Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Социальная помощь в Галичине (на западноукраинских землях)


В конце ХVШ в. начался новый период в жизни западноукраинских земель. В настоящее время карта Европы была снова перекроенная согласно геополитических интересов крупных государств. Вследствие этого в состав многонациональной Австрийской империи после первого (1772 г.) и третьего (1795 г.) разделов Польши отошла Галичина, а после заключения австро-турецкой Константинопольской конвенции (1775 г.) под властью австрийского императора оказалась Буковина. Кроме того, в ХVШ в. в составе Австрийской монархии под властью Венгерского королевства находилось еще и Закарпатья. Итак, “лоскутная” империя Габсбургов в конце ХVШ в. стала обладательницей значительной части Украины - на рубеже столетий западноукраинские земли занимали территорию 70 тыс. км2, где проживало 3,5 млн. человек, из которых 2,4 млн. были украинцами.
В руки австрийской власти Галичина перешла в состоянии экономического упадка. Шведские войны, российская оккупация, борьба магнатов между собой, упадок внешней торговли, все это доказало край до большого обнищания. Особенно тяжелым было положение украинских крестьян. Мещанство упало еще в начале ХVШ в. и уже больше не могло подняться. Мещанские братства, в которых зосереджувалось культурно-религиозной жизни, были повсеместно закрыты еще во времена господства Польши. В 1700 г. в Галиции на правительственном уровне была провозглашена уния, в 1708 г. ее должно было признать Львовское братство.
Однако планы тех политиков, которые считали, что церковная уния с Римом послужит легким способом для быстрой латинизации и ассимиляции украинского населения, не оправдались. Приняв унию, галичане упрямо держались своего восточного обряда. В течение двух-трех веков они привыкли к унии и начали смотреть на греко-католическую церковь как на свою национальную.
Василианский чин взял в свои руки опеку над шкільництвом, просвещением, включая книги на родном языке, а также предоставлял социальную помощь нуждающимся.
Особое внимание австрийское правительство вынужден был обратить на экономическое положение края и на социальные отношения в нем, прежде всего на положение сельского населения. Подход к формированию общества был комплексным; изменения одновременно происходили почти во всех сферах жизни. Реформа управления сделала центральной фигурой местной администрации государственного чиновника, были проведены первые статистические переписи населения и земельных владений, благоустроено систему учета и контроля. Военная реформа ввела обязательную воинскую повинность и централизованный рекрутський набор.
Следует отметить, что важные изменения в обществе основывались на идеях просвещенного абсолютизма и имели целью путем усиления государственной централизации и установление контроля правящей династии за всеми сферами общественной жизни привлечь империю до новых исторических процессов и не допустить ее отставание от основного соперника соседней Пруссии.
Особенно значительным было влияние реформ в сферах аграрных отношений, религии, образования и социальной поддержки.
В 1779 г. Мария-Тереза издала патент (императорский приказ) в котором требовала от помещиков вести себя с крестьянами “по-человечески”, не требовать от них более в то, что стояло в инвентарях. Однако этот патент был словно платоническая значение. За Марии-Терезы все осталось по старому. Новая эра наступила за Иосифа П (1780-1790), яркого представителя просвещенного абсолютизма. Иосиф П, по словам современников, опередил великую Французскую Революцию в последовательности и либеральности своих убеждений, с залпом бросился к реформам. “Понятие Иосифа, говорит один английский историк, о социальные и религиозные реформы, были настолько передовые, самые смелые новаторы Франции почти ничего не могли добавить к ним десять лет позже” (4, с. 300).
В 1782р. патентом Иосифа П было отменено личную зависимость крестьян от вотчинников и предоставлено им определенные права выбирать профессию, без согласия господина жениться, переселяться, передавать имущество в наследство. Патентом 1784 г. сельским общинам были предоставлены права самоуправления.
Был зреформований и помещичий суд: хоть господа и оставались судьями, но имели ввести своим счет особого судью, так называемого юстиціярія или мандатора. Сельские общины получили право выбирать своих “плєніпотентів” - заместителей на суде. Патентом 1785 г. предписано составить катастер и, когда за 4 года его закончено, патент 1789 г. установил новое налогообложение по принципу, что почва должна служить земледельцу прежде всего на его пропитание; только из того, что оставалось ему сверх нормы, одну часть принимала государство, а вторую - помещик. В процентном отношении это выглядело так, что 70% мало оставаться крестьянину, 12% - государству, а 18% - дідичеві (как стоимость барщины и всех крепостных налогов). Налог на государство имел взыскивать не господин, а войт, и передавал чиновнику; если принять во внимание, что к тому времени паны брали себе 80% прибылей крестьянина с его хозяйства, оставляя ему лишь 20%, то легко понять, какую бурю недовольства среди помещичьей слои вызвал этот патент. За ним пошел уже совсем революционный патент о замене всякой барщины деньгами, но он не был воплощен в жизнь.
Серьезные изменения произошли в сфере религии. Во-первых, церковь подчинялась государству; во-вторых, изменился статус священников - они стали государственными служащими. Правительство Иосифа II закрыл большое количество монастырей, а с их имущества создал так называемый “религиозный фонд” для благотворительных целей. Поводом для массового закрытия монастырей стало то, что в своем большинстве они не удерживали богаделен и школ.
