Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Воплощение Янушем Корчаку социально-педагогических идей в “Доме сирот”


Януш Корчак (1878 - 1942), польский педагог, писатель, общественный деятель. Настоящее имя Я. Корчака - Генрик Гольдшмит. Родился в семье варшавского адвоката. Его считали странным ребенком: до 14 лет играл кубиками. В 15 им овладела жажда чтения. Януш любил общаться с малышами, но также не чурался общения с взрослыми. После смерти отца семья потеряла материальный достаток, и он вынужден был подрабатывать. Давая частные уроки, много времени уделял самообразовании. В 1903 г. окончил медицинский институт в Варшаве, работал в детской больнице, где и состоялся его переход от медицины к педагогике, хотя врачом он оставался всю жизнь. Свою педагогическую деятельность Корчак начал в детских летних лагерях, где познал, по его словам, “азбуку воспитательной работы”. В 1911 г. возглавил созданный для еврейских детей “Дом сирот”, который стал его домом.
Педагогические взгляды Корчака формировались под влиянием многолетних исследований и опыта общения с детьми. Он предостерегал от неправильного понимания природы ребенка. Взрослые часто невнимательны к ней, считая, что у ребенка еще все впереди. Они не вникают в многогранность ее жизни и те простые радости, которые легко ей можно дать. Януш Корчак осуждал линию поведения многих родителей и педагогов в отношении к детям: критиковать, не позволять, присматривать, “стоять на страже интересов ребенка”, ведь она сама “не знает”, сколько ей есть, пить, спать, гулять, играть. Он замечал, что взрослые очень часто во взаимоотношениях с детьми боятся доброты, считая, что от дружеского общения дети становятся наглыми и отвечают недисциплинированностью. Януш Корчак убеждал, что ребенок - существо разумное, хорошо знает потребности и сложности своей жизни, а детский возраст длинные тяжелые годы в жизни человека, когда ей нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместную жизнь. Он призвал уважать незнание ребенка, ее настоящее, развитие и чувства. Уделял внимание изучению ребенка, считая это необходимым в воспитательной работе. Я. Корчак ввел педагогику доброты. Он считал, что детей надо изучать как отличную, но не более слабую и бедную организацию. “Нет детей есть люди”, - убеждал польский воспитатель.
Социальная педагогика Корчака получила свое воплощение в его “Доме сирот”, впоследствии в “Нашем доме”. Здесь он прежде всего наблюдал, анализировал поведение групп детей и отдельного ребенка в разных местах и ситуациях. Исходя из собственных наблюдений, осуществлял диагностику и конкретную воспитательную деятельность. В своих книгах Я. Корчак привел убедительные примеры эффективности такой работы, а также сбор разнообразной документации, статистических материалов, медицинских показателей и др. Архив сиротского приюта “Наш дом” (50 детей) за 7 лет насчитывал: 195 тетрадей стенгазеты дома и документов, 41 тетрадь протоколов, 227 заседаний Совета самоуправления, 14 000 благодарностей, свыше 100 тетрадей с разными описаниями, рассказами, воспоминаниями детей, сотни рисунков, диаграмм и др. Опираясь на 34 блокноты записей о спящих детей, он собирался написать книгу о ночи в сиротском приюте и вообще про сон детей.
В “Доме сирот” существовало детское самоуправление. Оно имеет интересный опыт: “Доска объявлений” с сообщениями, предупреждениями, просьбами и отчетами; “Почтовый ящик” для переписки воспитанников с педагогами и друг с другом; “Детский суд”, который побудил детей задуматься, самокритично относиться к себе, лучше понимать друзей и т.д. В суд был свой “Кодекс” - продуманная система ведения дел, дети могли жаловаться гнет только друг на друга, но и на персонал воспитателей. И хотя, как правило, “трибунал” выносил только два приговора - “Оправдать” или “Простить”, впечатление от него оставались глубокими. Органами детского самоуправления были “Рада” и “Сейм”, которые способствовали тому, чтобы правила поведения детей отвечали их моральном сознании, проходили через призму детского справедливости.
Все заслуги Януша Корчака трудно перечислить. В организации разносторонней деятельности немало подсказали выдающемуся педагогу сами дети. Он считал, что учился в них, шел за ними, но больше всего - любил их.
Януш Корчак - национальный герой Польши. После захвата Варшавы гитлеровцами в 1939 г. “Дом сирот” отчаянными усилиями его руководителя продержался еще 3 года. В 1942 г. фашисты начали акцию по уничтожению всех евреев города. Угроза нависла и над детьми “Дома...”. Януш Корчак имел возможность спасти свою жизнь, однако решил остаться вместе с детьми. Этот эпизод описан в . о . сухомлинским в книге “Сердце отдаю детям”: “Януш Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбор: жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. “Господин Гольдшмит, сказал ему гестаповец, - мы знаем вас как хорошего врача, вам не обязательно идти к Треблинки”. “Я не торгую совестью”, ответил Януш Корчак. Герой пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша Корчака, его подвиг удивительной моральной силы и чистоты стали для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце” (14, 14).
В газовых печах Треблинки погибли Януш Корчак, его ближайшая помощница Стефания Вильчинская и 200 детей. Последнюю запись в своем дневнике выдающийся педагог сделал 4 августа 1942 г.
Однако его пример самоотверженной любви к детям и служения своему делу вдохновляет педагогов воспитательных заведений работать, “отдавая свое сердце детям”.



Назад