Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Основные направления социально-педагогических исследований


Основоположником социальной педагогики как науки традиционно считается П. Наторп, который основал ее во второй половине XIX ст. Однако вопрос влияния социальной среды на формирование личности и пути гражданского воспитания, обеспечивающих такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе, освещались в творчестве как зарубежных, так и национальных педагогов еще задолго до официального создания социально-педагогической науки.
Если на современном этапе эволюция взглядов зарубежных авторов на социальное воспитание нашла свое отражение в научных исследованиях, то исторические аспекты становления и развития социальной педагогики в Украине основательно не рассмотрены.
В пособиях по истории названной отрасли знаний отмечается деятельность национальных мыслителей К.д.ушинского, А.с.макаренко, В.а.сухомлинского. К сожалению, практически не встречаются ссылки на творчество выдающихся украинских деятелей Г.с.сковороды, Т.г.шевченко, О.В.Духновича, а также ярко сформированного представителя социальной педагогики С.Ф. Русовой.
В кругу научных интересов национальных педагогов находились проблемы:
- устранение социальной несправедливости и установления социальной гармонии в обществе, один из путей для достижения которой социальное воспитание (Г. Сковорода, Т.Г. Шевченко и др.);
- влияние социальной среды и коллектива на формирование личности (Т.Г. Шевченко, К.Д. Ушинский, С.Ф. Русова и др.);
- социально-педагогическая деятельность в системе образования, приближение учреждений образования к жизни (М.И. Пирогов, С.Ф. Русова, Х.Д. Алчевска);
- роль средств воспитания в социализации личности (Г.С.Сковорода, К.Д.Ушинський, О.В.Духнович, С.Ф.Русова и т.д.);
- особенности педагогической работы с дефективными детьми (С.Русова);
- расширение сферы действия социальной педагогики (кроме детей с девиантным поведением, больных, сирот сюда попадает взрослое население) - С.Русова, Х.Алчевська и др.;
- воспитание милосердия, смирения, присущих христианской религии (“Русская троица” - м .шашкевич, И. Вагилевич, Я. Головацкий; Г.С.Сковорода и др.).
Кроме того, необходимо отмечать филантропическую деятельность национальных деятелей по созданию школ и благотворительных учреждений, в частности, воскресных школ, чем плодотворно занимались О.Духнович, Г. Корф, Х. Алчевска, С. Русова.
Украинских мыслителей, в творчестве которых есть элементы социальной педагогики, можно условно отнести или к буржуазно-демократического и либерального или к радикальному (революционно-демократического) направлений социально-политического движения. Представители первого направления стремились реформ в области образования и воспитания, но не связывали их с перестройкой общественного устройства (К.Д.Ушинський, Пирогов и др.). Представители второго - стремились к свержению существующего строя, даже революционным путем, потому что только при смене устройства возможна реорганизация образовательно-воспитательных процессов (Т.Г.Шевченко, И.Я. Франко и др.).



Назад