Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

6. Филантропическая деятельность В. Духновича, Х. Алчевской, М. Корфа


Одним из направлений социальной педагогики является социально-педагогическая деятельность с создания благотворительных (или близких к ним) учебно-воспитательных заведений.
На Украине такими заведениями были, прежде всего, воскресные школы, для развития которых немало жизненной энергии вложили Х. Алчевска, С. Русова.
Уже отмечалось, что с одобрением встретил их появление и материально поддерживал Т.Г.Шевченко.
Рядом с ними, большими филантропами и энтузиастами создание школ для простого народа есть О. Духнович, Г. Корф.
      Александр Васильевич Духнович (1803-1865 гг.) наиболее выдающийся представитель культурно-образовательного движения на Закарпатье, писатель, один из первых профессиональных ученых-педагогов в Западной Украине. Родился в с. Тополь на Пряшивщине в семье священника. В Ужгороде окончил гимназию, а затем духовную семинарию. Сначала работал домашним учителем, затем нотариусом в епископской канцелярии. На протяжении 1844-1865 гг. был священником и каноником Пряшівської епархии, одновременно преподавал русский язык в Пряшівській гимназии.
Александр Васильевич Духнович стал автором первого на Закарпатье народного букваря - “Книжице читального для начинающих” (1847), учебников для начальной школы по географии и истории (1831), русского языка (1853), а также “Народной педагогії на пользу училищ и учителей сельских” (1857), которая была первым систематизированным учебником по педагогике для народных учителей не только Закарпатья, но и других регионов Западной Украины.
Исходя из реальных условий, О.Духнович предложил в каждом селе выбирать “школьного куратора”, который бы собирал средства на школьное здание, оплату учителей и создание школьного фонда для обеспечения сирот и детей неимущих родителей учебными пособиями и принадлежностями.
В 30-40 - х годах О.Духнович начал на Закарпатье свою литературную и педагогическую деятельность выступал за народность обучение, преподавание на родном языке, сыграл большую роль в открытии более 70 школ. Науку и просвещение рассматривал как “единственный способ и путь к будущего счастья народа”. Среди социальных факторов становления личности называл труд. Сформулировал идею совмещения учебы с сельскохозяйственным трудом.
Был сторонником принципа природосообразности в воспитании. На его основе требовал учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Решающую роль в формировании человеческой личности отводил учителю. Семейное воспитание О.Духнович рассматривал как естественный обязанность родителей.
Деятельность а . духновича была направлена на то, чтобы не только дети города, но и сельские дети, независимо от своего материального положения, имели возможность освоить науку.
О.Духнович воспринял передовые педагогические идеи своего времени, творчески развив их на принципах народности, демократизма и гуманизма.
      Христина Даниловна Алчевска (1841-1920) украинский педагог просветитель, харьковская учительница. Сыграла ведущую роль в развитии воскресных школ на Украине.
Воскресные школы приобрели большую популярность в конце 50-х годов. Так назывались школы различного типа для взрослых и подростков, для тех и других одновременно, а вместе с тем и для детей: мужские и женские, а где-не-где смешанные.
Первая воскресная школа открылась как сообщает издание, 11октября 1859 года в Киеве на Подоле в доме уездного дворянского училища, общее руководство которым было возложено на профессора университета Павлова. Обязанности учителей приняли на себя совершенно бесплатно студенты университета. Первого же дня в школу приехало 50 учеников, а через несколько дней их стало уже 110. Понятно, что к воскресной школы пошел учиться трудовой народ. Кроме чтения и письма здесь преподавали основы родной истории.
В конце 1859 года такие школы были созданы в Белой Церкви (одна), в Могилев-Подольском (четыре), в 1860 г. в Одессе функционировало пять воскресных школ. Основываются такие школы в Полтаве, Николаеве, Єлисаветграді и других городах (13, 153).
Аристократические верхи общества, совершенно независимо от их национальности, с самого начала возникновения воскресных школ рассматривали их как ненужную вещь, вредную и опасную.
В 1862 году в Харькове основала воскресную школу Христина Даниловна Алчевска.
Родилась Х. Алчевска в 1841 г. в Борзне на Черниговщине в семье учителя. Отец через свою ограниченную натуру был против женского образования. Она самостоятельно училась читать и писать.
Начало педагогической деятельности приходится на 60-е годы. Христина Даниловна посещала молодежные кружки, восхищалась произведениями Г.Чернишевського, А.герцена, сама писала стихи. Призвала женщин проснуться и разбудить страну для новой жизни.
Воскресная школа, открытая Х. Алчевской в 1862 г. в течение восьми лет действовала нелегально в связи с запретом правительством подобных школ. Только после снятия запрета в 1870 г. была официально открыта.
Воскресная школа Х. Алчевской представляла собой уникальное, достойное подражания явление в истории отечественной педагогики. Она просуществовала полвека и стала организационно-методическим центром создание воскресных школ для обучения взрослых и подростков на Украине.. В ней каждый год учились сотни учениц. Работа школы экспонировалась на всемирных выставках. Среди тех, кому выпало счастье учиться в ней, были маленькие девочки и совсем взрослые женщины, жительницы города и крестьянки из харьковских окрестностей. Разделение на классы осуществлялся одновременно по возрасту и уровню подготовки. Ученики имели возможность получить начальное образование бесплатно. Обучение из всех предметов велось по специальным программам, которые предусматривали усиленную работу в классе; на домашнее задание необходимо было читать художественные произведения.
На свои средства Алчевска открыла школу для сельских детей в с. Александровка на Луганщине. Для взрослого сельского населения она проводила воскресные чтения, разработала методико-библиографическое советчик “Что читать народу?”. Этот советчик получил много положительных отзывов со стороны прогрессивной общественности.
Алчевска отстаивала идею всеобщего народного обучения на родном языке. Она является основоположником методики обучения взрослых грамоты, разработала ценные образцы уроков письма, чтения, беседы о прочитанном. С этой целью вместе с группой учительниц создала трьохтомний учебное пособие “Книга для взрослых”.
Определенный вклад в развитие воскресных и земских школ сделал М.Корф.
      Корф Николай Александрович (1834-1883) выдающийся педагог и методист, основоположник земских школ на Украине, последователь К.д.ушинского.
Родился в Харькове. Окончил Петербургский пансион А.Філіппова, Учился в Александровском лицее в Петербурге.
Николай Александрович Корф, выполняя обязанности председателя уездного училищного совета в г. Александрийскую (ныне г. Запорожье) много сделал для создания в уезде новых учебных земских школ, пропагандировал организацию воскресных повторювальних школ.
В созданных М.Корфом начальных земских школа (с трехгодичным курсом обучения) занятия проводил один учитель одновременно в трех классах. Подготовке учителей для этих школ он отдавал много сил, разрабатывая планы занятий и методики проведения уроков, а также сам проводил уроки. Пропагандируя идею общего обязательного начального образования, он открыл более 100 таких земских школ в Александрийском и Бердянском уездах. Земская школа стала лучшим типом начальных учебных заведений. В ней учителя использовали более прогрессивные методы обучения, содержание предусматривал ознакомления детей с сведениям из географии, истории, естествознания. Для земских деятелей шил Корф написал первую в России книгу с школоведение. Она представляла собой педагогическую энциклопедию начального образования.
М.Корф является организатором учительских съездов.



Назад