Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

5. В.А. Сухомлинский как социальный педагог


В.А. Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. в с. Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области. После семилетней школы учился в Кременчугском педагогическом институте, через болезнь прервал обучение и впоследствии продолжил его на заочном отделении Полтавского учительского института, получив диплом учителя русского языка и литературы. До войны работал учителем сначала в родном селе, а впоследствии в Онуфриевской средней школе, где его назначили завучем. В годы войны был на фронте, а после тяжелого ранения учительствовал в Удмуртии. По войне - заведующий районо Онуфриевского района, с 1948 по 1970 гг. директор Павлишской средней школы. Он кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный учитель, удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Сухомлинский является автором целого ряда педагогических трудов: “Павлиська средняя школа”, “Сердце отдаю детям”, “Сто советов учителю”, “Рождение гражданина”, “Родительская педагогика” и др. Всего написал 41 монографию, более 600 научных статей. В педагогическом наследии В.а.сухомлинского ярко прослеживаются социально-педагогические идеи. Творчество выдающегося педагога пронизывает проблема проектирования человека, которая основывается на идее всестороннего развития личности. Все стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое) он рассматривал в единстве, считая, что при упущении чего друга не разрешится ни одно воспитательное задачи.
Сухомлинский один из тех деятелей, кто стоял у истоков движения вчивелів-новаторов, возникновения обновленной педагогики сотрудничества, восстановление в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей.
Одной из важнейших задач практической и теоретической деятельности Василия Александровича стало формирование у ребенка личного отношения к окружающему миру, понимание своего дела и ответственности перед родными, близкими, обществом и перед своей совестью, - через личное. Таким образом осуществлялась социальная ориентация ребенка. Понимая, что успех во многом зависит от взаимоотношений учителя и учеников, Сухомлинский определил те принципы и правила, которых должен придерживаться педагог, приобретая профессионального мастерства. Это, прежде всего, установление доброжелательных отношений с учениками, без чего невозможен воспитательный процесс. Однако общение со школьниками не может ограничиваться стенами школы. В Павлышской средней школе стали традиционными походы, наблюдение за восходом и заходом солнца, чтение стихов и составление рассказов у костра, слушание музыки поля, леса, реки, воздух. По мнению Сухомлинского, учитель должен в совершенстве владеть умениями в той или иной трудовой деятельности, быть мастером своего дела, иметь какую-нибудь трудовую страсть. В искреннем общении ученика и учителя происходит сложный процесс воспитания совершенной личности, будущего гражданина своей страны, полезного человека для общества.
В.А. Сухомлинский является продолжателем социально-педагогического учения А.с.макаренко о коллективе. Одна из первых его книг называлась “Воспитание коллективизма у школьников”.
Сухомлинский считал, что детский коллектив создается постепенно, шаг за шагом и рассматривает его как очень сложную единство нескольких краеугольных камней: идейной, интеллектуальной, эмоциональной, организационной общности. Стойкость, прочность одного краеугольного камня зависит от прочности, устойчивости всех других.
Новым для педагогики является положение Сухомлинского о гармонию интересов личности и коллектива. Выдающийся педагог выступал против подчинения отдельной личности коллектива, исключал любые формы конформизма: “как все, так и я”, “коллектив всегда прав” и др. Коллектив, по его мнению, становится действующим силой только тогда, когда человек вкладывает силы своей души в другую человека, беспокоится о ней. Одно из найжиттєдайніших источников воспитательной силы коллектива заключается в том, чтобы воспитанник старался быть хорошим, чтобы о нем хорошо думали.
Сухомлинский обращает внимание на формирование гражданских качеств в коллективе, гражданское идеологическое богатство деятельности ребенка, взаимоотношения между детьми и другими нешкільними коллективами. Необходимо добиваться того, чтобы питомца уже в детстве беспокоило настоящее и будущее Отечества.
Одна из важнейших социально-педагогических проблем, которая беспокоила В.А. Сухомлинского, чем обусловлена девиантное поведение детей подростков и как ее предотвратить. Он изучил материалы следствия по 460 уголовным делам. В каждой семье, которая давала обществу правонарушителя или преступника, было нечто неладное. Во многих семьях существовала духовная нищета человеческих отношений, а в школах, в классных коллективах, где учились эти подростки, никто не интересовался, которые их интересы и потребности, в чем они находят радость бытия.
