Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Оформление научного этапа социальной работы в XIX ст.


Научному этапа помощи и поддержки предшествовала законодательная практика, которая на протяжении двух с половиной веков разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем в США.
Начало в законодательной практике было положено в середине XVI ст., когда оформлялись законы, направленные на ликвидацию профессионального злидарства, а также законы превентивного характера, которые предупреждают эти явления. В процессе законотворчества были определены субъекты помощи, их правовые и деятельные полномочия, а также начерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
Развития общественной мысли в области социальной помощи послужили теории естественного права, что заменили идеи средневековой благотворительности. Осмысление человека как культурно-исторического феномена привело к понятию права человека и равенства людей. На основе такой идеологии появились гуманистические учение Геллерта, Клопстока, Гердера и других.
В XIX в. был сформирован социально-политическое мировоззрение либерализма или солидарности, представлен разнообразными концепциями. Их ключевыми словами стали бедность, несправедливость. Однако основными постулатами данного мировоззрения является ответственность и моральный долг государства перед личностью за невозможности создать все условия для ее нормального существования.
Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось исследованию социального положения нуждающихся. Прежде всего изучались условия их жизни, а также проблемы проживания, заработной платы, здоровья и другие факторы. Изучение условий жизни того, что нуждается в помощи, фактически приводило к изучению условий жизни его семьи. Таким образом, появились концепции, что изменив семью, можно изменить и само общество.
Однако, значительное место в исследованиях того времени отводилось личности помощника, начинают определиться его функции, обязанности, требования как к специалисту. Дискутувалось вопрос о возможности женщин принимать участие в благотворительной деятельности; оно даже специально обсуждалась на Миланском конгрессе в 1905 году. Считалось, что одним из непременных условий профессиональной компетенции социального помощника является знание личности и среды, которая окружает нищего. Что касается функций помощника, то он должен сочетать умение быть и врачом, и духовным пастором, и государственным деятелем.
Другие исследователи считали, что главным лицом в любой благотворительной организации является врач, специально приставленный к бедным, чтобы контролировать продолжительность болезни.
Однако вопрос о профессиональной подготовке общественных помощников в этот период не ставился. Однако спонтанная работа выработала определенные организационные формы деятельности и побудила осуществлять поиск моделей помощи не только оперативных, но и превентивного характера. Такими мерами стали страхования, воспитание и образование.
Назревшие проблемы социальной помощи, как в области подготовки специалистов, так в сфере формирования методик удалось решить Мэри Ричмонд, известной исследовательницы общественных неурядиц. Она заложила основы будущей теории и практики социальной работы как новой профессии.
Научный этап становления социальной работы был связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с принципиальным изменением общественных отношений во многих странах Европы и США в начале XX ст.: разрушением единого сообщества, индустриализацией, урбанизацией, расширением социальных связей.
Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала групувалось за различными уровнями практики социальной работы, в частности, на уровне индивида; группы и семьи; организации, общины и общества.
Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида сыграли теории. Фрейд Бы. Скиннера, Же. Пиаже.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родоначальник теории психоанализа, которая выходит за пределы медико-биологических концепций психики. В работе “Психология масс и анализ человеческого Я” и др. анализирует механизмы функционирования социальных институтов, развивает психоаналитической концепции личности.
Беррес Скиннер - (1904-1990) представитель бихевиоризма. В работах “Поведение организмов”, “О поведении” и др. рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению, важно учитывать три фактора: во-первых, событие, которое вызвало определенную реакцию человека; во-вторых, саму реакцию (ее характер, формы); в-третьих, последствия.
Жан Пиаже (1896-1960) в своей работе “Детская концепция мира” основной упор делает на проблемах, связанных с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида.
Группа, как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социальной отрасли знаний. Ключевыми концепциями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джорджа Хоуманса, Алвина Бандера. Они обнаружили определенное влияние на ряд других современных теорий.
Курт Левин - (1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы. Его работы опирались на экспериментальное изучение внутригрупповых отношений, психологического климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал также механизмы и способы решения конфликтов.
Важную роль в развитии социальной работы во всем мире отыграли четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную или клиническую социальную работу (Джозефі Что Лоуэлл, Мэри Ричмонд) и структурную, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента (Джейн Адамс, Берт Рейнолдс).
Джозефин Шо_Лоуелл (1843-1905) была членом благотворительной организации в Нью-Йорке. Будучи социал-дарвіністкою за своими взглядами, она считала, что причины бедности кроются в характере самих бедных людей. В связи с этим Лоуэлл занималась исследованием внутреннего мира убогих. Много сил она отдала административной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении.
Мэри Ричмонд (1861-1928) добилась наибольшего успеха в области теоретических исследований. Описала суть метода индивидуальной работы. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа 3. Фрейда.
