Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

7. П. Наторп как основатель социальной педагогики. Исторические аспекты возникновения термина


В начале XX в. в педагогической теории и практике остро встала проблема демократизации образования и наполнение ее реальным содержанием, что соответствует достигнутому уровню культуры. 3 идеей интеграции воспитательных сил общества с целью распространения просвещения среди народа, за всеобщую педагогізацію общественности выступил Пауль Наторп один из основоположников социальной педагогики. В 1899 году он опубликовал книгу "Социальная педагогика”, которая была переведена на многие языки мира. В ней он обосновал понятие “социальная педагогика”: “Человек становится “человеком” только в человеческом обществе. И наоборот: существует и развивается человеческое общество исключительно благодаря человеческой образовании ее членов...
Чтобы удержать в памяти эти необходимые взаимоотношения между обществом и образованием, мы используем выражение “социальная педагогика”. Индивидуалистическая педагогика считалась бы только с отдельным индивидом и с индивидуальным воздействием на него, как средством воспитания и образования. Но будь-какое воспитание отдельного индивида другим индивидом должно подчиняться несравненно более мощном воспитательном влияния, которое оказывает общественную жизнь на всех, принимающих в нем участие. Основные условия воспитания индивида находятся в жизни общества. Таким образом, индивидуалистическая педагогика вынуждена обращаться к социальной педагогики и только с участием последней может быть научно и практически обоснованная” (9, с.301).
Концепцию социальной педагогики как отрасли педагогической науки развивали с философской стороны П. Барс и П. Наторп. Это направление отождествили с теорией общественного воспитания. Другое направление эмпирический достаточно четко изложил в своем труде П.Бергемен “Социальная педагогика, что опирается на опыт”. Он указывал на значительное влияние окружающей среды на молодежь и внешкольные воспитательные учреждения. Однако на первое место ставил семью. Он считал, что школа не может выполнить свои функции, если при местных властях не создать воспитательных советов с правом вмешательства в воспитательную деятельность семей с целью защиты прав детей вплоть до лишения родительских прав.
Принято считать, что начал социальную педагогику как отдельную отрасль знаний, немецкий философ, педагог Пауль Наторп, он пытался определить ее суть, понятия, категории. Сам термин “социальная педагогика” ввел немец Ф.В.А.Дістервег реформатор народного образования и создатель новых программ по подготовке учителей, которые изложены в работе “Руководство к образованию немецких учителей”. Опираясь на педагогические взгляды Й.Г.Песталоцці, А.Дістервег указывал на роль образования и школы в развитии среды и необходимость подготовки учителя к работе в нем. Социальную педагогику он называл “средством деятельности учителя в среде”. А.Дістервег утверждал, что именно учителя несут ответственность за воспитание у учащихся социальных умений.
За другими литературными источниками, первым, кто использовал этот термин, был К. Магер, который специально исследовал социальные аспекты образования и воспитания. Он отмечал, что социальная педагогика это довольно широкое понятие, которое предполагает воспитание общества в целом.
На начальной стадии развития социальной педагогики как теории и методики воспитательной дела, она направлялась на распространены кризисные явления бездомность детей, детей-сирот, и др., выполняя функции социальной работы. Эта социальная помощь включала в себя педагогическую часть в случаях опеки над детьми или подростками и воспитательное воздействие на объект заботы. Считалось, что социальная педагогика должна не только удовлетворять базовые потребности, но и формировать ответственность за свою жизнь, самостоятельность, умение и желание действовать, учиться навыкам жизни в обществе.
Итак, в начале социальная педагогика занималась прежде всего сиротами, но охватил другие слои населения после введения принципа обязательности образования. На ее развитие повлияли культурные изменения, их доступность к распространению, появление масс-медиа. В воспитательных воздействий школы и семьи добавилось множество других от библиотеки до кинотеатров, что является типичным признаком индустриализированного общества. С конца XIX в. социальная педагогика развивалась преимущественно в русле решения сугубо социальных проблем периода войн и дезорганизации общества.

Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории социальной педагогики. - М.: Академия, 2000. - 176с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ “Сфера”, 2001. - 512 с.
3. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебный.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. М.А.Галагузовой. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 544с.
4. Кравец В. Зарубежная школа и педагогика ХХ ст. - Тернополь, 1996. - 2900с.
5. Кравец В. История классической зарубежной педагогики и образования. - Тернополь, 1996. - 436с.
6. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): Учебное пособие. - М.: Издательский Дом “ФОРУМ”, 1998. 584 с.
7. Локк Д. Мысли о воспитании / / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. С. 163-194.
8. Мешко ВЬЕТНАМ., Янкович О.И., Мешко Г.М. Краткое изложение курса “История зарубежной школы и педагогики” : Учебно-методическое пособие. - Тернополь: ТДПУ, 1998. 82 с.
9. Наторп П. Социальная педагогика. / / История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб. / Под ред. М.А.Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. с. 300-312.
10. Оуэн Г. Повий взгляд на общество, или опыты по созданию человеческого характера. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. - С. 416-422.
11. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда. / / Там же, с. 276-280.
12. Социальная педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.Й.Капської. К., 2000. 264 с.
13. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. З.А.Никитина. М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272с.



Назад