Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Реформирование системы опеки в эпоху Просвещения и развития нового общественного устройства


ХVIII в. вошло в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения. Для философии этого периода характерны несколько принципиальных положений:
1. Рационализм, то есть вера в силу человеческого разума.
2. Идея общественного прогресса - от низшего к высшему.
3. Теория “естественных прав”, присущих человеку с рождения (личная свобода, равенство перед законом, неприкосновенность личности, жилища и т.п.) и ряд других.
Одним из первых государств Европы, что претерпела изменений в общественно-экономическому укладу, стала Франция, в которой произошла Великая революция 1789-1793 гг. Французская революция подарила миру идеализацию буржуазного общества. Люди были убеждены, что создан истинно моральный порядок: нет разделения на господ и рабов, а есть только свободные от рождения граждане. Ему показалось, что это будет общество сплошных добродетелей. Развеются, как дым, заботы, страх, отчаяние, бедность. Однако эра всеобщего счастья не могла наступить вместе с победой буржуазных революций, прежде всего через то, что новый порядок не уничтожил классовых противоречий, а лишь на место старых поставил новые. Были созданы другие условия эксплуатации и другие формы борьбы. Идеалы оказались слишком далеки от их воплощения на практике..
В эпоху Просвещения прошло разграничения больных и здоровых бедняков. Бедный, способен работать, стал положительным элементом, который можно повернуть на пользу общества. Наоборот, больной воспринимался как “мертвый груз”, который существует в обществе только на правах потребителя. В этот период стало понятным, что хоть в опеке над убогими и нет никакой материальной (рациональной) необходимости, тем не менее благотворительность является первым и абсолютным обязанностью общества, ничем не обусловленным, так как именно она - условие его существования. Забывая и не беспокоясь об обездоленных и нищих, общество тем самым обрекает себя на самоуничтожение (пример Спарты яркое тому подтверждение).
В результате дискуссии об формы благотворительности было решено, что изоляцией, то есть строительством госпиталей и других учреждений опеки проблема не решается. Помощь следует предоставлять семьям.
Приближение поддержки больного бедняка к его семьи достигало, как казалось, сразу двух целей: “одухотворение” и “очеловечивания” помощи, предоставляемой и экономии государственных средств на организацию медицинского обслуживания. Таким образом, в эпоху Просвещения прошло разграничения бедности и болезни, разрушались границы изоляции (в ее пределах оставались только лишены разума).
Как уже отмечалось, переворот в общественном сознании, осуществлен Великой французской революцией, показал всему миру, что свобода - лучшая форма благотворительности. В то же время освобождение человека для буржуазного государства - не самоцель, а только средство. Человек должен был получить свободу, потому что только таким путем можно было заручиться теми силами и рабочими руками, которых новый экономический принцип все больше нуждался для завоевания мира.
Период конца ХVIII - первой половины XIX в. вошел в историю как время грандиозного экономического переворота, перехода от мануфактурного производства до фабричного. Пионером преобразований стала ткацкая промышленность, именно здесь первой оказалась неспособность патриархального ручного производства. Эту проблему решило изобретение прядильной машины. Кроме того, появились еще и другие изобретения, которые подготовили базу для промышленной революции: сверлильный станок (1775), токарный станок (1794) и др.
Философию жизни раннего капитализма сопровождали самые ужасные методы накопления капитала и извлечения прибылей. Промышленная революция, развиваясь, способствовала засмоктуванню европейского и американского общества в всепоглощающий дух наживы, который постепенно превращал в товар чувства, мысли, любовь, науку, искусство, все поступки и отношения людей.
Фабрично-заводская промышленность, постоянно расширялась, выбрала себе на первых порах наиболее покорных рабов женщин и детей.
О колоссальные масштабы применения детского труда в Англии свидетельствует такой факт: в 1788 г. в ткацких мастерских работало 26 тыс. мужчин, 31 тыс. женщин и 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе 10 лет (2, 345).
