Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Государственная благотворительность в России во второй половине XVIII - первой половине XIX ст.


Во второй половине XVIII-XIX в. продолжает состоять государственно-административная опека в России. Ее формирование началось с петровских реформ, которые существенно изменили систему защиты и помощи уязвимым категориям населения. В обществе определился новый подход к человеку. Если для средневековья характерно отрицание ценности личности, приоритет принципов коллективизма, то в эпоху формирования абсолютизма значимость человека рассматривалась с позиций ее трудовой стоимости. Вот почему началось искоренение профессионального нищенства, осуществление секуляризации монастырских земель, усиление роли государства в поддержке нуждающихся.
По правления Петра И сформировалась достаточно разветвленная система социальной защиты. В нее входили:
а) центральные органы сначала Патриаршие и Монастырский приказы от 1712 г. Святейший Синод, а от 1724 г. Камер-контора;
б) городские магистраты;
в) помещики (помещики) в крепостных селах;
г) войти (староста) и соцкие в поселениях с свободным населением (1, 23).
Институты опеки этого периода можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым следует отнести смирительные и прядильные дома, к вторых госпитале.
В связи с принятием нового административного свода законов о губернии Екатериной П организовано (1775 г.) специальный орган - приказы общественного призрения.
В каждой губернии создавался такой приказ под председательством гражданского губернатора. Приказы общественного призрения включали в себя как институты поддержки, так и институты контроля: народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для душевнобольных, трудовые, смирительные.
Созданы приказы, как правило, с целью расширения своей финансовой базы занимались широкой коммерческой деятельностью, удерживая кирпичные, черепичные заводы, магазины и т.д. Поиски надлежащей системы финансирования приказов общественного призрения продолжались до 1810 г., когда они перешли под юрисдикцию Министерства полиции, а позже Министерства внутренних дел. Эти министерства стимулировали приказы к увеличению финансовых средств, позволяя им ведение хозяйственных и имущественных операций.
Во второй четверти XIX в. финансовое состояние приказов резко ухудшилось. В 1856 г. им было запрещено заниматься кридитно-ссудными операциями, что предусматривало возвращение их к роли чисто благотворительных организаций. В 1857 г. было предложено приказы вовсе ликвидировать. Их работа вызывала все больше нареканий и недовольство. Оказались два серьезных недостатках приказной системы. Во-первых, растущая бюрократизация и мелочная опека со стороны Министерства внутренних дел. Во-вторых, денег приказов никак не хватало на организацию квалифицированной помощи в благотворительных учреждениях.
На конец рассматриваемого периода (по состоянию на 1862 г.), сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные учреждения (больницы, дома для душевнобольных); учреждения опеки (богадельни, инвалидные дома для неизлечимо больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих); институты пансионеров, местные благотворительные общества.
До середины XIX в. возникло понимание того, что система государственной опеки в России не сможет решить проблемы социальной помощи нуждающимся. Необходим союз с общественными благотворительными организациями. По состоянию на 1861 г. благотворительные общества существовали лишь в 8 городах империи, а в 1863 г. были заложены еще в 9 губерниях. В связи с этим огромное значение в деле дальнейшего развития системы государственной опеки мало основания в 1864 г. земских, а в 1870 г. и городских органов местного самоуправления.
В указанный период в России развиваются государственные подходы к проблемам инвалидности, материнства и детства, а также социальной патологии: профессионального нищенства, проституции, детской безнадзорности.
Сначала государственная участие в решении проблем, связанных с инвалидностью участников имперских войн, заключалась в организации для них приютов. Впоследствии инвалидами, которые не имели собственного дома, заботились о монастыре, постригши их в монахи.
Екатерина П освободила монастыре от содержания военных инвалидов, но с церковных и монастырских доходов изъяла 125 тыс. руб. на содержание инвалидов войны, их жен и детей. Она основала инвалидные дома в Москве и Санкт-Петербурге. Сеть этих домов был расширен за время правления Александра i (1, 26).
В 1814 г. были образованы Патриотическое общество, одной из задач которого была опека над больными и ранеными воинами, и специальный Комитет, который занимался опекой над генералами, офицерами, что получили ранения, и их семьями. Если такие бывшие военные были способны нести гражданскую службу, им предоставлялись более-менее высокие государственные должности (полицмейстеров, городничих, исправников и т.п.). Назначенные на работу не лишались пенсии. Искалеченным штаб-офицерам и обер-офицерам разрешалось выдавать бесплатно лекарства в аптеках. Нижним чинам выплачивался оклад, который они получали в своих полках (в мирное время).
Изменения касались социальной помощи не только военных инвалидов. В период правления Екатерины II обязательным элементом ожоги в губерниях стали дома для душевнобольных. На начало XIX в. заложена основа опеки над слепыми и глухими.
В 1806 г. Александр И пригласил к Санкт-Петербурга французского ученого, автора методики обучения слепых В.Гаюі который основал здесь этого же года первый заведение для слепых. В 1846 г. в Москве была открыта первая богадельня для незрячих женщин. Заботиться глухонемыми тоже начали с 1806 г. (ранее по инициативе группы студентов работа производилась приватно). Только в конце XIX в. эта деятельность приобретала системности и оформилась в определенное направление общественной опеки (1, 27).
В правление Екатерины активизировалась опека над детьми. В российском законодательстве до вопрос інфантициду вернулись в XIX ст. (своды законов 1813 и 1845 гг.). Теперь виновники в содеянном уже не подлежали смертной казни, а присуждались только к различным срокам каторжных работ.
Социального контроля и общественной опеки требовали проблемы такой социальной болезни, как проституция. В 20-е годы ХVII в. появились первые публичные дома в Петербурге. Кроме того, существовали звідницькі квартиры. Первые шаги по контролю над этим явлением сделано по правления Екатерины П. Домовладельцам запрещено отдавать помещения под “промысел разврата”, штрафовали нарушителей и сажали в смирительных домов. Принято решение: больных на венерические болезни лечить бесплатно. Во время правления Павла i И Александра И проститутки подвергались жестоким гонениям, их высылали в Иркутск, на фабрики (1, 27).
Так постепенно складывались новые институты, формы помощи и поддержки нуждающихся. Россия старалась перенять европейский опыт построения системы опеки различных категорий обездоленных, формируя государственную систему благотворительности за счет разрушения прежних церковной и монастырской.

Литература
1. Горелый А.Т. История социальной работы в Украине (конспект лекций). - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68с.
2. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в Росии /с древности до начала ХХ века/. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 480 с.
3. Попович Г.М. История социальной работы в Украине и за рубежом: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Гражда, 2000. - 143 с.
4. Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334с.
5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2001. - 496с.
6. Фирсов М.В.. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для судентов высш. учеб. завед. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432с.



Назад