Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Социально-педагогические идеи К.Д. Ушинского


Социальная педагогика как наука обязана своим становлением среди плеяды других выдающихся деятелей украинском педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому. Несомненно, его творчество дала мощный толчок дальнейшим социально-педагогическим исследованиям.
      Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Родился в г. Туле в небогатой дворянской семье. Его родители, выходцы из Черниговщины, имели небольшое имение вблизи Новгород-Северского, где Константин Дмитриевич окончил гимназию. В течение 1840-1846 гг. учился на юридическом факультете Московского университета. Получив высшее образование, работал по назначению на должности профессора в Ярославском юридическом лицее. В работе отличался демократичностью, через что в 1849 году его уволили с должности.
С 1854 г. работал преподавателем словесности, а впоследствии стал инспектором Гатчинского сиротского института.
С 1859 г. ему дали назначение на должность инспектора Смольного института благородных девиц. Здесь он отличился как прогрессивный реформатор женского образования. Он позволил воспитанницам отлучаться из заведения, который ранее был закрытого типа, на каникулы и навещать родителей. Перестроил преподавания русского языка и литературы, географии и естествознания. Пригласил к сотрудничеству много прогрессивных педагогов.
В этот период напечатал много интересных статей: “Труд в его психическом и воспитательном значении”, “Родное слово”, “Проект учительской семинарии” и др.
В 1862 г. Ушинского обвинили в атеизме и уволили с работы в Смольном институте. Чтобы завуалировать незаконное увольнение, правительство отправил его за границу для изучения женского образования. Эта поездка по сути была замаскированным ссылкой. После возвращения из-за границы печатает свой фундаментальный труд “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (1867-1869).
В 1869-1870 гг. жил на Украине, которую считал своей родиной. Умер 22 декабря 1870 г., похоронен на территории Выдубецкого монастыря.
К.Д.Ушинський обосновал педагогику как науку, доказав, что она может стать наукой в полном смысле слова, если будет тесно связана с жизнью, выражать потребности общества и опираться на данные наук о человеке. Источником теории педагогики называл весь комплекс “антропологических наук”, куда относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, политэкономию, историю. Из указанного круга наук главное значение придавал психологии. Только знания научных основ педагогики дает возможность творчески решать сложные проблемы формирования человека.
Ушинский обосновал вопрос о единстве теории и практики. Воспитание, которое не опирается на педагогическую теорию, сравнивает с пустоцвітом, с знахарством в медицине.
Главное в педагогической системе Ушинского - обращение к принципа народности, как особой для каждого народа идеи воспитания.
Термин “народность” Ушинский объясняет как своеобразие каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географическими, экономическими, политическими и другими условиями его жизни. Народность - это национальная самобытность народа и основывается она, по мнению выдающегося педагога, прежде всего, в характере народа.
Ушинский призвал к созданию как можно большего количества народных школ с хорошими учителями, отмечал, что обучение в них должно происходить на родном языке.
Составной частью идеи народности с Ушинского стоял вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы воспитания.
Его учение о народность связано с задачами формирования личности, воспитания у детей любви к родине, гуманности, честности, трудолюбия, ответственности. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями.
К.Д.Ушинський определил факторы, которые особенно сильно влияют на воспитание личности: учеба, труд, игра, природа, жизнь, религия.
Первоисточником формирование моральной стороны ребенка, так же как и всех других ее сторон, в жизни и в воспитании выступают средства природы. По утверждению Ушинского, эти средства являются наиболее доступные для детского восприятия. Главная задача педагога научить детей видеть и наблюдать красоту природы.
Большое значение на формирование нравственности ребенка производит игра. В ней формируются все стороны человеческой души, ее ум, ее сердце, ее воля... В игре дети испытывают свои силы и учатся самостоятельности. Через коллективную игру осуществляется познания и вхождения в систему общественных отношений.
Основным социальным фактором и средством воспитания К.Д.Ушинський называет труд. По его мнению, она является источником не только физического, умственного и нравственного совершенствования, но и существования человека вообще.
