Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Частная благотворительность в Украине. Филантропическая деятельность Андрея Шептицкого


Меценатами украинского народа в XIX - нач. ХХ в. выступили крупные предприниматели и землевладельцы, интеллигенция и духовные лица. Особенно было развито благотворительности среди греко-католического священства, которое стало защитником национальной идеи и плекателем лучших украинских традиций.
Казалось бы, истоки филантропической деятельности следует искать в ментальности древних славян, для которых характерны милосердия и добродетели, обусловленные роскошной природой, умеренным климатом, мирным родом занятий. Развития благотворительных тенденций способствовала также христианская религия с ее учением о человеколюбие и спасение души благодаря милостыни. Молодое государство Киевская Русь приняла христианство, как жаждущая земля капли дождя. Однако истоки меценатства находятся кроме того в самой природе человека, природной склонности к добру, стремлении к поддержке бедного и обездоленого.
Итак, в XIX - нач. ХХ ст. в Украине нашла свое продолжение частная благотворительность, что имела место во все времена и у всех народов, а у украинцев находит свое особое выражение.
Многими благотворительными делами прославилась семья Терещенко - украинских промышленников и землевладельцев. На благотворительность они потратили почти 5 млн. руб., подтверждая тем самым девиз их дворянского герба - “стремиться к общественных дел”. Художественное собрание Терещенко легло в основу Киевского музея русского искусства и других музеев столицы.
Особое значение в сфере социальной помощи уязвимым категориям населения со стороны частных лиц имела деятельность семейства Т. Ханенко, Г. Дегтярева, С. Могилевцева, Т. Гладынюка, Л. Бродского и др. Благодаря усилиям Г.М. Гелеловича, промышленников и финансистов Израиля Бродского и его сыновей Лазаря и Льва Бродских, Ф.Д. Василевского и многих других, возникали большие детские санатории в Євпаторії, лечебные учреждения на Одесских лиманах, противотуберкулезные санатории в Крыму и под Киевом. На средства Лазаря Бродского был создан Бактериологический институт Общества борьбы с инфекционными болезнями, который сыграл большую роль в защите населения от эпидемий. В основном на деньги Льва Бродского в Киеве построены больница Общества предоставления помощи больным детям и больница для хронически больных детей.
Чтобы предотвратить болезни, поддержать беззащитных и наиболее уязвимых, создавались приюты для детей-сирот, богадельни для престарелых, немощных и одиноких. В частности, купец М.П.Дегтярьов на свои средства осуществил строительство багатокорпусної богадельни в г. Киеве, которая давала достойный убежище сотням старых и больных. Г.П. Гладынюк пожертвовал свою большую киевскую усадьбу для устройства в ней больницы для хронически больных, предоставив, кроме того, более 70 тыс. рублей на ее современное по тогдашним временам оборудования, комплектования и содержание. Его же счет оборудован детский приют на Байковой горе.
Благотворительной деятельностью занимались украинский педагог, писатель, активный общественный деятель периода украинской революции С.Ф. Русова. Нежным сердцем она почувствовала горе и беззаконие народа, среди которого жил и так полюбила его, что стала лучшей дочерью Украины. Опека над женщинами и детьми всегда были в поле ее неослабного внимания. Женские общества разных стран, почтенные лица, и среди них Андрей Шептицкий, посылали на имя Русовой средства на помощь детям и женщинам. В эмиграции София Федоровна много времени и сил отдала организации и приюта для детей эмигрантов.
Благотворительностью прославился также известный ученый, создатель украинской национальной истории Михаил Сергеевич Грушевский. На собственные средства он основал в Киеве дом под школу имени своего отца.
Национальная интеллигенция жертвовала значительные суммы денег для создания высших школ. В частности, был создан Харьковский университет - первый университет на украинских землях.
