Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

7. Социально-педагогические взгляды С. Русовой


София Русова Федоровна (Лідфорс) (1856-1940) активный общественный деятель периода украинской революции, первая женщина педагог-теоретик в Украине, социальный педагог, писательница. Исследователи считают, что по объему и уровню просвитянськой работы Русова стоит на одной ступени с Еленой Пчелкой и Кристиной Алчевской, а за силой и страстностью, с которыми звучало ее слово в защиту украинской культуры, духовности, родного языка Русову можно сравнить с Лесей Украинкой.
Эпиграфом для изложения социально-педагогических идей Софьи Федоровны могут стать стихотворные строки Т.шевченко:

Мне все равно, буду ли Я жить в Украине, или нет. Ли кто вспомнит, или забудет Меня в снегу на чужбине - Однаковісінько мне. И не все равно мне, Как Украину злобные люди Усыпят, лукавые, и в огне Ее, окраденую пробудят... Ох, не все равно мне.


Родилась 18 февраля 1856 г. в с. Олешня на Черниговщине. Отец Федор Линдфорс был шведского происхождения, а мать Анна Жерве французского. Мать умерла, когда Софии было 4 года, еще чуть позже умерли брат и сестра. До 10 лет жила в Олешни с папой и старшей сестрой. В 1866 г. они переехали в Киев, где София училась в Фундуклеевской гимназии, которую окончила с золотой медалью в 1870 г. Через год умер отец.
София решила заняться педагогикой. Вместе с сестрой Марией в 1871 г. открыли в Киеве первый Фребелівський детский сад. Он стал центром украинской национальной культуры, где по вечерам собиралась украинская интеллигенция м . старицкий, Н.лысенко, м . драгоманов, О.Русов и др.
После бракосочетания София и Александр Русови осуществили в Праге безцензурне полное издание “Кобзаря” Т. Шевченко.
В творческой деятельности Русовой с конца XIX в. можно условно выделить четыре периода: 1 период - кин. XIX в. до 1905 г., II период 1906-1916 гг., Ш период - 1917-1921 гг., IV период 1921-1940 гг. (эмиграция в Чехию).
В теоретическом наследии с . русовой есть большое количество книг и журнальных статей по педагогике, истории образования, сравнительной и социальной педагогики. В них систематизированы лучшие жемчужины мировой педагогики и нашли место глубокие размышления и выводы выдающейся просветительницы о предстоящей украинскую школу.
Основная идея и тема, которая объединяет большую часть исследований Русовой концепция национального воспитания. Может именно потому, что она была дочерью двух народов и выросла среди третьего, украинского, что испокон веков отличался этнического терпимостью и национальным братолюбии, Русовий, как ни одному педагогу мира, было присуще острое интерес делами развития национального образования. Вслед за К.Д. Ушинським, педагогическая система которого тоже сформировалась под благотворным влиянием украинской народной идеологии и этнической педагогики, Русова твердо стояла на том, что школа и воспитания в ней могут успешно осуществляться при условии, когда эта школа, это воспитание, будут национальными, народными.
Для реформирования школы, по мнению Софьи Федоровны, мало ее национализировать, ввести родной язык, необходимо изменить весь ее строй, внедрить принципиально другие цели и принципы воспитания, наполнить работу новым содержанием. Школа должна быть активной, строиться на принципе самодеятельности детей. Она должна стать школой социального воспитания.
В своих трудах С.Русова детально проанализировала принципы как индивидуализации, так и социализации воспитания. Индивидуализацию называла первым требованием справедливого воспитания, которое должно формировать индивидуальную моральное сознание каждого ребенка. Цель индивидуального воспитания дать широкий, свободный развитие всем духовным силам ребенка и его способностям. “Но человек становится человеком, утверждает С.Русова вслед за П.Наторпом, - только в общине” (8, 17).
Социальное воспитание развивает в ребенке те личностные особенности ребенка, которые дадут ей возможность стать лучшим гражданином. Старая школа полностью игнорировала объединения, ученики воспитывались как отдельные субъекты, подготовленные для некой карьеры или специальности. Только постепенная демократизация жизнь поставила перед школой, педагогами новая задача: воспитать гражданина, подготовить его к активному участию в социально-политической, культурной жизни.
Каждого отдельного человека С.Русова рассматривала прежде всего как члена человеческого общества и поэтому является очень важным введение ее в “кооперативные отношения с социальной средой”. Школа, по мнению педагога, должен стать тем центром, где все духовные и моральные впечатление будут перерабатываться в сознании ребенка не только в соответствии с ее индивидуального состава, а в значительной степени определяться той общительной атмосферой, которая состоит из сверстниками, и доверительными отношениями между учителями и учениками, ученическим самоуправлением, общей организацией учебно-воспитательного процесса.
Итак, суть социального воспитания в новой школе заключается в создании следующих условий:
1) товарищеская атмосфера в школе, доверительные отношения между учителями и учащимися;
2) ученическое самоуправление;
3) замена класса немногочисленные подвижными группами;
4) реформа методов обучения (переход от пассивных к активным);
5) замена учебных программ в средней школе.(9, 147).
Рядом со школой государство, церковь, клубы, кинотеатры и другие социальные организации также должны иметь социальный влияние на воспитание ребенка.
Идея воспитания в коллективе - одна из ведущих в наследстве Русовой. Коллективное воспитание имеет большое влияние на социализацию личности.
В основу коллективного воспитания педагог возлагала общественную цель и совместную деятельность, направленную на ее достижение.
Важными средствами сплочения детского коллектива считала игру и труд.
Софья Федоровна считала, что социальное воспитание начинается с 4-5 лет - детсады, школы, игровые площадки. Дети до 5 лет не проявляют социальных наклонностей, они индивидуалисты, даже эгоисты. Но с развитием речи у ребенка просыпается интерес к дружбы, сначала с игрушками, потом с друзьями. Первой социальной форме игра. Потребность в ней остается и у взрослых.
Большое социальное значение в воспитании имеет труд. Коллективная работа дает весомые результаты, чем индивидуальная.
Кроме самоуправления, разделения на группы, коллективной работы и совместных игр на социализацию мировоззрения учащихся имеют влияние самообучения и программы школьного обучения. Из всех наук на развитие общественного сознания наиболее влияет история и география. Они вызывают национальное сознание, понимание международных взаимоотношений. Кроме этих обычных наук, новые школы рационально вводят такие науки, которые нужны ученикам для лучшего понимания социальной жизни и своей роли в нем.
Наряду с социальным воспитанием в детских охоронках, захистках, садах, школах О.Русова уделяла внимание семейному воспитанию и, в частности, роли матери. Она считала, что надо распространить образование женщины на селе, чтобы поднять сознание женщин и положение матери. Без нее и ее ласки холодно и страшно было бы жить. Никакая школа, никакие детские сады или захистки не дадут ребенку того добра, ласки и любви, не разбудят так в детях чувство правды, как истинное воспитание сознательной матери. Если сравнить детей, которые воспитываются с материнской любовью и лаской, с теми, что в детских приютах, то последние никогда не будут такие веселые, уравновешенные, как первые (9, 147).
В кругу педагогических интересов с . русовой находились проблемы религиозного воспитания, ведь каждый ребенок одновременно является дитем Божьим. В духе христианского учения ней рассматривался вопрос нравственности.
Для социальной педагогики важной является статья Русовой “Немного о дефективных детей в школе”. В ней она определила особенности, педагогические подходы к больных детей, а также пути, как сделать их жизнь более полноценной.
С. Русову беспокоили проблемы общего образования. Для овладения ею необходимо шире использовать народные библиотеки, школьные библиотеки, читальни, воскресные школы, систематические курсы, краеведческие музеи, педагогические курсы для родителей и т.д.
Преданность социальной педагогике прослеживается в творчестве С. Русовой также при формулировании ею цели воспитания на основе глубокого анализа идей выдающихся педагогов прошлого и передового опыта зарубежной педагогики: помочь свободной эволюции духовных и физических сил ребенка и в конечном итоге сформировать гармонично развитого человека, то есть человека трудоспособного, социально сознательную, полезную для общества, с возвышенной любовью к родному краю и с уважением к другим народам.
С.Русова вошла в историю педагогической мысли как выдающийся теоретик дошкольного воспитания ребенка. Сначала она выступала одной из проводниц фребелівської системы воспитания, которая тогда была распространена в Украине. Но глубже изучив эту систему, она не соглашается с ее оторванностью от жизни. Поэтому в дальнейшей своей деятельности обращается к системе М.монтессори, которая на то время была самой передовой в дошкольном воспитании. Монтессори обращает особое внимание на гигиену, психофизиологическое развитие, антропологические исследования детей. Это экспериментальная педагогика в ее приспособлении к дошкольников. Считая, что детский сад должен организовываться на основе современных исследований, достижений психологии и педагогики о закономерности и условия развития ребенка, о наиболее целесообразные методы воспитания, Русова выстраивает свою систему дошкольного воспитания, настаивая на необходимости воспитания дошкольников на национальной почве.
В работах с . русовой значительное внимание уделено проблемам благотворительности и нравственности. В конце концов, в истории своего народа она вошла как большой филантроп, как человек, который никогда не стомлювалась оказывать помощь и поддержку женщинам, детям, сиротам и другим уязвимым категориям населения.

Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М.: Академия, 2000. - 176с.
2. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебный.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. М.А.Галагузовой. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 544с.
3. Кравец В.П. История украинской школы и педагогики: Курс лекций. - Тернополь, 1994. - 360 с.
4. Левковский М.В. История педагогики: Учебное пособие. - Житомир: ЖДПУ, 2001. - 220с.
5. Мешко ВЬЕТНАМ., Янкович О.И., Мешко Г.М. Краткое изложение курса “История зарубежной школы и педагогики” : Учебно-методическое пособие. - Тернополь: ТДПУ, 1998. 82 с.
6. Пирогов Н.И. Школа и жизнь //Избр. пед. соч. /рос.мовою./. - М.: Педагогика, 1985. - С.198-205.
7. Русова С. Дошкольное воспитание //Избранные педагогические произведения. - К.: Образование, 1996. - С. 34-184.
8. Русова С. Новая школа социального воспитания //Избранные педагогические сочинения в 2-х кн. - К.2. - К.: Лыбидь, 1997. - С. 16-104.
9. Русова С. Социальное воспитание, его значение в общественной жизни//Там же, - К.1. - С.144 - 150.
10. Сковорода Г.С., Котляревский И.П. Избранное. - Харьков: Флаг, 1990. - 299 с.
11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. //Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - Т.1. - К.: Сов. школа, 1983. - С. 43 - 103.
12. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Там же. - С. 104 - 120.
13. Чавдаров С.Х. Педагогические идеи Тараса Григорьевича Шевченко. - К.: Советская школа, 1953. - 207 с.
14. Шашкевич М.С., Вагилевич И.М., Головацкий Я.Ф. Произведения. /Сост., вступительная статья и прим. М.Шалати. - К.: Днепр, 1982. - 367 с.



Назад