и с человеческим обществом.
Ценными для социальной педагогики является также мнения Фребеля по самовоспитанию. Считая природу и человека творением Бога, он считал, что в человеке надо развивать ее божественную сущность, побудить ее познавать себя, Бога и природу.
Большая заслуга Фребеля заключалась также в том, что он отметил огромное розвивальне, воспитательное и образовательное значение детской игры. Считал, что именно в игре лучше всего проявляется творчество и самодеятельность ребенка, что, однако, не исключает руководящего влияния взрослых на игры детей.
Придавая большое значение самодеятельности, Фребель подчеркнул роль упражнений в школьных занятиях. При этом подчеркивал необходимость развития ребенка, считая знания - средством достижения цели.
Уделил значительное внимание подготовке детей к будущей деятельности, к труду. Этой цели служили различные игры, особенно те, которые связаны с использованием разнообразных строительных материалов. Фребель вполне справедливо видел в детстве важнейший период подготовки к будущей трудовой деятельности.
Социально-педагогические взгляды Фребеля по созданию детских дошкольных заведений, где бы лучше удовлетворялись потребности детей в деятельности и общении, развития и знакомству с человеческим обществом, в дальнейшем поддерживали и дополняли свежими идеями Мария Монтессори, София Русова и другие представители социальной педагогики.



Назад