Одной из первых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стала фундаментальная работа “Дружественный визит в бедняков: пособие для работающих в благотворительных организациях” (1899). Помощь и поддержка нуждающихся осмысливаются ней как дружеская акция одного субъекта по отношению ко второму. При этом влияние направлен не только на того, что нуждается, но и на изменение отношения со стороны социального окружения, как правило, негативного к людям, терпящим затруднения.
В 1917 г. выходит следующая книга М. Ричмонд “Социальные диагнозы”, в которой она описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В “Социальных диагнозах” суммируется предыдущий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работы.
Нищета приравнивается к болезни, через что до практики индивидуальной работы адаптируются подходы диагноза и лечения. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая как “диагноз”, “лечение”, “клиент”, но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет ідентифікуватись как “медицинская модель” индивидуальной работы.
Процесс помощи состоял из следующих основных этапов:
- получение информации;
- диагноз (исследование состояния социального отклонения);
- прогноз;
- лечение (оказание помощи клиенту).
В 1920 г. прошло реформирование метода индивидуальной работы, поскольку практика дополнилась элементами психоанализа, который расширил представление о диагнозе и давал возможность научным методом изучать не только личность, но и социальные отклонения, что особенно важно для социальных работников. М.Річмонд на основе подходов психоанализ определила новые принципы работы, которыми стали методы опосредованного и неопосередкованого лечения. Косвенный метод лечения заключался в том, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его существования. При прямом методе (неопосередкованому) работа с клиентом проводилась один на один. Основные формы такой работы: советы, уговоры, рациональные дискуссии.
С теоретической деятельности М.Річмонд начинает оформляться определенная школа социальной работы, которая получила название диагностической.
Джейн Адамс (1860-1935). Скептически относилась к благотворительности. Символизировала “новую современную женщину”. Ее работа в рамках движения “сеттелменту” была высоко оценена, а в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.
Берт Рейнолдс (1883-1978). Свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, где было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнению, что социальный работник - это своего рода инструмент для социального контроля. Сама Рейнолдс получила специальную социальную подготовку. Она профессионально занималась психоанализом, в своей деятельности пыталась совместить теорию и практику.
Кроме диагностического подхода в социальной работе, основанного М. Ричмонд, существовала функциональная школа социальной работы. Идеологами данного направления выступали В. Ранк, Дж. Тафт. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызванные родовыми травмами, полученными при рождении. Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником является неизбежной, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детских переживаний клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к изменениям номинантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности “функциональной школы” занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием вокруг него формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. Таким образом, функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. Основная задача усматривалось в том, чтобы клиентом была осознана и принята помощь. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливались другие взаимоотношения: они становились партнерами и несли одинаковую ответственность за изменение ситуации. Основное направление исследований данной теоретической мысли специалисты видели в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.
В 1928 г. на Мілфордській конференции социальных работников были определены основные аспекты индивидуальной работы с клиентом:
1. Знание типовых отклонений от общепринятых норм социальной жизни.
2. Использование знания норм человеческой жизни и человеческого общения.
3. Ознакомления с деталями жизни конкретного человека, что оказалась в тяжелом положении.
4. Применение общепринятых методов воспитания и помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке.
5. Использование средств и ресурсов местной общины в социальном лечении.
6. Применение научных знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода.
7. Понимание философских основ, которые определяют цель, этику и особенности индивидуального подхода в социальной работе.
Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы был связан с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Определенный вклад в решение этих проблем сделали М.П.Фоллетт. Р.Мертон, М.Залд, Е.Гофман, Р.Кантер и др.
Социальные работники, занятые в сфере социальной политики, которая имеет влияние на социальную работу, проявляют большой интерес к вопросам социального законодательства, разработки социальных программ. Особая роль в решении этих проблем принадлежит представителям Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Исследователи университета объединяют различные концепции, теории и формы влияния на жизнь представителей групп социального риска.
Исследованием социальных изменений занимался К.Маркс. Марксистская социологическая теория опирается на известные положения о определяющую роль экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития называется борьба классов, конфликт между которыми через различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль в интересах трудящихся стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемых частной собственностью на средства производства. Важнейшей целью справедливого реформирования общества в марксистской социальной философии признается построение общества без эксплуатации, где будет достигнута социальная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.
Таким образом, в конце XIX - нач. XX в. возникла социальная работа как отдельная отрасль знаний. Именно на конечную цель - установление соціальнї гармонии в обществе - направлялись научные исследования в этой науке. Впервые было положено начало профессиональной социальной работе. Решить назревшие в обществе проблемы помощи уязвимым категориям населения могли только хорошо подготовленные специалисты.



Назад