Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко


А.С. Макаренко (1888-1939), педагог, писатель. Его социально-педагогические взгляды - существенный вклад в развитие социальной педагогики как науки.
Родился 13 марта 1988 г. в с. Белополье (ныне Сумская обл.) в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское четырехклассное училище в Крюкове (вблизи Кременчуга) и педагогические курсы при нем. Учительскую деятельность начал в 1905 году с работы в Крюковском училище, затем работал в школе ст. Долинская, что на Херсонщине. В период 1914 - 1917 гг. учился в Полтавском учительском институте. Снова учительствовал в Крюкове и Полтаве. В 1920 г. Макаренко поручили организовать вблизи Полтавы в с. Ковалевка колонию для несовершеннолетних правонарушителей. За период работы в этом заведении он создал принципиально новую систему воспитания, а само заведение стал известным во всей стране. В 1921 г. колонии присвоили имя Горького.
В 1927 г. Макаренко принимал участие в организации детской трудовой коммуны им. Дзержинского в Харькове и впоследствии возглавил ее. Здесь он также вводил свою воспитательную систему. В 1985 году оставил коммуну. Его назначили заместителем начальника управления детскими исправительными колониями в НКВД. С 1937 г. переехал в Москву, где занимался литературной работой и чтением лекций на педагогические темы для учителей, родителей и общественности. Умер выдающийся педагог 1 апреля 1939 года.
Макаренко оставил богатое педагогическое наследие, написал более 150 произведений (романы, повести, сценарии, научно-педагогические статьи). Наиболее известными являются “Педагогическая поэма”, “Книга для родителей”, “Методика организации воспитательного процесса” и др.
Развивая учение о цели воспитания, Макаренко указывал, что педагог должен иметь перед собой программу человеческой личности, которая охватывает весь смысл личности (внешняя поведение, внутренние убеждения, гражданское и политическое воспитание и знания). Исходя из условий времени и будучи его продуктом, Макаренко цель воспитания усматривал в подготовке культурного человека, активного гражданина, который должен получить образование, желательно среднюю квалификацию, быть политически развитым, дисциплинированным с развитым чувством долга и понятием чести, хозяином и организатором.
Стержнем педагогики Макаренко является социально-педагогическое учение о коллективе.
Во коллективом понимает не случайное собрание людей, а такое, которое объединено общей общественно-ценной целью, совместной деятельностью по достижению этой цели, где имеются органы самоуправления и координации и существуют отношения ответственной зависимости.
Кроме этих существенных признаков коллектива важным условием его существования называет контактность: члены коллектива должны знать друг друга и иметь о каждом личное мнение.
Для правильной организации коллектива важным является вопрос о его структуре. Макаренко считал, что структура коллектива должна быть. с несколькими операционными системами и динамичной
Важным структурным звеном общего коллектива Макаренко называет первичный коллектив. Первичный коллектив это социальная микросреда, которое создается специально для связи между отдельной личностью и коллективом, в котором отдельные его члены находятся в постоянном, деловом, товарищеском, бытовом и идеологическом объединении. Именно первичный коллектив, по мнению Макаренко, должен первым представлять и защищать интересы личности, первым реагировать на ее поступки и поведение. К организации первичного коллектива Макаренко ставил определенные требования: полная управляемость (содержать не более 15 членов, чтобы не возникали более мелкие объединения неформального характера), социальная нейтральность (быть не менее 7 человек, чтобы не превратиться в группу друзей-приятелей), преемственность поколений и возможность накопления традиций (организация тесного взаимодействия детей разного возраста).
В коммуне им. Дзержинского первичные коллективы-отряды организовывались по принципу объединения детей разного возраста. Такая организация давала больший воспитательный эффект. В старших забота о младших и ответственность за них воспитывали необходимые для советского гражданина качества: внимание к человеку, великодушие, требовательность, качества будущего семьянина и много других.
Организация первичных коллективов осуществлялась в форме производственных отрядов.
В структурном построении коллектива Макаренко важное место отводил организации его руководства. Это вопросы он решал прежде всего через развитие органов самоуправления, самым главным условием существования которых была их регулярная действенность. Наивысшим таким органом в коллективах Макаренко были общие собрания коллектива, которые решали большинство вопросов. На этих собраниях избирались рабочие органы самоуправления: совет коллектива, санкомісія, хозяйственная комиссия и уполномоченные. Совет коллектива составляли командиры первичных отрядов, которые избирались на общем собрании, администрация заведения и представители комсомольской и пионерской организаций.
А.С. Макаренко уделял значительное внимание развитию у воспитанников гражданских качеств, что прослеживается даже в его размышлениях об особенностях работы в коллективе. В частности, он отмечает: “В первый год я, как педагог-начинающий, сделал обычную ошибку. Я обращал внимание на человека, что выпадала из коллектива. У меня был неправильный взгляд, направленный в самые опасные места, и я за эти опасные места брался. Естественно, что моим особым вниманием пользовался тот, кто воровал, тот, кто хулиганил, кто идет против коллектива, кто хочет убежать, то есть то, что выпадало из коллектива...
