Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Социальная помощь в годы второй мировой войны и послевоенное время


С началом второй мировой войны вся жизнь и деятельность многомиллионного населения было переведено на ее основы. Экстремальная ситуация требовала экстраординарных мер. Это касалось как эвакуации, так и мобилизации рабочей силы и распределения материальных ресурсов, в том числе продовольственных. В тыловые районы страны эвакуировались промышленные предприятия, квалифицированные специалисты, деятели науки и культуры, Всего в города и села Российской Федерации, Казахстана, республик Средней Азии было переселено 3,5 млн.. украинского населения (5, 104). Украинское советское правительство также находился в эвакуации и разместился в Уфе.
Таким образом, осуществлялась огромная работа по перемещению и обслуживания эвакуированного гражданского населения. Эвакуированным и беженцам необходимо было предоставить временное жилье, организовать их питания, трудоустройства, выдачу товаров повседневного спроса, выплату пособий и пенсий. Осуществлялось квартировлаштування эвакуированного населения в местных семьях, с ними делились пищей и одеждой. Особое щиросердя проявила общественность, преимущественно женщины, относительно устройства украинских семей, которые десятками тысяч были эвакуированы в Средней Азии.
Военные и политические события повлекли за собой появление значительного числа беженцев. Уже в 1939-1940 гг. из Галичины в Польше перешло 20-30 тыс. Украинских политических беженцев. Центром их деятельности стал Краков. После оккупации Польши немцами для удовлетворения потребностей украинского народа в Генеральном губернаторстві, созданном на ее территории, возникли десятки комитетов самопомощи, в состав которых входили преимущественно члены или сторонники ОУН, бежавших из Галичины. Весной 1940 г. эти комитеты образовали в Кракове координационный орган под названием Украинский Центральный Комитет, выбрав его председателем известного географа Владимира Кубийовича. “УКЦ представлял собой украинский заведение социального обеспечения, обязанности которого заключались в надзоре за больными, пожилыми людьми, беспризорными детьми, в организации общественной службы здравоохранения, образования, в помощи военнопленным и в представительстве интересов украинских рабочих, которые отправлялись в Германию” (5, 104). После нападения немцев на СССР и включения Галичина в состав Генерального губернаторства УЦК распространил деятельность и на Галичину.
Особое значение в этот период имела деятельность, развернутая с помощью Красного Креста Украины. Жизни сотен тысяч раненых воинов были спасены благодаря переливанию крови, которую сдавали доноры в тылу и на фронте. Общество Красного Креста Украины подготовило и направило на фронт тысячи медицинских сестер, санінструкторів и сандружинниц. Они были рядом с бойцами, принимали участие в подполье, работали в санитарных поездах. Активисты Красного Креста принимали непосредственное участие в оказании помощи раненым и больным воинам на полях сражений, при их транспортировке в тыл, в госпиталях, а также в оказании помощи населению, пострадавшему от налетов вражеской авиации и военных действий.
В 1945 г. в Красном кресте была организована специальная служба розыска, которая занималась выяснением судьбы военнослужащих и гражданских лиц, которые пропали без вести, поиском информации, которая бы подтверждала причиненные им убытки во время Второй мировой войны (что дает право на получение различного рода компенсаций).
С началом войны 1941-1945 гг. вышла ряд указов относительно социального обеспечения семей фронтовиков. Первый из них датирован уже 26 июня 1941 года (на четвертый день после начала войны), он регламентировал порядок выплаты денежной помощи семьям фронтовиков. Указом 1942 г. внесены некоторые уточнения в этот порядок. В 1943 г. принято постановление Советов наркома СССР “О льготах для семей военнослужащих, которые погибли и пропали без вести на фронтах Отечественной войны”.
Еще один комплекс тогдашних проблем - социальная помощь и социальная реабилитация раненых. Миллионные потоки раненых требовали экстренных мер не только по их эвакуации, но и по реабилитации. Осенью 1941 г. были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. В 1942 г. Государственным комитетом обороны организовано дома для инвалидов Великой Отечественной войны (позже преобразованы в трудовые интернаты). В них искалеченные солдаты готовились к дальнейшей трудовой деятельности, получали трудовые профессии, проходили переподготовку.
Новые черты и масштабы приобрели в настоящее время и проблемы охраны детства и попечительства сиротами. Задача состояла и в эвакуации воспитанников детских домов в глубь страны и в відкритгі новых заведений. На 14 декабря 1941 г. было эвакуировано 664 детские дома с 7887 воспитанниками. В постановлении СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" предусматривалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа (2, 43).