В исследуемый период стоит подробнее рассмотреть благотворительную деятельность греко-католического священства Галичины. В 1816 г. каноник Иван Могильницкий (1777 - 1813), при покровительстве митрополита Михаила Левицкого, основал в Перемышле “Общество галицких греко-католических священников для распространения письмами просвещения и культуры среди верных”, целью которого было распространение веры и нравственности путем издания школьных книг народном украинском языке. Візитації высших духовников и, в частности, Михаила Левицкого показали большое стремление населения к получению образования. Однако этого желания для открытия школ было мало. Надо было иметь подготовленных для работы в школе учителей. И поэтому в 1817 г. принимается решение об открытии в Перемышле дяко-учительского института. Расходы на обучение и содержание воспитанников института полностью покрывались за счет церкви и жертвователей. Позже епископ І.Снігурський за собственные средства закупил и подарил дяко-учительском институту село Новоселки под Кальварією с тем расчетом, чтобы доходы с этого села шли на ежегодное содержание 24 воспитанников.
Для возрождения музыкальной дела еп. Иван Снигурский основал в Перемышле в 1828 г. первую в Галичине музыкальную школу.
Но всех превзошел своей благотворительностью Большой митрополит Андрей Шептицкий.
Филантропическая деятельность А. Шептицкого
Духовный пастырь Украинской греко-католической церкви и всей галицкой ветви нашего народа с 1901 по 1944 гг. - Митрополит Галицкий, Архиепископ Львовский и Епископ Каменец-Подольский Андрей Шептицкий был без сомнения, самым выдающимся деятелем украинской национальной церкви ХХ ст., самой яркой личностью среди украинцев этого периода. Будучи большим патриотом Украины, Митрополит Андрей вдохновлял украинцев на борьбу за независимость, отстаивал их права перед австро-венгерском, русском, польском, советской, немецкой оккупационными властями. Непревзойденной была и благотворительная деятельность Великого Митрополита.
Родился будущий Митрополит 29.07.1865 г. в родовом имении Прилбичи на Львовщине и был одним из семи сыновей Ивана и Софии Шептицких. Род Шептицких - старейшая украинская боярская семья, грамоту на право земельного владения которой 1284 г. издал сын короля Даниила Галицкого - Лев Данилович. Представители этого рода занимали высокие военные, государственные, церковные должности сначала в Галицкой, а позже в Польской, Австрийской государствах.
Отец Митрополита Антрея был галицким послом (депутатом) до Австрийского парламента. Отцом Софии Шептицкой был польский писатель Александр Фредро, памятник которому в Львове стоял до 1939 г.
Назначение свое юный Роман (имя Андрей получил при составлении монашеских обетов) понял очень рано. Еще десятилетним мальчиком заявил родителям, что будет священником. Учился в Краковской гимназии, которую окончил с отличием, а также на юридическом факультете Краковского университета. В 1888 г. получил степень доктора права. После поездки в Киев 1887 г. у него созрело решение пойти к василианского монастыря, вернуться к восточного обряда и украинских корней. На это благословил его папа Лев XIII, которого он посетил в Риме.
В 1892 г. рукоположен в священники, а в 1899 г. на епископа Станиславской епархии. Через полтора года (1901) стал Митрополитом Галицким, Архиепископом Львовским и Епископ Каменец-Подольским и занимал этот пост до своей смерти 1.11.1944 г.
Следует отметить, что Митрополит Андрей никогда не отделял служение Богу от служения своему, украинском, народу, считая таким образом, главную цель своей жизни двуединой. Он повседневно перестраивал каждый участок общественной жизни, клал те кирпичики, которые нужны для построения мощного государственного организма.
Проповедуя христианское милосердие, митрополит осуществлял действенные меры в этом направлении. В одном из писем к матери Андрей Шептицкий писал: “Для меня, миссионера, нет и не может быть ни одной чужой участка из жизни порученного мне Богом народа, независимо, будет ли это промыслом или шкільництвом, искусством или гигиеной, купечеством или философией, наукой и спортом” (14, 93).
В течение своей жизни Великий Митрополит помогал культурным учреждениям - “Просвещении”, “Сельскому хозяину”, Научному обществу им. Шевченко, “Родной школе”, “Пласта”, занимался учреждением Национального музея, Богословской академии, Земельного банка гипотетического, Народной лічильниці, девичьей гимназии, малых семинарий во Львове и Рогатине.