Следует учитывать и тот факт, что промышленная революция имела своим результатом многократное увеличение детей-сирот. Пролетариат, лишен семейной жизни, осуществлял собственно воспроизведения. Это было очень выгодно для богатых предпринимателей, так как молодой рабочий, который не имел своего дома и родственников, стоил очень дешево.
Новый буржуазный строй превратил любовь в популярный товар. Настоящим бедствием (имеется в виду здоровье мужчин) стала проституция. Большая часть проституток находилась в возрасте от 13 до 15 лет. Чтобы осуществлять врачебно-полицейский контроль учреждались дома терпение. Только в Мадриде в 1895 г. их насчитывалось 300 (2, 349).
Очень сложным было положение рабочего класса в периоды экономических кризисов. Люди умирали с голода. Ужасными были их жилищные условия. Все это имело следствием активизации революционных выступлений рабочего класса.
Однако на рубеже XIX ХХ в. в ряде стран буржуазия получила определенные уроки классовой борьбы, в результате чего в сознании обеспеченных слоев населения начали преобладать настроения реформизма, социального партнерства и примирения. Если при этом и рабочий класс эволюционировал в ту же сторону (как, например, в Великобритании и США), то возникали ситуации, что их назвал Вайдлих кооперативной демократией.
Одним из первых, кто проявил новое отношение к рабочих в среде предпринимателей, стал американский автомобильный “король” Генри Форд (1863-1947). Он ввел конвейер в автомобилестроения, а также установил на своих предприятиях минимальный уровень зарплаты и 8-часовой рабочий день. На заводах Форда была создана социологическая служба со штатом 60 человек, что на то время было большим новаторством.
По его мнению, люди с физическими недостатками, если их поставить на соответствующее рабочее место, могут выполнять ту же работу и получать ту же плату, что и здоровые люди.
Еще один представитель класса буржуазии Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), выдающийся изобретатель. По его мнению, в качестве одного из важнейших мер, которые должны осуществляться на любом предприятии, является создание общества взаимного страхования от несчастных случаев, в котором должны принимать участие и предприниматели, и рабочие.
Большое внимание Тейлор уделял проблеме взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Он считал необходимым обеспечить возможность для каждого рабочего свободно высказывать свое мнение, ведь никакой благотворительность рабочий не ценит так, как мелкие проявления личной симпатии.
Таким образом, отношения буржуа и пролетариата в течение XIX в. подверглись существенной эволюции. В развитых капиталистических государствах в общественное сознание постепенно укоренялась мысль о возможности классового мира и сотрудничества, что проявлялось, в частности, в активизации вмешательства государства в вопросы социальной политики и в появлении социального законодательства.
Надо отметить, что первые серьезные попытки законодательной охраны здоровья занятых на производстве людей были осуществлены в конце ХVШ в. в наиболее развитом промышленном центре Великобритании Манчестере. Усилиями врачей Т.Персиваля и Дж. Феррієра в 1796 г. был создан Манчестерское санитарное бюро, которое ставило своей задачей оздоровление условий труда и быта рабочих, законодательное ограничение продолжительности рабочего дня.
В 1830-1840 гг. положение работающих на английских фабриках привлекло внимание британского парламента. В 1840 г. был создан правительственный заведение Главное управление по охране здоровья. В результате его работы появились исследования, которые показывали влияние условий труда и продолжительности рабочего дня на заболеваемость и смертность среди рабочих.
Попытки выработки комплексного подхода в области социальной политики определялись в мероприятиях, проведенных в апреле-июне 1871 г. Парижской Коммуной. Среди социальных бедствий назывались господство монополий, эксплуатацию трудящихся. Был создан Совет Коммуны, которая осуществляла среди других социально-экономические меры. Декретами Коммуны запрещалось наложения штрафов, ночная работа в пекарнях, устанавливался рабочий контроль над производством и др.
