Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

5. М.И. Пирогов о необходимости связи школы с жизнью


Николай Иванович Пирогов (1810-1881) ученый, хирург, анатом, основоположник военно-полевой хирургии, просветитель-демократ, выдающийся теоретик в области педагогики, организатор народного образования. Родился в Москве, получил высшее медицинское образование в Московском университете, в 1832 г. защитил докторскую диссертацию.
Пирогов сделал большой вклад в развитие образовательной дела в Украине. В период 1856-1858 гг. он был попечителем Одесского учебного округа, а в 1858-1861 гг. попечителем Киевского учебного округа. Последние годы своей жизни провел в усадьбе “Вишня” на Подолье.
Имя Пирогова стало широко известным после появления в журнале “Морской сборник” его статье “Вопросы жизни”. Ею он основал большой общественно-педагогическое движение, стал представителем либерального направления.
В статье “Вопросы жизни” Пирогов сформулировал свои взгляды на роль, значение и современное состояние воспитания, на его характер и задачи, проводил мысль о том, что воспитанию предстоит очень ответственная роль в жизни общества в целом и каждой личности в частности, что от воспитания в значительной степени зависит будущее человека.
Пирогов с болью отмечал, что вопросы воспитания не стали пока что вопросами жизни. Современное ему общество не уделяло им нужного внимания, не заботилось об обеспечении воспитания правильным направлением. Наиболее существенным недостатком, а вернее, недостатком современного воспитания, Н.и.пирогов называл сословность образования и воспитания, считая эту преграду несправедливой, такой, которая не отвечает интересам государства, педагогики и морали. Не принадлежность к некоего состояния и материальная обеспеченность, а склонности и способности к обучению вот что, по его мнению, должно определять фактическую возможность для каждого получить ту или иную образование.
Не менее серьезным недостатком, чем сословность, М.Пирогов считал вузькопрофесійну и чиновничью кар'єристичну направленность воспитания. Свою педагогику он назвал “духовно-нравственной”, очевидно, через то, что защищал общечеловеческий характер воспитания, где приоритетными являются ценности мировой цивилизации. Добивался, чтобы школа изменилась и готовила истинно широкоосвічену человека. Будучи медиком, Пирогов доказывал, что гуманитарные предметы в гимназии и университете такие же важные, как и естествознание, потому что они касаются важнейшей духовно-моральной стороны нашей жизни. С продолжением дифференциации и специализации наук значение гуманитарных знаний как средства поддержания нравственности в обществе растет. По мнению Пирогова, только человек с высокими моральными убеждениями способна противостоять искушениям современного общества (карьеризм, лицемерие, личная пользу). Иначе сохранится раздвоение личности на “быть” и “казаться”, что является вредным для самого человека. Воспитание искренности и открытости души и такое воспитание души, чтобы она, развиваясь не роздвоювалась и не теряла своей искренности вот тот идеал воспитания, который выставляет автор.
Н.и.пирогов развивал важное направление социально-педагогических исследований социально-педагогическая деятельность в системе образования. Речь идет о влиянии социальной педагогики на содержание обучения, цель и характер воспитания, о борьбе и формирования личности.
Он отмечает, что мы привыкли противопоставлять жизни школе и школу жизни, что жизнь идет своим путем само по себе, а воспитание и обучение своим. Значительная часть людей убеждены, что обучение является только подготовкой к настоящей жизни. Как правило, начинают учиться, воспитываться в детском возрасте, и понятие о воспитания, обучения и школу сливаются с понятием об детский возраст человека.
Н.и.пирогов утверждает, что и родители, и общество, и государство должны стремиться восстановить смысл школы и ее права, вытекающие из самой жизни. Надо вернуться к прямого назначения школы - быть руководителем жизни на пути к будущему. Этого можно достичь, когда все подаренные человеку способности, все благородные и высокие стремления найдут в школе средства к бесконечного и всестороннего развития. Школа не сможет совершенно другим путем и нераздельно слиться с жизнью, как взяв на себя дело и общечеловеческой, и специального образования.
Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель любого степени школы только тогда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием, воспитывает своих учеников. Большое значение придавал самостоятельной работе учителей над повышением уровня знаний и над совершенствованием своего мастерства. 3 этой целью ввел взаимные посещения уроков и обмен опытом.
Пирогов выступал против бюрократического характера руководства учебно-воспитательной работой. Находясь на должности попечителя учебных округов, он поднял роль педагогических советов, расширив круг вопросов, которыми они занимались. На педсоветах слушались доклады и обмен мнениями с дидактических вопросов, в их компетенцию входили вопросы воспитания и поведения учащихся.
М.И. Пирогов был одним из пионеров организации воскресных школ для образования взрослых, подписав на предложение передового студенчества в 1859 году разрешение на их открытие.
Обращая внимание на женское образование в России, Пирогов отмечал, что благодаря надлежащей образовании женщина может достичь того же, что и мужчина. Но выступая за равноправие мужчин и женщин в образовании, он не был сторонником их равноправия в целом. В этих взглядах чувствуется типичный представитель либеральной буржуазии.
М.И. Пирогов считал, что необходимого улучшения жизни можно достичь путем широких социальных преобразований, в основе которых должны быть радикальные изменения системы образования и воспитания, развитие науки и образования в Украине. Его требования ликвидации сословного характера системы народного образования, открытого доступа в среднюю и высшую школу широким массам трудящихся, идея гармоничного развития всех врожденных “сил народа” выдвинули Н.и.пирогова в ряды выдающихся общественных деятелей, тех педагогов, в творчестве которых прослеживаются элементы социальной педагогики.



Назад