Всех его добрых дел (как инициатора благотворительных акций, жертвователя, мецената и т.д.) невозможно перечислить. Ведя очень скромное монашеская жизнь, архиерей отдавал все прибыли из митрополичьих осідлостей и своего семейного имения на народные цели.
Ежегодно за свой счет содержал двадцать бедных юношей и 20 девушек, помогая им получить самую разнообразную образование. Во Львове и ныне живет немало людей, которые в жизненно трудные моменты воспользовались материальной помощью митрополита. Вот одно воспоминание.
“Пани Стефа, что живет во Львове, рассказала, как митрополит помог ей получить образование. Была очень способной в детстве, но происходила из бедной крестьянской семьи. Так, когда пришло время продолжать обучение в гимназии, у отца не хватило на это средств. О затруднительное положение узнала дирекция польской гимназии и, будучи заинтересованными, чтобы как можно больше украинских детей ополячувалося через систему польского образования, предложили бесплатное обучение. Отец согласился, и об этом случайно узнал настоятель соседней греко-католической церкви и посоветовал обратиться за помощью к митрополиту. Отец поехал во Львов. На прием к владыке, оказывается, было очень легко попасть. С большим вниманием отнесся А.шептицкий до этого дела, долго разговаривал с отцом о крестьянские проблемы, о нынешний урожай и другие болезненные темы человека, которая приехала из деревни. И как результат этого визита - обучение дочери в гимназии сестер Василианок.
Очень примитивными и стереотипными есть наши представления об обучении в таких заведениях. А оказывается, что обучение детей было поставлено на уровень образования в передовых европейских странах. Преподавали там монахини, которые получали высшее образование в Сорбонне и других университетах Европы и учили детей не только священного писания, но и светских наук - гуманитарных и точных...” (14, 92).
Постоянным и непрерывным было заботы Большого Митрополита о сиротах. При непосредственном его участии были открыты приюты для сирот, организовывалось вывоз болезненных детей из города в село. Трогает и такой факт. 1921 г. среди детей распространилась трахома. Обследование выявило, что 70 из них являются больными. Детей нужно было изолировать, но помещение не было. И тогда изолятор устроили в комнатах митрополичьей палаты.
В честь возвращения А.шептицкого на родину из российского заключения (сентябрь 1917 г.) украинская общественность в Львове собрала 312 тыс. крон для создания “Фонда им. Митрополита Андрея гр. Шептицкого для украинских сирот”. Тронут митрополит благодарил за такое доказательство любви к его лица, и не скрывал удовлетворения, что именно на такую благородную цель львовяне сделали пожертвование. Он сказал, что судьба сирот очень беспокоит его и что со своей стороны примкнет к увеличению этого благотворительного фонда (пожертвовал 890 тыс. крон). Однако, будучи очень скромным, не рекомендовал называть фонд своим именем.
Митрополит Шептицкий щедро помогал также сестрам Василіанкам в финансировании их приюта, особенно заботясь о питании сирот.
Беспокоился он и о малышей от рождения. Основал “Порадню Матерей” на Янівськім пригороде Львова в и том же закупленном и содержал ним дома “Детские Ясли”.
Не будет, пожалуй, преувеличением сказать, что его деяния коснулись практически каждой украинской семьи в Галичине, но не только в Галиче, а и во многих других регионах Украины и за ее пределами и независимо от принадлежности к религиозной конфессии. Недаром И.франко называл его украинским Моисеем.
Филантропическая миссия Великого Митрополита вызвало закономерную цепную реакцию всего сознательного украинского гражданства. Каждый - от неграмотного крестьянина до профессора университета - сколько мог, добровольно жертвовал на украинские захоронки, интернаты, гимназии и профессиональные школы. Потому что твердо верил: только идя путем слуги божьего митрополита Андрея, только бескорыстно творя добро во имя ближнего своего, можно достичь истинного счастья для себя, своих детей и для всего украинского народа.