Основы социальной политики были заложены также в Германии, где были приняты меры по улучшению положения рабочих. В 1896 г. принято Германский гражданский кодекс, где впервые в европейской практике утверджувались принципы социальной справедливости и вводилось повсеместное рабочее страхования. Пример Германии последовали другие европейские государства. В Англии, в частности, создавались биржи труда, в компетенцию которых входило помогать бедным в поиске работы. Вслед за законом о биржи вышел закон о страховании по безработице. Социальному обеспечению подлежали также инвалидность, старость, болезни.
В этот период развилась система благотворительности для неизлечимо больных детей, и тех, что имеют физические и умственные недостатки, а также престарелых.
Во Франции уже в первой половине XIX в. были созданы специальные колонии для бедных, беспризорных и бездомных детей, дома милосердия. Согласно закону 1850 г. в государстве создавались исправительные колонии для несовершеннолетних. Образцом такой колонии стала колония в Меттре, сочетавшая убежище, тюрьму, школу, мастерскую и армейский полк. Особая роль здесь отводилась воспитателям, которые выполняли несколько функций - судей, учителей, мастеров, офицеров и родителей, становясь своего рода “специалистами по формированию детского поведения”.
В середине XIX в. создавались заведения для брошенных или нищих детей, сиротские приюты и т.д.
В Великобритании в середине XIX века получили развитие рабочие школу для уличных детей, основанные на идее о том, что лень является основой для разврата и труд лучшие лекарства против них. Поэтому в данных школах доминировало обучения ремеслам.
Функцию “дисциплинирование” масс выполняли также религиозные группы и благотворительные организации, преследуя и религиозные (наставление), и экономические (помощь и привлечения к труду) и политические (борьба с недовольством) задачи. На это указывают правила парижских приходских благотворительных заведений, созданных на рубеже XVIII XIX вв.
Таким образом, вместо практики “изоляции” пришла “карцерна” система благотворительности, которая включала сиротские притулы, благотворительные школы, школы для взрослых, бесплатные больницы, богадельни и т.д. Она предоставляла специализированную помощь нуждающимся. В пределах “карцерної системы” принцип полной изоляции от общества в полной мере не сохранялся, а принцип получения пользы предусматривал не только использование дешевой рабочей силы, но и возможность оказать помощь и одновременно проявить сочувствие. Из этой системы были полностью исключены здоровые бедняки.
Особое место в “карцерній” системе опеки заняли заведения для малолетних детей: ясли и детские сады, созданы прежде всего для беднейших слоев населения. Ясли впервые возникли в середине 1840-х годов во Франции, в Париже по инициативе Марбо. По его мнению, ясли должны заменить ребенку мать и защитить от вредных условий жизни в нищете. Уже в 1855 г. сеть яслей во Франции состояла из 400 заведений (2, с. 369).
Другим типом благотворительных заведений стали дневные убежища, целью которых было обеспечение надзора за детьми, чьи родители работали. Один из первых таких приютов появился в 1780 г. в Штейнгалі (Эльзас, Франция) по инициативе местного священника Оберліна. Он снял за свой счет комнату, куда собирал оставленных детей (в основном девочек), причем старшие из них учились шитью и вязанию. Впоследствии подобные заведения появились в Германии.
Впоследствии дневные убежища, получивших название “детских садов”, получили широкое распространение в европейских государствах благодаря деятельности немецкого педагога Фридриха Фребеля.
Во второй половине XIX в. детские сады появились и в других государствах Европы (Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, а также в США. В то же время применение методики Фребеля привело к ее изменениям в соответствии с национальными особенностями. В США возник особый тип детских садов для девочек, где пытались развить хозяйственные способности детей.
Особым типом благотворительных заведений стали школы для детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Первое заведение для слепых детей был создан в Париже еще в 1784 году по инициативе В.Гюні и Т.Параді. Через века, в середине 1880-х гг. в Западной Европе насчитывалось более 120 учреждений для детей с недостатками зрения. В это же время в США существовало 23 школы для слепых.
Первые заведения для глухонемых детей булл созданы в начале 1760-х гг. в Париже и Лейпциге.