Цесарским патентом 1781 г. положен конец дискриминации некатолических конфессий и уравнены в правах католическую, протестантскую и греко-католическую церкви.
После смерти Иосифа II в правящих кругах империи на смену реформаторству, либерализма, образованному абсолютизма постепенно приходит консерватизм, контрреформізм, реакция. Преемники цисарь-реформаторов на австрийском престоле, опасаясь, что углубление реформ может привести к революционному взрыву в империи, аналогичного Великой Французской революции, отказались почти до середины XIX в. от идей и практики модернизационного курса.
Таким образом, в конце ХVШ в. социальная защита населения Галичины осуществляли:
- центральная власть в лице императора;
- окружные и губернские органы самоуправления, а также сельские общины;
- вотчинники (помещики) в крепостных селах;
- церковь, монастыри и монашеские ордена.
В начале XIX в. экономическое положение ухудшилось, как в Австрии, так и на западноукраинских землях. Пытаясь не допустить обострения революционного кризиса и стремясь отделить крестьян от революционного лагеря, официальная власть пошла на отмену крепостного права. В Галичине оно было отменено в апреле 1848 г. Суть крестьянской реформы фактически сводилась к трем положениям: ликвидации юридического зависимости крестьянина от помещика; наделение крестьян землей, которая переходит в их собственность; уплаты крестьянами помещикам стоимости крепостных повинностей. Помещики освобождались от всяких обязанностей в отношении своих бывших подданных - заступать их в суде, помогать в тяжелых случаях и т.д.
Революционная волна, прокатившаяся Європою 1848-1849 гг. начала новый этап модернизации империи, однако впоследствии вновь воцарилась реакция.
Новое оживление в жизни украинского общества в Галичине наступило в 1860 году под влиянием общих политических событий. В Австрии было провозглашено новую конституцию, на основе которой принято краевые сеймы. Создаются самые разнообразные общества (“Просвещение” - 1868, “Общества им. Шевченко” - 1873 гг. и др.), студенческие общины, молодежные организации. Среди многочисленных программ национального возрождения в кругу их интересов - поддержка нуждающихся, благотворительная деятельность.
Социальную помощь в Галичине продолжала предоставлять церковь.
Она играла важную роль в воспитании, была зачинателем и мощным двигателем национального возрождения. Священники, высшее духовенство боролись за обучение детей на родном языке, создавали общественные организации и общества, основывали и удерживали учебные заведения, помогали молодым талантам получить образование в лучших университетах Европы, развивали книгопечатания и т.д.
Основной организационной формой в образовании Галиции была приходская школа, а учителями - священники и дьяки. Очень часто дьяки были единственными в селе или городе, кто знал русскую азбуку, умел немного читать и немного писать слов'-русской и учил русского письма и русского чтения, даже молодых священников, которые закончили богословия, а не знали ни одной слов'но-русской буквы. Итак, дьяки были единственными или почти единственными плекателями украинской (русской) буквы и украинского (русского) книжного слова.
На территории нашего края (кн. XIX - нач. ХХ в. особенно широкую деятельность в области развития образования и национального воспитания детей и молодежи развернули монашеские чины, а именно оо. Василиане, оо. Пастырское служение несли редемптористы, оо. Студиты и также сс. Василіянки, сс. Студиты, сс. Служебницы. Благодаря их стараниям здесь были открыты институты и бурсы, вселюдні школы и гимназии, учительские семинарии и профессиональные школы, действовали библиотеки и архивы, работали издательства и типографии, были созданы специальные фонды для детей из малоимущих семей. Из-среди всех участков работы, осуществляемой чинами, самой высокой гуманности, христианским милосердием и благотворительностью отмечалась опека над обиженными, обделенными и запущенными детьми.
С этой целью создавались специальные учреждения, а именно: фреблівки, приюты, интернаты и захоронки.
В Галичине упомянутые учреждения были открыты сс. Василіанками во Львове, Яворове, Станиславе; сс. Служебницами - в Дрогобыче, Трускавце, Бориславе; отцами и сестрами чина Студитов - Львове, Галичине, Подгайцах, Брюховичах, Уневе, Зарванице и других селах. Задача этих заведений не исчерпывались опекой над детьми и их защитой. Здесь заботились не только о обеспечения их питанием, одеждой, крышей над головой, но и предоставляли им возможность в дальнейшем получить начальное, среднее, специальное, даже высшее образование. Рядом с умственным, эстетическим, физическим воспитанием наибольший акцент делался на нравственное воспитание детей, формирование характеров, усвоение ими правил и норм поведения, привитии им христианских добродетелей, таких как вера, надежда, любовь, мужество, справедливость, гуманность, сдержанность и мудрость. Кроме этого, представители религиозных общин беспокоились и о дальнейшей судьбе своих воспитанников, пытаясь всячески обеспечить их будущее.