Однако следует отметить не только благотворительную деятельность Митрополита Шептицкого. Как правило, духовные лица объединяют филантропические функции с воспитанием. Они являются одновременно и социальными работниками, и педагогами.
Вопросы воспитания молодежи и ее опеки Шептицкий никогда не выпускал из поля зрения. В “Слове о учителей” - в одном из первых своих посланий к пастве, будучи епископом в Станиславе, он завещал: “Вырабатывайте в молодые самостоятельность и индивидуальность! Учите ее больше числити на себя, чем на других. Учите не оглядываться на помощь рода и края, а собственной инициативе доделываться самостоятельного бытия” (14, 92).
В своих посланиях к верных А.шептицкий призвал, чтобы все они давали пример христианской жизни, любви к своему народу, истинного патриотизма. он писал: “В христианских народов нет более воспитательной силы над силу Церкви. Она воспитывает народы, она вщіплює уже в душу ребенка те христианские добродетели, которые делают из нее хорошего патриота и мудрого гражданина... Вне церкви есть еще институции, которые являются хорошими школами общественных добродетелей. Институтами есть семья, община и добровольные объединения и сообщества людей. Они являются знаменитыми школами общественных добродетелей, ибо они являются теми органическими клетками, из которых состоит всенаціональний организм” (8, с. 56).
Как видим, А.шептицким четко определены основные факторы социального воспитания, что дает нам основание причислить его к первых социальных педагогов Галичины.

Литература
1. Бойко О.Д. История Украины: Пособие для студентов высших учеб. заведений. - К.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 568 с.
2. Гербільський Г.Ю. Развитие прогрессивных идей в Галичине в первой пол. XIX ст. Львов: видавн. Львовского ун-ту, 1964. - 250 с.
3. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине (конспект лекций). - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68 с.
4. Дорошенко Д. Очерк истории Украины в 2-х т. Т. П. - К.: Глобус, 1991. - 349 с.
5. История Украины: Справочник /Под ред. Г.Д.Темка, Л.С.Тупчіненка. - К.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 480 с.
6. Крыжановский О.П., Плохий С.М. История церкви и религиозной мысли в Украине: В 3-х кн. Кн. 3: конец XVI - сер. XIX ст. - К.: Лыбидь, 1994. - 336 с.
7. Кузьмин Е.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России /с древности до начала XX в. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 480 с.
8. Курляк И., Лаба С. А.шептицкий как меценат национального образования.// Современное украинское воспитания. Материалы научно-практ.конф. Дрогобыч, 1996. Львов, 1997. - С. 54-62.
9. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Издательсько-книготорговый центр “Маркетинг”, 2002. - 344с.
10. Мищишин И. Деятельность религиозных конгрегаций в области дошкольного воспитания украинских детей (Галичина, кн.. XIX-нач.хх вв.) //Современное украинское воспитания. Материалы науч.-практ. конф. - Львов, 1997. - С. 14-17.
11. Пелещишин Г. Значение взглядов митрополита А.шептицкого для воспитания молодежи в современных условиях / / Формирование основ христианской морали в процессе духовного возрождения Украины. Материалы международной науч.-практ. конференции. - Острог, 1995. - Кн. 1 - С. 24-25.
12. Попович Г.М. Социальная работа в Украине и за рубежом: Учебно-методическое пособие. - Ужгород : Гражда, 2000. - 143 с.
13. Супарик Б.М. Учительство Галичины. - Ивано-Франковск, 1994. - 143с.
14. Суханова С., Сулима-Матлашенко Н. А.шептицкий: реалии крестного пути / / Колокол, 1991 - № 1. - С. 89-96.
15. Франко И.Я. Эмиграция галицких крестьян. //Собрание сочинений в 50-ти т. - Т. 44. Кн. 2. - К.: Наукова думка, 1986. - С. 343-349.
16. Франко И.Я. Что такое прогресс? //Там же. - Т.45. - С. 300-348.
17. Франко И.Я. Барщина и ее отмены 1848 г. в Галиции// Там же. - Т. 47. - С. 7-122.



Назад