Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Проблема счастья человека и гармоничного развития в творчестве Г.С. Сковороды. Освещение путей предотвращения бедности


В сфере влияния социальной педагогики очень часто находятся отдельная личность или группа лиц, объединенных социальной бедой. Им целесообразно показать ориентир, который поможет им стать счастливыми и устранить жизненные неурядицы.
Одним из выдающихся педагогов, что стремился решить проблему счастью, его сущности, является Григорий Саввич Сковорода.
Г.С. Сковорода (1722-1794), выдающийся украинский педагог, поэт, странствующий философ, представитель этико-гуманистического направления отечественного просветительства. Родился на Полтавщине. Учился в Киево-Могилянской Академии, по окончании которой углублял свои знания за рубежом. Вернувшись на родину, работал преподавателем пиитики в Переяславской семинарии, а впоследствии в Харьковской коллегии. После освобождения из коллегии Сковорода до конца своей жизни остался бродячим философом и учителем.
В центре его философских взглядов стояли этические вопросы проблема человека, его природа, счастья. Счастье человека ставит в прямую зависимость от ее деятельности. Выдвинул концепцию о “сродну труд”. Человек счастлив тогда, когда ее жизнь соответствует своему назначению, когда она занята деятельностью по призванию, иначе “сродною трудом”, что приносит пользу обществу и внутреннее удовлетворение. В частности, об этом говорится в басне “Кукушка и Дроздик”: “Но ничто не такое сладкое, как совместная всем нам работа. Она председатель, свет и соль каждой отдельной работы. Счастлив тот, кто соединил врожденную свою работу с общей. Она есть настоящая жизнь” (10, 28).
С.Русова, анализируя творчество Сковороды, также обращается к решению ним проблемы счастья:
"Знания и счастья ставил целью жизни, но счастье он принимал не как пышное материальное обеспеченное положение, а как внутреннее удовлетворение. “Нет ничего слаще, ничего нужного за счастье иметь счастье очень легко говорил Сковорода, потому что счастье внутри нас, так, как и царство Божие тоже внутри нас. Счастье в нашем сердце, а сердце в любви, а любовь в законе вечном” (7, с. 64).
Г.С. Сковорода подчеркивает, что нет ничего хуже, чем болеть мыслями. А лучшим лекарством против этой болезни является “сродна труд” (”Пчела и Шершень”).
Подобно Сократа, мыслитель призывает людей познавать самих себя, ведь путь к счастью лежит через самопознание своих способностей и наклонностей к определенного вида деятельности: “Везде он как бы во главу угла ставил первейшая обязанность каждого человека: прежде всего узнать самого себя”, так писала о Сковороду С. Русова. За лучшее добро признавал мудрость, которую видел у каждого человека, ибо без мудрости все мертво, все гнилое. “Родимося мы, еще не имея ее, но ради того, чтобы иметь ее. Она из нас, дикарей, плохих монстров производит людей, пригодных для общественной жизни” (7, с. 63).
Г.С.Сковорода был сторонником гуманистического подхода в воспитании, стремился к формированию мыслящей, отзывчивой, образованного человека со светлым умом, горячими чувствами, которая бы жила на благо народа. Воспитательным идеалом Сковороды есть благородство, благодарность.
Он первым в истории украинской педагогической мысли выдвинул идею естественного воспитания, то есть родственного с природой. Под природой человека понимал ее дарование, наклоны. “Без природы как на окольных путях: чем дальше идешь, больше запутаешься” (“Собака и Кобыла”). По мнению Сковороды, главная задача воспитания заключается в том, чтобы помочь раскрыть в ребенке его природные способности и направить ее на путь истинного счастья и служения родине.
В мыслях Сковороды о воспитании, о природе ребенка есть много такого, что напоминает идеи Руссо о свободное воспитание, за что его называли украинским Руссо. Он первым в отечественной педагогике поставил в центр внимания чувства ребенка, ее отношения с миром, ее дела, ее счастье. В отличие от французского просветителя, Сковорода не рассматривал прароду как средство изоляции детей от тлетворного общества.
