Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Общественная опека на территориях подроссийской Украины


По результатам Переяславского соглашения 1654 года почти все украинские земли на началах автономии вошли в состав России. Но после русско-польской войны 1660-1667 гг. состоялся территориальное деление Украины.
Под польскую сферу влияния отошли западноукраинские земли (Восточная Галичина и Волынь) и Правобережье. За Россией закреплялись Левобережья с Киевом, территории Запорожской Сечи, Слободская Украина. После третьего раздела Польши (1795 г.) к России присоединились Правобережья.
Следовательно, на начало XIX в. подавляющая часть украинских земель (Левобережная, Слободская, Правобережная и Южная Украина) входили в состав Российской империи. С ликвидацией политической автономии Украины в конце XVIII в. царское правительство усилило колониальный наступление на ее землях, ввел общеимперскую государственно-политическую систему с ее уніфікаційними методами управления. В этот период сначала была ограничена, а впоследствии полностью разрушена Запорожская община.
Вся украинская территория, которая входила в состав России, была разделена на три генерал-губернаторства и девять губерний: Киевскую, Подольскую, Волынскую, Черниговскую, Полтавскую, Екатеринославская, Таврическую, Херсонскую и Харьковскую. В губерниях государственную власть Российской империи представляли губернаторы, которых назначал и увольнял царь. Губернии состояли из уездов, где руководили исправники. Делились на уезды состояния, возглавляемые полицейскими приставами. Важным государственным учреждением была казенная плата. Она ведала сбором с населения налогов. Относительно наибольшей массы населения - крепостных крестьян, то вся власть над ними принадлежала помещикам.
Казнокрадство и взяточничество процветало во всех звеньях губернской администрации. Когда однажды Николай И дал тайное задание узнать, кто из его губернаторов не берет взяток, то в Украине таким оказался только один - Киевский гражданский губернатор Иван Фундуклей. Удивившись, что такой нашелся, царь сам дал этому объяснение: “Не берет, потому что очень богат”.
Экономическое развитие Украины в первой половине XIX в. характеризовался расписанию феодально-крепостнической системы. В этот период сельское хозяйство было главным сектором экономики. В аграрной сфере доминировало помещичье землевладение. Для удовлетворения в деньгах своих потребностей, которые все время росли, помещики усиливали барщину и сокращали крестьянские наделы, что приводило к разорения крестьянства и деградации помещичьих хозяйств. Процесс разорения охватил не только средние и мелкие помещичьи хозяйства, но и латифундии земельных магнатов, в том числе потомков казацкой старшины. Так, полтавский помещик С.Кочубей задолжал кредитным учреждениям почти 1 млн. руб. Значительную часть своего имущества распродала семья А.разумовского сына последнего украинского гетмана.
Основными группами крестьянства в тот период были помещичьи (крепостные) и государственные крестьяне. Отработочная, денежная и натуральная ренты были основными формами эксплуатации крестьян. Тяжелым бременем на их плечи ложились государственные повинности, прежде всего рекрутчины. Ухудшалось их правовое положение. Помещики вмешивались в семейной жизни, продавали и меняли подчиненных, разводя членов их семей, могли лишить имущества и т.п.
В первой половине XIX в. происходит переход хозяйственной деятельности на принципах товарности и предпринимательства. 3 проникновением капитализма в сельское хозяйство углублялась социальная дифференциация украинского крестьянства.
В районах аграрного перенаселения росло количество сельских пауперів (нищие, лишенные каких-либо средств существования), которые в поисках заработков шли в степные районы, формируя рынок рабочей силы. Далеко не редким явлением было разорение латифундий земельных магнатов. С другой стороны, создавалась заможна. сельский верхушка, которая, накопив определенный капитал, вкладывала его в промышленные предприятия, торговлю, покупала и арендовала землю. Такие социальные слои возникли в первую очередь, среди государственных крестьян, особенно потомков бывших казаков, однако были они и среди крепостных. Например, бывшие крепостные крестьяне-Симиренко и Яхненко основали династию украинских промышленников-миллионеров. В 1861 г. им принадлежало недвижимого имущества на сумму почти 4 млн. руб. Другой миллионер Артем Терещенко родоначальник династии известных сахарозаводчиков выходец из казацкого рода.
Такая динамика преобразований “богатство - бедность” является очень важным материалом для социальных работников, которые исследуют причины злидарства и нищеты и пути предотвращения таком социальном беду.
Первая половина XIX в. характеризуется также глубокими изменениями В промышленном развитии. Начало промышленного переворота (середина 30-х годов) стал своеобразным рубиконом между двумя качественно отличными этапами в развитии отечественной промышленности. Суть его заключалась в постепенном переходе от феодальной мануфактуры к капиталистической фабрики.
В это время появляются новые отрасли производства - каменноугольная, машиностроительная, цукроварна и т.д. В пределах феодализма формируются новые капиталистические отношения.
Первая половина XIX ст. - это период вызревания глубокого социального кризиса в Российской империи, составной частью которой были украинские земли.
Очень остро в исследуемом периоде стоит вопрос помощи тем слоям населения, которые нуждаются.
Вполне очевидно, что войдя в состав России, Украина понесла влияния законопроектов и реформ в деле опеки нуждающихся, принятых российскими царями и чиновниками. Органами, которые оказывали социальную помощь, были созданы еще царицей Екатериной, приказы общественного призрения.
Однако они не могли удовлетворить потребности населения и не только через нехватку средств и несовершенство административно-хозяйственной системы, этому способствовала и дурная слава заведений общественного призрения.
Отдельно стоит остановиться на деятельности церкви и монастырей в деле социальной помощи.
Факты убеждают, что церковь в Украине использовала далеко не все свои возможности для организации широкомасштабной милосердной работы. Даже монастыре среднего достатка и в основном состоятельные заботились исключительно о собственном материальном благополучии. Так, братия Сатановской и Барской обителей “заботились” местными нищими лишь в том плане, что заставляла их делиться своей “выручкой”. В 1770-1771 гг. имел место возмутительный случай, когда монахи Кирилловского монастыря отказались пожертвовать своим имуществом и покоем для организации борьбы с эпидемией чумы, чем оставили у киевлян о себе недобрую память (6, 257).