В течение последних лет я сменил такой тон. Я увидел, что самым опасным элементом в моей работе является не то, что привлекает к себе мое особое внимание, а тот, кто от меня прячется.
Почему мне пришла мысль об этом? Потому что уже сделал 15 выпусков, и я следил за этими выпущенными и видел, что многие из тех, которых я считал самыми опасными и плохими, в жизни ведут себя активно, по-советском, иногда делают ошибки, но в целом они удовлетворяли меня вполне как продукт воспитания. А те, кто пряталась от меня и были незаметны в коллективе, в жизни иногда ведут себя совсем как мещане: рано женятся, заводят “семейку”, устраиваются с помощью всевозможных способов на работу, из комсомола выходят, теряют всякий общественный долг, превращаются в серые существа...” (7, 157 - 158).
А.С. Макаренко пытался каждого ребенка убедить, что он не столько педагог, сколько учит, чтобы она была грамотной, работала на производстве. Меньше всего Антон Семенович пытался показать питомцу, что он только питомец, то есть явление только педагогическое, а не общественное и не личное. Его подопечный это прежде всего гражданин, а он, педагог, руководит жизнью с его же, воспитанника, помощью.
В своих заведениях Макаренко внедрил методику параллельной педагогического действия. Суть данной методики заключается не в прямом влиятельные воспитателя на личность воспитанника, а через первичный коллектив, к которому этот воспитанник входит. Эта методика позволяет снять сопротивление ребенка воспитательным воздействиям, поскольку позиция педагога является скрытой.
А.С. Макаренко предложил классификацию коллективов по стадиям развития, выделяя при этом следующие четыре стадии:
- первая коллектива еще нет, руководитель вынужден выступать в роли “диктатора”;
- вторая выделяются активисты, которые поддерживают руководителя и берут на себя часть его полномочий;
- третья коллектив полностью сложился, большинство функций руководителя переходит в органы самоуправления;
- четвертая каждый находится на уровне самовоспитания, ставя коллективную требованию сам к себе.
Важным условием развития детского коллектива Макаренко называл “закон движения вперед”. Этот закон означает то, что воспитательную работу надо строить так, чтобы непрерывно росла потребность творить нечто новое. В этой связи Макаренко разработал систему перспективных линий, которая ставила перед воспитанниками далекие и близкие цели, позволяла жить коллектива напряженным, целеустремленным жизнью. Эта система выглядела так: близкая перспектива вера в завтрашнюю радость, средняя перспектива проект коллективного действия, несколько отдаленной во времени; далекая перспектива будущее питомца или будущее заведения.
Большое значение в сплочении коллектива Макаренко отдавал традициям, которые дают возможность сохранить опыт прошлых лет и осуществить преемственность поколений. Они являются тем коллективным законом, который регулирует поведение и избавляет от необходимости решать каждый раз, как действовать. Живя за установленными традициями, воспитанники чувствуют себя в обстановке особого коллективного закона, гордятся им и пытаются его улучшить.
Воспитание в коллективе Макаренко совмещал с правильно поставленным трудовым воспитанием. После долгих размышлений он пришел к выводу, что “труд без образования, что идет рядом, без политического и общественного воспитания, идущих рядом, не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека работать сколько угодно, но когда одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и морально, когда она не будет принимать участия в общественной и политической жизни, то эта работа будет просто нейтральным процессом, что не дает положительного результата.
Труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы” (7, 103).
Макаренко был сторонником производственной (сельскохозяйственной и промышленной) труда, считал, что только в такой труда производится правильный характер человека, воспитывается ответственность за свою работу, которая является частью общей коллективной работы. В своей воспитательной деятельности использовал и другие виды детского труда: самообслуговуюча, ремесленная, бесплатная общественно-полезная в порядке шефства и т.д. Чтобы труд осуществляла правильный воспитательное воздействие на детей, она, по мнению Макаренко, должна быть посильной, результативной, осмысленной, творческой, педагогически целесообразной, коллективной.
Деятельность Макаренко по организации труда в детских исправительных учреждениях может служить примером для социальных работников, которые стремятся преодолеть бедность.
В колонии им. Горького выдающийся педагог вводил трудовой принцип как раз по необходимости, через бедность и лишения.
“В колонии им. Горького просто через нужды я спешил перейти к производству. Это было сельскохозяйственное производство. В условиях детских коммун сельское хозяйство почти всегда дает убытки. Мне посчастливилось в течение двух лет, и то только благодаря исключительным знаниям и умению агронома, прийти к рентабельного хозяйства, и не к зернового и животноводческого. Главной ареной у меня была свинарня. В последние годы мы имели до 200 маток и производителей и несколько сот молодняка. Это хозяйство было устатковане по последнему слову техники. Был специально построен свинарню, в которой чистота была, приобрети, не меньше, чем в комунарівських спальнях. Свинарню мыли с помощью развитой системы водопроводов и отливов, стоков и кранов, где даже не было запаха...” (7, 175).
Бедность, нужда, голод побудили Макаренко к организации производства в коммуне им. Дзержинского. “Мне пришлось начинать работу в очень тяжелых условиях в колонии им. Ф.э.дзержинского, значительно более тяжелых, чем в колонии им. Горького, где все-таки был смета” (7, 177).
