Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Завершение формирования украинской советской системы социальной защиты в 30-е годы


В 30-е годы основной задачей социального обеспечения называлась работа по трудоустройству и обучению инвалидов; обеспечение семей красноармейцев, обеспечения пенсиями инвалидов войны, семей, члены которых погибли на войне, нетрудоспособных; организация касс взаимопомощи в колхозах; оказание помощи слепым и глухим; содействия кооперативам инвалидов. В этот период получили развитие различные кооперативы и общественные организации людей с ограниченными физическими возможностями: общество слепых, объединения глухонемых. Эти общественные организации занимались созданием артелей и кооперативов, решая таким образом вопрос привлечения инвалидов к труду. Они способствовали проведению государственными органами мероприятий лечебного характера, протезирование, обучение, переобучение и направление на работу. Упомянутые организации пользовались целым рядом льгот при налогообложении, аренде помещений, медико-санитарном обслуживании, квартплате и т.п. В 1931 году при Народном Комиссариате социального обеспечения была создана специальная Совет по трудоустройству инвалидов. Решением правительства за ними на промышленных предприятиях бронювалось 2% общего количества рабочих мест.
В сфере благосостояния народа главное внимание было сосредоточено прежде всего на повышении оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников. Определенной надбавкой к реальных доходов трудящихся были общественные фонды потребления - расходы на выплаты пенсий, стипендий, оплаты отпусков, различные виды социальных пособий, на содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры.
Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельного вида социального обеспечения происходило в 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости было установлено постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности. Пенсионный возраст был определен для мужчин - 60, для женщин - 55 лет. Необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый и для мужчин, и женщин - не менее 25 лет. В 1929 г. ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление о введении пенсионного обеспечения также для работников таких ведущих отраслей промышленности, как горная, энергетическая, металлургическая, железнодорожный и водный транспорт. Принятые в 1928-1932 гг. законодательные акты стали основой для дальнейшей разработки законодательства относительно пенсионного обеспечения по старости в последующие годы.
В 1937 году вышло новое положение о Народный комиссариат социального обеспечения, согласно которому круг задач НКИД расширялось. Оно охватило государственное обеспечение инвалидов труда и других категорий; организацию материально-бытового, культурного, лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного обслуживания; руководство деятельностью учреждений социального обеспечения, работой врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК), подготовкой кадров работников социального обеспечения; утверждение законов по социальному обеспечению. Под контролем НКИД в этот период находилась Совет кооперации инвалидов, Союз касс взаимного страхования и взаимопомощи кооперации инвалидов, Общество слепых, Общество глухонемых.
Говоря о системе социальной помощи населению в довоенный период, нельзя обойти вниманием исторические события, которые в истории Украины называют черными. Это, в частности, раскулачивание, которое достигло апогея в 1929-1930 гг. Еще большие социальные, психологические, демографические последствия для Украины имел голодомор 1932-1933 гг.
Большинство исследователей социальной работы придерживаются мнения, что в этот период большой ошибкой была попытка власти замкнуть всю деятельность по социальной помощи и социального обеспечения исключительно в государстве, свернув работу общественных, благотворительных организаций и частных лиц. Осуществление политики социального обеспечения только на основе госбюджетных средств под силу экономически развитым, богатым странам. В ситуации перехода к новому общественно-экономического строя отказ от участия в делах помощи широких кругов общественности означала ограничение возможности предоставления социальной помощи населению страны. Отрицательной стороной социальной политики 20-30-х гг. признается и практика решения социальных проблем одних категорий людей за счет прав и свобод других, в частности, верующих. Многие служители церкви оказались изгнанными из своих церквей и остались без средств к существованию. По инструкции власти принять их на работу можно было лишь при условии отречения от веры. Не получила одобрительной оценки сегодня и система внеэкономического принуждения людей к труду, особенно, осужденных. В начале 1927 года работоспособный контингент лагерей НКВД составлял 2 млн. человек. Среди них - несколько сотен тысяч людей с проблемами физического здоровья, которые были обречены на смерть.



Назад