Очень часто как раз бедные монастыри становились прибежищем для слабых, бедных и одиноких.
Конечно, не все монастыри имели одинаковые возможности или прилагали одинаковых усилий в области благотворительности. Организация больниц и приютов требовала определенных материальных затрат, которые были посильными не для каждой обители. Не могли, скажем, позволить себе такие расходы православные монастыри Приднепровье, которые сами нередко перебивались на подаяния. Зато монастыре отдельных католических орденов завоевывали у населения хорошую репутацию своей заботой об обездоленных.
На протяжении ХVШ - нач. XIX в. на Правобережье появилось около десяти монастырей сестер милосердия. Один такой монастырь, например, основал в 1766 г. в Житомире киевский епископ Иосиф Залуський, а в начале XIX в. в Каменце-Подольском создали свое жилище визитки женский монашеский орден. Монастырский устав требовал от визиток, чтобы они занимались уходом за больными и поддерживали бедных.
Больше всего госпиталей, то есть приютов для бедных, сирот и калек во второй половине ХVШ в. существовало на Левобережье и в Слободской Украине. Открывались они при храмах, монастырях. По неполным данным, только на Слобожанщине в городах, поселках, селах и слободах их тогда насчитывалось около 40, причем в отдельных поселениях их существовало по несколько (в Ахтырке 4, в Изюме и Лебедине - 3) (6, 256-257).
При монастырях не только открывались больницы, но и изучались лечебные свойства трав, развивались народные методы лечения, лекарственные сады и огороды. Так, на Полтавщине выращиванием лекарственных растений занимались монахи Геннадий и Онуфрий (г. Лубны).
Царское правительство побудил монахов активизировать свои усилия на образовательной ниве. Согласно указу Екатерины II от 6 сентября 1795 г. само существование василианских монастырей на правобережье ставился в зависимость, будут они или нет публичные школы. Как повод для массового закрытия монастырей во второй половине XVIII в. царское правительство использовало как раз то, что в большинстве своем они не держали богаделен и школ для молодежи.
Благодаря государственному вмешательству активизировалась образовательная деятельность церкви.
В 60-70 гг. XIX в. в России состоялись важные реформы, которые оказали влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, а также культуры и социальной помощи на украинских землях.
Отмена крепостного права (1861 г.) стало своеобразным ключом к модернизации Российской империи. Такое радикальное преобразования в аграрном секторе требовало срочных изменений и сдвигов в других сферах общественной жизни, которые бы дали возможность гармонизировать и стабилизировать ситуацию.
В комплексе реформ Александра П после отмены крепостного права ведущее место принадлежало земской, судебной и военной. Земская реформа (1864) предусматривала создание выборных местных органов самоуправления - земства. Земские учреждения были созданы во всех губерниях Украины, кроме Правобережья (там они были введены лишь в 1911 г.). Земским органам принадлежала полнота власти в деле общественного призрения.
В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления, согласно которой в городах сроком на 4 года избирались органы городского самоуправления - городские думы. Введение городских дум, членов которых выбирали все налогоплательщики, было шагом вперед в общественном самоуправлении по сравнению с думами, которые существовали при Екатерине II (она предоставила право городского самоуправления только дворянам).
Судебная реформа (1864 г.) базировалась на внедрении безстановості судопроизводства, независимости судей от администрации, гласности судебного процесса, состязательности сторон при рассмотрении судебного дела (в судах появились прокурор, который обвинял, и адвокат, который защищал подсудимого). Был введен суд присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве. Все эти прогрессивные изменения, которые способствовали росту общественного самосознания, были практическим шагом к созданию правового государства.
Военная реформа, по длилась пятнадцать лет, имела целью путем модернизации армии создать современное боеспособное войско. Эта реформа заменила ненавистную рекрутчину общей воинской повинностью, сократила срок военной службы до 6-7 лет, запретила телесные наказания и т.п.
Царские реформы много значили для Украины. Они законодательно закрепили гражданские права населения, расширили его возможности принимать активное участие в предпринимательской и торговой деятельности, способствовали развитию народного хозяйства.
Во второй половине XIX в. существенно изменяется и управления социальной защитой. Функции надзора за общественным опекой остаются за Министерством внутренних дел; хотя в большинстве губерний его осуществляли земские и городские учреждения, которые стали правопреемниками приказов общественного призрения на местах. Но в некоторых губерниях, где еще не было земских учреждений, продолжали функционировать приказы. Государственная финансовая поддержка (на конец XIX в.) учреждений опеки впервые приобретала систематического и регулярного характера.
Оказались новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: незаконнорожденные дети и подкидыши, требующих общего и амбулаторного лечения, прокаженные, хронические больные, сумасшедшие, безработные, семьи солдат, призванных на действительную службу. А согласно Врачебным уставом общественная опека должна касаться рожениц, временно беспризорных несовершеннолетних, лиц, покусанных бешеными животными, алкоголиков. Но круг клиентов общественной помощи в зависимости от местных условий могло сужаться или расширяться, потому что единого мнения по этому поводу в обществе не было. Так, Киевское земство было против обязательного попечительства детьми эпилептиков, лицами, которые отбывали наказание, бродягами. Некоторые считали за необходимость ними заботиться.
Как уже отмечалось, в пореформенный период в губерниях сложилась двойная система управления общественной опекой через приказы общественного призрения (старая форма) и через земские учреждения (новая форма). Сравнивая приказну и земскую системы опеки, можно отметить, что последние были более мобильны и имели разветвленную сеть услуг, следовательно, были прогрессивны. В 90-е годы XIX в. земская система в 1,5 раза превосходила всю приказну дореформену систему во всех 55 губерниях по количеству учреждений. Кроме того, она оказывала и более широкую систему помощи, которая включала новые формы опеки.