Очень помогла в налаживании производства в коммуне энергичность и предприимчивость заведующего производством Соломона Борисовича Когана.
“Придя в коммуну, он сказал:
Как? 150 коммунаров, 300 рук не могут заработать себе на суп! Как это может быть? Они должны уметь зарабатывать себе на жизнь, иначе и не может быть” (7, 178-179).
Начав с некоторой трудовой авантюры, вскоре коммунары изготавливали мебель. Но на деревообрабатывающей деле не остановились. Поскольку коммуна приобрело вид серьезного предприятия, то банк доверил заем на строительство. В 1931 г. был построен крупный завод металлообрабатывающей промышленности, что изготовлял очень сложные машинки, которые к тому времени были импортными. Эта работа была столь успешна, что началось строительство завода фотоаппаратов.
А.С. Макаренко пришел к выводу, что работа, которая не подразумевает создания ценностей, не является положительным элементом воспитания, потому что труд так называемая учебно-производственная, и та должна исходить из представления о ценностях, которые труд может создать (7, 175).
Социальные педагоги могут использовать на современном этапе идеи А.С. Макаренко относительно преодоления негативных социальных явлений, исправления девиантного поведения подростков. Им решительно преследовались хулиганство и насилия над слабее. В таких случаях использовались моральные формы осуждения. В случае кражи, и в случае пьянства общее собрание коллектива могли вынести постановление о задержании выпуска из учреждения до определенного срока, о занесения в личное дело. Однако в отдельных случаях за кражи воспитанников отдавали в суд. И немедленно арестовывали.
Макаренко предупреждал, “надо взять за правило такое: ни один поступок воспитанников не должен быть незамеченным. В учебно-воспитательной части надо постоянно регистрировать все нарушения дисциплины” (6, 45).
По мнению А.С. Макаренко, никаких особых методов по беспризорных принимать не надо. Но ему удалось за очень короткое время довести своих воспитанников к состояния нормы и дальнейшую работу с ними проводить как с нормальными детьми.
Социальный педагог в лице Макаренко проявляется в его глубоком убеждении, что в его стране “воспитанию подлежит не только ребенок, не только школьник, а каждый гражданин на каждом шагу. Подлежит воспитанию или в специально организованных формах, или в формах широкого общественного воздействия. Каждая наше дело, каждая кампания, каждый процесс в нашей стране всегда сопровождается не только специальными задачами, но и задачами воспитания” (7, 99).
А.С. Макаренко уделял внимание воспитанию гражданских качеств детей в семье. Он подчеркивает, что в семье растет будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец. Надо ясно осознавать свои собственные родительские желание. Или вы хотите воспитать настоящего гражданина Советской Страны, человека знающего, энергичную, честного, преданного своему народу...? Или вы хотите, чтобы ваши дитиня вышел мещанин, жадный, трусливый, какой-нибудь хитренький и мелкий делец? Потрудиться, подумайте хорошо над этим вопросом... (5, с.259). А.С. Макаренко предостерегает родителей, что если они воспитают плохого человека, горе от этого будет не только им, но и многим людям и всей стране. Стыдно должно быть давать обществу плохих или вредных людей.
Есть родители, которые отделяют семейные дела от общественных дел. Но их активность в обществе или на работе должна указываться и в семье: “Все, что творится в стране, через вашу душу и ваше мнение должно приходить к детям”. (5, 259).
В семейном воспитании собственное поведение родителей - решающая вещь. “Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ней разговариваете или поучаете ее, или велите ей. Вы воспитываете ее в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или скучаете, как вы ведете себя с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, все это имеет для ребенка большое значение...
Родительская требование к себе, родительская уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом вот первый и самый главный метод воспитания!
А тем временем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что надо знать некий особо хитрый рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки злейшему лежневі, он с помощью рецепта воспитает трудолюбивом человеке; если дать его мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина, в руках лжеца он также совершит чудо, и ребенок вырастет правдивой.
Таких чудес не бывает” (5, 260).
В “Книге для родителей” содержится много полезных советов по воспитанию трудолюбия в семье, совершении полового воспитания, формирования культурных навыков и т.д.
Опыт А.С. Макаренко как социального педагога, уникальный. Мало кто в истории социальной педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию в практику и добиться впечатляющих результатов, имея дело с трудными подростками. Есть статистика: за 15 лет своей работы (1920 1935 гг.) через коллективы, созданные Макаренко, пришло около 3000 правонарушителей и бездомных, стали достойными людьми, квалифицированными специалистами. Восхваление Макаренко началось еще в 30-е гг., и долгое время он считался одним из наиболее выдающихся отечественных педагогов. Его имя и труды широко известны за рубежом. В конце 80-х 90-х годов ХХ в. отдельные взгляды Антона Семеновича подвергались критике. Были опубликованы критические статьи Г.Ващенка по поводу деятельности А.С. Макаренко. Однако достижения воспитательной системы Антона Семеновича являются неоспоримыми, а социально-педагогические идеи актуальны на современном этапе, когда обострились социальные проблемы общества.



Назад