По мнению Сухомлинского, все зависит от воспитания в детстве. Если не учить ребенка вкладывать свои духовные силы в другого человека, она не научится понимать, чувствовать, оценивать саму себя, отдавая свои силы творению добра для другого человека; в годы отрочества такой воспитанник словно перестает замечать, что живет среди людей. Сухомлинский стремился к тому, чтобы отношения ребенка с другими людьми и дома, и в школе строились на обязательные и ответственности. Осмысление и переживание воспитанником своего долга перед матерью, отцом, учителем - именно с этого должно начинаться познания ребенком мира человека.
Во-вторых, надо учить создавать и беречь красоту во всех ее многогранных проявлениях. Чем больше в человеке сил и возможностей для активной деятельности, тем более важную роль в формировании ее моральной сущности играет создание красоты, сердечная забота о красоте, особенно в человеческих взаимоотношениях, в служении высоким идеалам.
В-третьих, необходимо добиться, чтобы основой человеческого достоинства были гражданские мысли, чувства, тревоги и гражданская ответственность.
По-четвертых, важным является культивирование и развитие сочувствия и сострадания ко всему живому, развитие сердечной чувствительности к прекрасному и, конечно, культивирование жалости к человеку.
По-пятое, необходимо развивать высокую интеллектуальную культуру. Сухомлинский твердо убежден, что одной из главных причин духовной примитивности, эмоциональной нищеты, моральной неустойчивости отдельных людей в годы отрочества и ранней юности является ограниченность, низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворения своих духовных потребностей в книге.
Нелегкие размышления над острыми социально-педагогическими проблемами на тридцать четвертом году педагогической работы позволили Сухомлинському сделать вывод: сложность воспитания в подростковом возрасте заключается в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, чувствовать саму себя как часть коллектива, общества, народа. Василий Александрович задумывался, что значит плохое влияние на питомца. По его мнению, главным в воспитательной работе является не то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а сделать их невосприимчивыми к чему немудрого, аморального. Именно в этом мастерство и искусство воспитания.
Сухомлинский считает, что очень важным является формирование общественных инстинктов у ребенка, того, что мы называем голосом совести. Гражданские мысли, гражданские убеждения, труд это и есть та сфера духовной жизни в годы отрочества, которая становится основой благородной, чувствительной и требовательной к себе совести.
Сухомлинский как социальный педагог обнаруживает себя в освещении проблем семейного воспитания.
Исходя из того, что семья это кирпичик большого сооружения, что называется обществом и от ее прочности зависит мощь государства, семейному воспитанию Сухомлинский отводил особое место в своем творчестве, при этом отмечая, что оно должно быть одновременно и гражданским. Ведь не только для себя лелеют ребенка родители, они воспитывают ее для общества: “В семье тончайшими доторканнями отца и матери к детского сердца и ума пишется самая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая потому что она доступна каждому отцу, каждой матери страница книги, которую мы все называем общественным воспитанием. Общество это огромный дом, построенный из маленьких кирпичиков - семей. Крепкие кирпича крепкий дом, хрупкие кирпичи - о, это опасно для общества явление; ему приходится лечить себя. А хрупкость эта заключается чаще всего в безответственности. Если у вас нет ребенка вы просто человек. А если у вас есть ребенок - вы три, четыре, тысячу раз человек, эту мысль мы стараемся красной нитью провести через всю воспитательную работу с родителями. Давая жизнь новому человеку, будто вы вписываете свое имя в летопись своего народа (11, 581-582).
По мнению В.а.сухомлинского, чувство ответственности и общественного долга за будущее своих детей предотвращает таком разновидности неразумной родительской любви, как любовь подкупа. Ведь есть отцы и матери, которые искренне убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Величиной материальных затрат они измеряют глубину родительской любви. Василий Александрович считал, что морально-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям далеко не всегда результат низкого уровня образования отца, а результат взгляда на воспитание детей как на нечто совершенно уединенное, отграниченное каменной стеной от общественных обязанностей (15, 163).