Основные направления социальной деятельности земских органов.
 
1. Развитие образования и введения всеобщего обучения.

Земскими органами самоуправления создавались земские школы, которые в сравнении с министерскими и церковно-приходскими отличалась более высоким уровнем учебного и воспитательного процесса. Наряду с обязательным преподаванием чтения, письма, арифметики и учителя закона божьего вводили в учебные программы темы из основ естествознания, географии и истории. Занятия проводились по лучшими для того времени учебниками (“Родное слово” К.д.ушинского, “Мой друг” М.О. Корфа и др.).
Постепенно благодаря усилиям деятелей образования, носителей прогрессивных педагогических взглядов, таких как К.Д.Ушинський, М.О. Корф, М.И. Пирогов и др., а также благодаря подвижнической деятельности тысяч учителей, посвятивших свою жизнь благородному делу народного образования, сложился особый тип земской школы с трехлетним и четырехлетним обучением.
Земские органы самоуправления сыграли значительную роль в организации воскресных школ. Эти школы давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим городским жителям, а также их детям.
В земском опыте представляет интерес комплексный подход к постановке народного образования, выразившееся в органическом сочетании решения таких важных задач, как широкое строительство школьных зданий, формирование квалифицированных учительских кадров, введение прогрессивной образовательной системы, переход к бесплатного обучения и бесплатного обеспечения учащихся учебными пособиями, создание сети культурных учреждений, в том числе библиотек, книжных складов, народных театров и народных домов.