Воспитанием и опекой детей занимались также специально созданные комитеты. Так, в 1915 г. во Львове по инициативе “Украинского комитета предоставлением помощи вдовам и сиротам жертв войны” был открыт первый в послевоенных годах “Защита для сирот им. Митрополита Андрея гр. Шептицкого”. За шесть месяцев работы защиты количество сирот, что нашли здесь приют, увеличилось с 6 до 130 человек. Вследствие исторических обстоятельств в 1916 г. Комитет обратился к монастырю с просьбой перенять ведения защиты в собственное распоряжение. О том, с какой ответственностью и тщательностью отнеслись монахини к делу воспитания детей-сирот, свидетельствует тот факт, что в 1917 г. монастырь отправил двух сестер в Берлин для обучения на специальных курсах воспитания сирот. Здесь они имели возможность ознакомиться с новейшими достижениями педагогики, в частности в направлении реализации индивидуального подхода к воспитанию личности в коллективе (10, 15).
Благотворительной деятельностью в Галичине занимались также молодежные организации. В частности, среди задач “Пласта” была рядом с воспитанием духа и характера самарянська милосердная служба.
Самые разнообразные просветительские общества способствовали развитию сети профессиональных школ и помогали способной молодежи, которая не имела собственных средств для получения образования. “Просвита” поощряла и побудила молодежь к обучению в профессиональных школах стипендиями. Впервые был объявлен конкурс на шесть стипендий в 1907 г. От того времени до 1914 года “Просвита” выслала 40 стипендиатов на студии хлебопашества, молочарству и женского хозяйства - преимущественно - в западные края австрийской монархии и к Западной Европы. Были это люди преимущественно со средним образованием, .між ними четверо богословов, которые ездили за границу изучать кооперации, всего “Просвещение” по состоянию на 1928 год имела 62 стипендиальные фонды (13, 98).
Подыскав квалифицированных специалистов и підготувивши новых на зарубежных студиях, “Просвещение” приступила к созданию своих собственных профессиональных школ, первых украинских профессиональных школ вообще. Первой среди них была садівничо-хозяйственная школа в с. Любование настоящего Тисменицкого района, которая 20 ноября 1909 года на базе закупленных в 1908 г. в митрополита Шептицкого участков доброго почвы, леса и двухэтажного дома, который был реконструирован, начала свою работу. Такой школы на время ее создания не было на территории Галичина ни польского, ни еврейской (13, 98-99).
Среди обществ, которые оказывали помощь детям из бедных семей, - “Русская Бурса ремесленная и промышленная” (Львов), “Школьная помощь” (Станислав) и др.
Ремесленные объединения, которые действовали в Галичине, не только открывали профессиональные школы, но организовывали в Львове Промышленный музей, жертвовали средства на обучение молодежи (13, 77).
Рассматривая вопрос социальной помощи в Галичине, необходимо охарактеризовать по этой проблеме творческое наследие Ивана Яковлевича Франко. Он интересовался историческим развитием общества, осуществлял историко-педагогические исследования. Будучи хорошо знаком с современной ему социологической мыслью Запада, И.франко развивал свое видение актуальных на то время в Украине социальных проблем, давал предостережения относительно возможностей и целесообразности всеобъемлющей государственной власти, в том числе по делам социальной помощи. Отметив привлекательность таких идей, как возможность получения работы, заработной платы, “обеспечение старости” и др., Иван Яковлевич не одобрял государственную опеку “от колыбели до гробовой доски”, отвергал веру в неограниченную силу государства (работа “Что такое прогресс”).
Используя принцип историзма, он исследовал социальную структуру Австро-Венгерской империи (“Барщина и ее отмены 1848 г. в Галиции” (1898). И.франко проследил тяжелое жизни населения от бесправия “смерда” в XI-XIII вв. до положения крепостного крестьянина-в конце XIX ст. В труде “Эмиграция галицких крестьян” (1892) отразил судьбу земледельца после отмены крепостного права. Причину эмиграции галицких крестьян до Америки, Бразилии, Румынии, Венгрии он видел в отсутствии у них средств для выживания и прав в поглощении мелких землевладений большими. Ученый обращал внимание на крайнее обнищание населения, указывая, что в Галичине ежегодно умирает 50 000 чел., а господствующая верхушка пытается остановить эмиграцию запретом на выезд и выставлением жандармских постов.
В статье “Потребности аграрной статистики” И.франко обґрунтувув необходимость проведения глубоких статистических исследований народной жизни. В круг проблем, которые необходимо знать, он включил изучения “жизненного бюджета” населения, рода занятий, способов “заробкування”, состояния здоровья, образования, преступности, смертности.
Таким образом, проанализировав состояние благотворительности Галичины и исследования выдающихся ученых по данной проблеме, следует отметить, что в деле социальной помощи проводилась определенная работа, хотя далеко не в тех масштабах, которых требовала действительность. Видное место в процессах поддержки уязвимых категорий населения занимали городские и сельские органы местного самоуправления. Важную роль в осуществлении опеки над нуждающимися играла церковь, монастыри и монашеские ордена. Создавались общества, организации, которые помимо своих основных целей, выполняли функции поддержки уязвимых категорий населения. Развивалась частная благотворительность.



Назад