Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Т.Г. Шевченко о социальное воспитание


Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) выдающийся украинский писатель, поэт, художник, общественный деятель. Родился в с. Моринцы Черкасской области. Начальное образование получил в благодарность, после выкупа из крепостничества учился в Петербургской. Академии искусств, затем вернулся на Украину. Был активным членом тайной политической организации Кирилл-Мефодіївське Братство, где возглавил революционно-демократическую группу. В 1847 г. Шевченко арестовали и сослали в Оренбургские степи рядовым солдатом. После ссылки жил в Петербурге. Педагогические взгляды Шевченко нашли место в его стихах, публицистических и художественных произведениях.
Верил в великую силу воспитания. Исключительную роль в воспитании отводил семьи. С большой симпатией писал о воспитании детей в трудовых семьях, где матери заботятся о своих детях, где упорный труд укрепляет порядочность в отношениях. С уважением относится к женщине-матери. В повести “Наймичка” изобразил маму-крестьянку, которая скрывала свое материнство от сына ради его благополучия.
Совсем по-другому описывает помещичьи семьи, где убогая мораль пагубно влияло на воспитание детей. Заклеймил тех аристократок, которые безответственно относятся к воспитанию своих детей. Такова мать-помещица из произведения “Прогулка с удовольствием и не без морали”, которую больше интересует наряд, чем собственные дети.
Семейное воспитание не может заменить общественного воспитания, которое предусматривает жизни среди сверстников, общение со взрослыми, ознакомление с социальными обстоятельствами. Никакое, даже самое лучшее поставленную семейное воспитание не в силах обеспечить подготовку хорошо ориентированных в жизненных условиях юношей и девушек.
Помещица Софья Самойловна (повесть “Музыка”) выражает желание воспитывать своих детей Лизу и Наталью в полном безлюдді и затем выпустить их в свет совсем невинных, как двух птенцов из-под крыльца. Т.Г.Шевченко дает такую оценку этом плановые: “Действительно, поэтическая идея, но не больше”. Детство девочек было совершенно одинаковое, однако в 14-15 лет характеры их вышли разные. Наталья любила музыку, очень любознательный. Лиза слишком оживленная, больше похожа на мальчика, учится неохотно и музыки не любит.
Автор размышляет: “Странная, однако психологическая загадка”. Девочки, как две капли воды похожи одна на одну, но очень отличаются характерами.
Подобная психологическая загадка изображена в повести “Близнецы”, где показано, какая может быть разница благодаря общественному воспитанию между двумя мальчиками-близнецами, один из которых учился в гимназии и университете и сделался полезным человеком, а другой воспитывался в кадетском корпусе, где из него витруїли все человеческое.
Следовательно, проблемы, которые решались теоретической педагогикой, Шевченко решил при помощи художественных средств. Он выделил три фактора формирования личности:
- задатки, приобретенные в детстве;
- система воспитательных воздействий учебного заведения;
- влияние социальной среды, которая окружает воспитания.
Из произведений Шевченко можно получить четкое представление о его воспитательный идеал, которым для него был человек с многогранными знаниями и высокими моральными качествами, что способна применять свои знания в жизни, умеет ценить искусство, любит труд. Воспитательном идеалу Шевченко присуща такая черта, как трудолюбие. Работа должна занимать, по его мнению, главное место в жизни человека. В повести “Капитанша” он писал: “Я всегда заздритиму тебе, счастливый благородный трудівнику”.
Шевченко подверг острой критике сословную систему образования в царской России. Он указывал на недостаточное количество учебных заведений на Украине, а из тех заведений, что существовали, выходили духовно искалеченные молодые люди. В повести “Княжна” он описал недостатки начального обучения. Учителями были малограмотные дьячки, которые учили за церковными книгами. Обучение сводилось к тому, чтобы научить детей читать религиозные книги и воспитать их в духе повиновения. В произведениях Шевченко звучит также критика учебно-воспитательной практики сословных учреждений: кадетских корпусов, пансионов и институтов благородных девиц.
Т.Г.Шевченко принадлежит к радикальному (революционно-демократического направления) социально-педагогических исследований. Он мечтал о школе и воспитания, создание которых связывали, прежде всего, с революционной перестройкой общества. Народную школу представлял, как школу, где царит родной язык. Ставил также вопрос о необходимости образования для женщин наравне с мужчинами.
Как революционный демократ Шевченко горячо болел за открытие воскресных школ, которые играли важную роль в распространении образования среди трудящихся. Оказывал им материальную поддержку. Так, в 1860 году в Петербурге он, вместе с другими писателями, выступил на литературном вечере в пользу воскресных школ. Он регулярно передавал им часть своих средств после реализации изданий “Кобзаря”.
В письмах к М. Костомарова и М.Чалого Шевченко подчеркивал, что необходимо создать специальные учебники для всех школ. Сам он взялся за написание одного из них - “Букваря Южнорусского”. Закончил работу над ним в 1860 году, уже тяжело больным. “Букварь” был издан в количестве 10 тыс. экземпляров (стоимость 3 копейки). Книжечка насчитывает всего несколько страниц, но это “прощальная лебединая песня нашего национального гения”



Назад