2. Опека безнадзорных детей.

Сложившейся системы в работе не существовало, но можно отметить, по крайней мере, определенные тенденции на примере опеки байстрят и подкидышей. Во многих губерниях патронаж таких детей осуществляли земские врачи, учителя, священники вместе с полицией. Формы опеки могли быть разные. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа: кормление младенцев дома матерью; отдавания младенцев на вскармливания; воспитание; обучение мастерству; содержание в семье школьников; отдавания в оказания услуг на условиях семейной опеки. Наиболее распространенной формой было попечительства за счет благотворительных обществ.
Безнадзорность детей, имеющих родителей, но которые через производственные или другие обстоятельства вынуждены оставлять их дома одних, вызвали к жизни такие формы опеки, как “бесплатные колыбельные”, “дневные хранилища”, ясли. Для детей школьного возраста открывались ремесленные курсы, для детей-правонарушителей земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

3. Организация медицинского обслуживания.

В середине XIX в. врачебная помощь в селе фактически отсутствовала. Земские органы самоуправления способствовали открытию целой сети медицинских учреждений, принимали мер по постепенной замены фельдшерской помощи на врачебную. Ими создавались аптеки, открывались фельдшерские и медицинские курсы. Благодаря земским врачам и фельдшерам были побеждены некоторые эпидемические заболевания.

4. Профилактика обнищания.

С этой целью было создано позичково-благотворительные фонды, емеритальні кассы. Средства первых использовались для поддержки переселенцев, на ремонт и строительство квартир, домов, на оплату налогов тем, кто имеет большую задолженность из них. Емеритальні кассы выплачивали пенсии земским служащим (что было особенно важно для сельских учителей), а в случае смерти служащего - оказывали материальную помощь его семье, детям.
Кроме этого, земские учреждения выдавали единовременное пособие к различным праздникам (Рождество, Пасха), вносили плату за обучение детей в гимназиях.
Они осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы опеки в богодільнях, но и при распределении помощи. Создавались специальные фонды отдельно для ремесленников, “престарелых и больных”, “бедных женщин”, “учителей и учительниц”.

5. Организация общественных работ.

В проведении общественных работ можно выделить два этапа:
а) первое десятилетие по отмене крепостного права;
б) с начала ХХ ст.
Земские общественные работы первого этапа связанные со строительством железной дороги, а также с ирригацией полей и лесонасаждениями. Однако правительство недоверчиво относился к такого рода деятельности, поэтому она ограничивалась. Возвращаются земства в общественных работ после 1900 г., когда по новому законодательству на них возложена ответственность за улучшение экономического состояния местных жителей.

6. Социально-экономическая помощь крестьянству.

С помощью органов самоуправления создавались агрономическая, зоотехническое, ветеринарная и другие службы. Новым явлением в сельском жизни стало агрономическое обслуживания населения. Первые агрономы в штатах земств появились в 80-е годы. К структуры агрономической службы входили сельскохозяйственные и экономические совета при губернских и уездных управах. Земская агрономическая служба принимала меры по повышению культуры крестьянского земледелия. Ее специалисты создавали исследовательские станции, показательные поля.
Органы земского самоуправления первыми начали открывать склады по продаже сельскохозяйственных машин и инвентаря. Они создавали машинно-прокатные пункты. Земские агрономы, зоотехники и другие специалисты считали своим долгом пропаганды сельскохозяйственных знаний среди крестьянства. Широкое распространение получили сельскохозяйственные чтения.

7. Юридическая помощь.

Практиковались различные формы юридического обслуживания населения. Наиболее распространенными были юридические консультации.

В историческом опыте социальной работы Украины значительный интерес вызывает деятельность органов городского самоуправления.

Городская система помощи.
 