В первой половине XIX в. возникли особые учреждения для умственно отсталых детей. В 1841 г. в Абендберзі (Швейцария) была создана первая школа для умственно отсталых, в 1842 году аналогичное заведение был открыт при Берлинском институте глухонемых.
Таким образом, на грани ХVШ XIX в. появились новые сферы опеки, связанные с обучением детей, страдающих физическими и умственными недостатками в развитии. В США в 1845 г. по инициативе Д.Діксс были открыты приюты для умственно отсталых детей в Трентоне. В основе их воспитание и обучение, за редким исключением, лежала вузькопрактична образование с целью превращения детей в “полезных членов общества”.
Итак, “карцерна” система, пришедшая на смену системе изоляции, также должна была обеспечить социальный мир в обществе. В пределах этой системы работоспособны бедняки должны работать на заводах и фабриках, принося пользу обществу, но “свободно” распоряжаясь своей рабочей силой; неизлечимо больные и лишены разума должны находиться в больницах и клиниках; дети в благотворительных приютах, школах и колониях; одинокие, больные престарелые - в богадільнях; преступники в тюрьмах. Непрерывное функционирование такой системы обеспечивали административный и карательный аппарат (служба правосудие, полиция, армия, и наконец, благотворительные общества). Наказание и сочувствие переплелись здесь в удивительный и очень противоречивый симбиоз. Противоречивость заключалась в том, что институты “карцерної” системы, призванные оказывать необходимую помощь нуждающимся, противодействовали реальной социализации человека, определяя ей определенное место в иерархической сословной системе и препятствуя развитию социальной мобильности в обществе. Именно эта противоречивость дала толчок развития на рубеже XIX ХХ в. теории социальной работы.
XIX в. ознаменовалось оживлением частной и общественной благотворительности, основанной прежде всего на принципах индивидуальной поддержки и оказания адресной помощи. В Германии в 1852 году в г. Элберфельде была введена принципиально новая система помощи (так называемая “ельберфельдська”): помощь предоставлялась лишь тому, кто не мог самостоятельно обеспечить себе приличное существование. Город был разделен на 31 округ. В них работало 434 опекуны. Каждый опекун имел по 5-6 подопечных. Лица, которые попали в списки нуждающихся, делились на две категории: способны к работе и нетрудоспособные. Первые получали одноразовую помощь для трудоустройства, другие постоянную ежемесячную помощь.
В США в первой половине XIX в. благотворительный движение развивалось благодаря частной инициативе. Так, в 1819 г. Томас Чалмерс создал систему спасения бедных людей, при помощи которой нуждающиеся приобретали мужества в борьбе с бедствиями. В 1835 г. Т. Тукерман создал “Бостонское общество предотвращения пауперизму”, что уделяло внимание работе в семьях, а также подготовке добровольных помощников для этой работе. В конце XIX в. в западноевропейских странах произошло восстановление “открытой” системы благотворительности, которая предусматривала оказание помощи нуждающимся, на дому без выяснения причин бедности. Так, в Великобритании в 1890-е годы “открытой системой было охвачено около 220 тыс. человек.
На рубеже XIX-ХХ вв. более активную позицию в предоставлении социальной помощи нуждающимся начала занимать и христианская церковь. Настоящим реформатором религиозной опеки стал протестантский священник Уильям Бут, который работал во второй половине 1860-х гг. в лондонском Ист-Энде и который имел дело с девиантными группами населения (воры, проститутки, пьяницы и т.д.).
В августе 1878 г. был утвержден устав благотворительной христианской организации - “Армии спасения”. В первой половине 1880-х гг. деятельность “Армии” развернулась в США, а затем и в других странах мира Канаде, Австрии, Франции, Швейцарии, Индии и др. В. Бут разработал программу социальной помощи, в основу которой был положен принцип ее предоставления без различия рас, вероисповеданий, политических убеждений и без требования покорения “Армии”. “Армия спасения” одна из немногих благотворительных организаций, деятельность которой в настоящее время насчитывает более чем столетнюю историю.



Назад