Перед воспитанием ставит задачу формировать у детей серьезное отношение к труду, прививать воспитанникам не только уважение и любовь к ней, но и привычку работать. Отводит важную роль не только физическому труду, но и умственной. Указывает, что умственный труд - один из важнейших видов человеческой деятельности: “Мечтать легко, приятно, но думать трудно”.
К.Д.Ушинський показал взаимосвязь между трудом и счастьем человека. Богатство, отсутствие труда действуют разрушительно не только на нравственность, но даже и на благо общества. Плохую услугу сделал бы государству тот, “кто нашел бы средство отпускать ей ежегодно всю ту сумму денег, которая необходима ее гражданам... Если бы люди изобрели... сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, которая полностью заменяет любой труд человека..., то сам развитие человечества остановился бы: разврат и дикость завладела бы обществом, именно общество распалось бы: с уничтожением необходимости личного труда история должна прекратиться” (12, 106).
Таким образом, “воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать ее не для счастья, а готовить к труду жизни”.(12, 113).
Иногда со счастьем люди связывают обеспеченную жизнь; настоящим бедствием считается нищета. По мнению Ушинского, богатство также может быть общественной проблемой. “Богатство растет без вреда для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека, когда и материальная, и духовная сфера вместе и дружно расширяются перед ней” (12, 115). Обосновывая в статье “Труд в его психическом и воспитательном значении” роль труда как фактора, который особенно сильно влияет на формирование личности, К.Д.Ушинський по сути обосновал острую потребность создания социально-педагогической науки в период новых экономических отношений и связанной с ними социальной политики: “Роскоши развивают фабрики, фабрики развивают роскоши, капиталист сбивает новые капиталы; некапіталіст мечется из всех сил и залезает в долги, чтобы не отстать в роскоши от капиталиста; человек вертится на своем бархатном кресле, придумывая, как бы добыть бархатные драпрі; необходимость все больших капиталов для в
сякого самостоятельного производства увеличивается; количество самостоятельных производств уменьшается; одна огромная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев на поденщиків; один дурачится с жиру, другой дичает из бедности; одного теряет богатство, другого крайняя бедность превращает в машину; тот и другой приближаются к состоянию животного; а новые потребности, создаваемые ежеминутно промышленностью, увеличивают количество недовольных жизнью. Так происходит экономическое развитие общества, который не опирается на духовное и нравственное развитие его содержания и формы” (12, 115).
Таким образом, К.Д.Ушинським поставлен вопрос о радикальном преобразовании общества, которое возможно только через образование и воспитание, которое по мнению выдающегося педагога, достигает успеха, когда на него в одинаковой степени влияют церковь, семья и школа. Родители прежде всего должны беспокоиться о религиозное воспитание ребенка, и основнаа роль здесь принадлежит матери. При этом Ушинский подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять Закон Божий от других предметов и воспитания.
Он писал, что религиозное воспитание человека проходит в течение всей жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы и никогда не завершается.
Определенную роль в формировании личности отводил эстетическому воспитанию. Основными средствами эстетического воспитания считал природу, содержание школьного образования, искусство. В учебные предметы народных школ предлагал включить предметы эстетического никл: рисование, музыку, пение. Особенно ценил участие детей в хоровом пении: “Если споет школа споет страна”. Ушинский считал, что для эстетического развития ребенка важно приобщить ее к народной поэзии, народных традиций, проводить в школе праздника зимы, весны, лета и осени. В связи с этим ставил вопрос о художественном образовании учителей и воспитателей.
Если рисовать портрет Ушинского, писала Водовозова, одна из его учениц, то это был бы портрет Пророка с горящими глазами и очень строгим, серьезным лицом. На работах Ушинского выросло несколько поколений учителей, его называют учителем российских учителей. Его творчество способствовало дальнейшим социально-педагогическим исследованиям в Украине и за рубежом.



Назад