Органами городского самоуправления были городские думы. Они выбирались раз в четыре года.
В соответствии с “Городским положением” 1870 г. в компетенцию городских дум входили продовольственное обеспечение граждан, развитие системы народного образования и культурных заведений, забота об охране здоровья. На городские думы была возложена обязанность отладки местной промышленности, торговли, организация кредитно-банковского дела, биржевых учреждений, создание страховых обществ. Они должны были заниматься городским хозяйством, в том числе освещением, водоснабжением, транспортом, дорожным строительством, благотворительными и лечебными заведениями и т.д.
Городские финансы как главный источник финансирования программ общественной опеки имели более прочную основу, чем земские, но и они не были достаточными. Налогообложение недвижимости (главный источник городского бюджета) велось далеко не в полной мере, оценка недвижимого имущества снижалась. Но даже и при таких условиях городские учреждения общественной опеки представляли собой довольно разветвленную сеть общественной опеки и поддержки.
Единой схемы социальной помощи в городах не существовало, однако можно выделить общие черты опеки горожан: раздача денежной помощи, оплата лечения, деятельность по локализации проблем социальной патологии, попечительства детьми.
Для преодоления социальных проблем создавались дома трудолюбия (инициатива их создания принадлежала отцу Иоанну Кронштадтскому) Эти дома охватывали различные сферы деятельности от оказания помощи нуждающимся к созданию вокруг такого заведения сети различных институтов опеки (сиротских домов, столовых, приютов, дешевых квартир).
Тогдашняя Украина была преимущественно крестьянской, поэтому в деле общественной опеки существенную роль играли сельский и волостная опека.

Сельский и волостная опека.
 

Законодательство закрепило за сельскими общинами архаичные способы помощи. Древние, калеки, те, кто не мог себе добывать средства для существования собственным трудом, опекали родственниками, а если их не было, крестьянской общиной. Сельском начальству старостам и волостным старшинам согласно ст. 698 и 699 Устава общественной опеки предстояло осуществлять надзор за учреждениями общественного призрения, если они были, а также за тем, чтобы члены сельских общин не занимались попрошайничеством в силу своей лени.
В практике крестьянской опеки преобладали следующие виды социальной помощи.
Самый распространенный - поочередное кормление нуждающихся по домам. Сельские сходке (собрание) принимали решение о предоставлении не имущим хлебной помощи из сельских магазинов; существовала и денежная помощь. Она была сравнительно небольшой (2 - 5 руб. в месяц). Достаточно распространенной оставалась и такая архаичная форма общественной опеки, как милостыня. Специальных учреждений социальной помощи в сельской местности было маловато через скудость имеющихся средств. К тому же древние и убогие предпочитали побираться, чем лишаться свободы, живя в закрытых учреждениях.
Относительно попечительства детьми дело была организована лучше: создавались ясли-убежища, чтобы дети не отвлекали внимание родителей в напряженные периоды года. Таким заведениям оказывалась помощь и отдельными благотворителями, и обществом в виде продовольствия, дров, транспортных услуг, иногда выделялись определенные денежные суммы.
Кроме указанного, сельские общины оказывали помощь нуждающимся через освобождение их от неких платежей, распределяя их на членов общины, помогая на полевых работах.
Во второй половине XIX в. оживляется деятельность церкви и монастырей в деле социальной поддержки нуждающихся.

Церковно-приходская опека.

Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах: материальная помощь, медицинская помощь, помощь в образовательной деятельности. Материальная помощь включала в себя помощь натурой: раздача одежды, продовольствия, а также взносы за обучение, за содержание в богадільнях, плату за жилье, предоставление дешевых обедов. Медицинская помощь заключалась в оплате услуг врача и бесплатном предоставлении лекарств больным. Довольно значительное место в народном образовании принадлежало церковно-приходским школам. Духовенству принадлежат ряд инициатив в деле общественного призрения. Да, именно духовенство в 1869 г. сыграло важную роль в создании и открытии Полтавской общины сестер милосердия. Первыми членами этой общине были монахини. Достаточно весомым был вклад церкви в общее развитие культуры. Продолжала развиваться церковная книгоиздательское дело. Одну из крупнейших типографий имела Киево-Печерская Лавра. Вместе с тем церковь помогала правительству России осуществлять полонизацию и русификацию украинского населения. В этом отношении исключение составляла лишь греко-католическая церковь в Галиции, которая выступала охранником украинского языка и культуры в регионе.



Назад