В связи с идеей родства воспитания с природой человека новым в украинской педагогике прозвучало предостережение родителям и воспитателям о последствиях обучения без учета природных возможностей человека. В басне “Жаворонки” читаем: “Много людей без природы значительные дела начинают, и плохо кончают” (10, 16).
Г.С.Сковорода - сторонник принципа естественности в воспитании. Он считал, что воспитание должно отвечать интересам народа, питаться из народных источников и храниться в жизни каждого народа. В притче “Благодарен Эродий” он высмеял стремление украинского дворянства механически подражать французам и немцам, рассказал про обезьяну, которая дает своим детям особое “благородное” воспитание. Это воспитание осуществляется французскими учителями, которые учат обезьян говорить на французском, петь, играть, танцевать, владеть светскими манерами.
Г.С.Сковорода был сторонником гармоничного воспитания, понимая его как единство умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.
Умственное воспитание - важный элемент его педагогической системы. Опираясь на знания, человек может познать добро и зло, оценить явления окружающей действительности. Мыслитель отстаивал необходимость обучения всех детей, независимо от их социального положения. Школы должны быть доступными для обучения и рідномовними. Сковорода глубоко убежден, что общество, в котором не будет насилия, духовной неволе может возникнуть путем распространения образования. Он подчеркивал важное значение нравственного воспитания, главной задачей которого является воспитание человечности, благородства и благодарности.
Сковорода был сторонником трудового воспитания, указывая на определяющую роль “сродної труда” в жизни человека. Именно через труд, по его мнению, лежит путь к нравственному самосовершенствованию человека. Важным является положение Сковороды о полезности и почесність любой труда, профессии, только чтобы она отвечала призванию человека и приносила пользу обществу. Успех в деятельности человека предопределяется не только ее способностями, но и такими качествами, как трудолюбие, терпеливость, умение владеть собой, умеренность, добродетель, справедливость, доброжелательность, благодарность, бодрость духа, а также гуманизм и милосердие.
В честной труда Г.С.Сковорода видел один из путей устранения бедности как общественного бедствия. В частности, в басне “Лягушки” отмечает: “Всякое богатство зубожіти и высохнуть, как озеро может, а честное ремесло есть неисчерпаемый источник не богатого, но безопасного пропитания. Множество богачей ежедневно становятся нищими. В этой аварии корабельной единственной гаванью становится ремесло. Бедные рабы нередко происходят от предков, живших в луже больших доходов. И не зря Платон сказал: “Все короли из рабов, и все рабы виплоджуються из королей”. Это бывает тогда, когда владыка всему - время - уничтожает богатство. Так, знаймо же, что всех наук голова, глаз и душа - научиться жить порядочно”. (10, 23).
Г.С.Сковорода уделял внимание физическому воспитанию. Оно должно начинаться еще до рождения ребенка и заключаться в здоровом образе жизни родителей, в заботе о матери в период беременности и кормления ребенка.
Средствами физического воспитания называет режим, чистоту, аккуратность, умеренность во всем, физические упражнения, труд и здоровый образ жизни.
Сам Сковорода был строгим вегетарианцем: ел только овощи, молоко, сыр и то лишь раз в день по закате солнца. Все свободное время проводил в полях и рощах, на сон оставлял не более четырех часов, однако всегда сохранял бодрость духа.
Мыслитель высказал важные мысли относительно семейного воспитания. Считал, что дети должны расти в атмосфере глубокого уважения и любви к родителям. Ставил вопрос о культ отца и матери в семье, называя их иконами божьими для детей.
Сковорода одобряет родителей, которые учат детей жизненной мудрости, критиковал тех, кто поощряет к чванства, эгоизма (“Нищий Жаворонок”). Таких родителей, кто перепоручал воспитания детей нянькам, сравнивал с кукушками.
Идеи Г.с.сковороды о зависимость общественного прогресса от распространения образования и воспитания, необходимость самопознания для выбора “сродної” труда свидетельствуют о том, что в его творчестве есть элементы социальной педагогики. Он также анализировал факторы социализации личности, среди которых - традиции, обычаи и обряды родного народа.



Назад