Две важные социально-педагогические проблемы оптимизация отношений личности и социума и социализация в семье не только тесно связаны между собой, а только их сочетание обеспечивает успех семейного воспитания: “Нередко мы бываем свидетелями парадоксальному на первый взгляд, факта: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в .дітях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так бывает так, что ребенок знает только радости потребления. А они не могут сами собой развить нравственное чувство. Оно возникает только тогда, когда мы прилучаємо детей к вашей радости человеческой радости созидания добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому действительно человеческое переживание является силой, которая облагораживает юное сердце.
Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что она живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость жить для людей” (13, 219).
По мнению В.сухомлинского, настоящее гражданское воспитание начинается там, где идея и личный труд пот, мозоли, сливаясь воедино, творят то, о чем народ говорит: у человека есть святое за душой (16, 313).
Василий Александрович считал, что родителям очень необходима педагогическая культура. С этой целью в Павлышской средней школе была создана родительская школа. Важнейшая задача родителей заключалось в воспитании их детей гражданских качеств, им советовали, как закладывать гражданские зерна, как формировать гражданскую сознательность.
Исследования творческого наследия Сухомлинского показывает целесообразность подготовки юношей и девушек к семейной жизни. Новизна взглядов Василия Александровича заключается в том, что, по его мнению, к материнского и отцовского долга человека надо готовить ли не с колыбели.
В.сухомлинский считал такую подготовку эффективной, если семейная жизнь будет рассматриваться в тесной связи и единством со всей жизнедеятельностью человека, прежде всего с гражданским жизнью. Вместе с тем он предостерегал родителей, педагогов от наивной веры в то, что педагогические школы, специальные этические курсы для школьников решат все задачи подготовки к семейной жизни и воспитания детей. Но без таких знаний воспитательный процесс не может быть полноценным.
Существуют суждения, что педагогика Сухомлинского несколько опередила свое время. Ее отличал определенный романтизм и завышенные ожидания. Однако она стала закономерной и серьезным противодействием официальной педагогике, которая долгое время не замечала ни Сухомлинского, ни других учителей-новаторов.
Опередили время и социально-педагогические идеи В.А. Сухомлинского. Создана в независимом Украинском государстве социальная педагогика опирается на его взгляды о гражданское воспитание, гармонию отношений личности и социальной среды, профилактику девиантного поведения подростков, роль семьи в социализации ребенка и др.

Литература
1. Ващенко Г. Воспитательный идеал. Полтава: Ред. газ. “Полтавский вестник”, 1994. - 191 с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова. - 2 е изд., перераб. и дололн. - М.: ТЦ “Сфера”, 2001. - 512с.
3. История социальной педагогики: Хрестоматия: учеб. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. М.А.Галагузовой. - М.: Gumanit. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 544 с.
4. Кравец В.ІІ. Зарубежная школа и педагогика ХХ ст. - Тернополь, 1996. - 290 с.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей. - К.: Советская школа, 1980. - 327с.
6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / / А.С.Макаренко. Сочинения в семи томах. - Т.5. - К.: Советская школа, 1954. - С.7-93.
7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / / Там же. - С. 97-205.
8. Мешко О.И., Янкович О.И., Мешко Г.М. Краткое изложение курса “История зарубежной школы и педагогики”: Учебно-методическое пособие. - Тернополь: ТДПУ, 1998. - 82с.
9. Мешко О.И., Янкович О.И., Мешко Г.М. Краткое изложение курса “История украинской школы и педагогики”: Учебно-методическое пособие. - Тернополь: ТДПУ, 1998. - 95с.
10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - К.: Советская школа, 1978. - 263с.
11. Сухомлинский В.А. Мы продолжаем себя в детях / / Избранные произведения в 5 т. - К.: Советская школа, 1977. - Т.5. - С. 578-584.
12. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина//Там же. -Т.3. - С.283-582.
13. Сухомлинский В.А. Рождения добра //Там же. - Т. 5. - С.217-223.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / / Там же. - Т. 3. - С.7-279.
15. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - К.: Советская школа, 1988. - 304с.
16. Сухомлинский В.А. Кусок хлеба / / Избранные произведения в 5 т. - К.: Советская школа, 1977. - Т.5. - С. 308-316.
17. Янкович А.И. Проблемы социально-педагогической работы с семьей в творчестве В.сухомлинского / / Научные записки ТДПУ. Серия: Педагогика. - 2002. №5. - С.89-92.



Назад