Следует отметить, что на период, который здесь рассматривается, приходится третий голодомор в Украине, проведенный московской большевистской властью 1946 -1947 гг. На этот раз было виморено голодом даже по официальным данным около 800 тыс. человек в Украине, а по оценкам реальной картины примерно 1,5 млн. человек. Голодомор опять же было проведено тайно от советской и мировой общественности, поэтому какой правительственной или общественной деятельности по помощи голодающим, спасения хотя бы умирающих детей не производилось, так как наличие голода официально не признавалась (2, 43).
В 1949 г. НКСЗ переименовано в Министерство социального обеспечения, а с конца 50-х годов начался новый этап развития социального обеспечения в СССР. В 1956 г. Верховный Совет СССР принял Закон о государственных пенсиях, по которым не только расширился круг лиц, которым предоставляется пенсия, но и в самостоятельную отрасль выделилось законодательство о социальном обеспечении. Им положено начало общему государственному пенсионному обеспечению работающих, которое было завершено принятием 1964 г. Закона о пенсии и денежную помощь членам колхозов (ранее они были лишены этого). Размер пенсий по старости для большинства колхозников был очень далек от прожиточного минимума.
В 1961 г. изменилось положение о Министерстве социального обеспечения, в результате чего его функции значительно расширились по сравнению с положением 1937 г. На Министерство возложено выполнение следующих функций: выплата пенсий; организация врачебно-трудовой экспертизы; трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; оказание протезно-ортопедической помощи.
Важнейшей сферой деятельности социального обслуживания населения было материальное обеспечение, которое осуществлялось в трех основных направлениях: государственное социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет союзного, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространялось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций из Государственного бюджета.
На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание, хотя оно было совсем не одинакового качества для всех граждан. На уровне клиник Мероприятия медицинские услуги и средства получала бесплатно только партийная верхушка (так называемая "Кремлевская больница" и некоторые другие) и члены ее семьи. Разрядом ниже, но тоже высокого уровня услуги получали бесплатно партийные и государственные чиновники (со своими семьями) республиканского, областного и районного (городского) уровней. Кроме этого, каждый год они получали специальные средства на лечение (оздоровления), а также путевки (бесплатные) для себя и семьи в лучшие здравницы СССР. Рядовые граждане бесплатно получали кровать в больнице (по 5-10 больных в палате), скромное питание, недорогие лекарства и ординарное лечения. Дефицитные (обычно импортные) лекарства надо было "доставать" за деньги, платить за внимание к себе медперсонала, а также за операции квалифицированным врачам. Стоимость путевок на санаторное лечение почти полностью оплачивали профсоюза, но получить их мог далеко не каждый и далеко не всегда. Особенно низкой была качество медицинских услуг для сельского населения (самый низкий разряд).
В 70-х годах декларировались такие основные принципы социального обеспечения в СССР: всеобщность социального обеспечения; разнообразие видов обслуживания; обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств. Главным направлением деятельности Министерства социального обеспечения в начале 80-х годов становится социальное обеспечение не трудоустроенного населения.
Как и предсказывался многими мыслителями XX ст., большевистская модель политического, экономического и социального государственного устройства оказалась нежизнеспособной, неконкурентоспособной. Просуществовав более 70 лет только за счет принуждения, насилия, уничтожения десятков миллионов людей, она в конце концов развалилась. Утопичность идеологии, архаичность политической системы не дали возможности построить эффективную экономику. А неэффективная экономика не в состоянии обеспечить высокий уровень социальной защиты и социальной помощи всем, кто в них нуждается. Именно поэтому капиталистические страны Запада намного опередили "Страну Советов" по уровню технологического и экономического развития, а также по уровню жизни и социальной защиты населения.
Несмотря на задекларированные государственные гарантии помощи и поддержки социально незащищенных слоев населения, уровень социальной помощи во многих случаях (особенно колхозникам, инвалидам, многодетным семьям, сиротам) оставался чисто символическим. "Контрреволюционеры", "враги народа", бывшие подпольщики ОУН вояки УПА, диссиденты лишались помощи вообще. И хоть массового голода в СССР после 1947 г. уже не возникало, значительная часть населения жила в нищете, постоянно находясь в полуголодном состоянии, не получая должной медицинской помощи, помощи в получении желаемого образования детьми.

Литература
1. Ващенко Г. Педагогическая наука в СССР. Янычар Макаренко - крупнейший советский педагог //Родная школа. - 1999. - №4. - С. 70-80.
2. Горелый А.Г. История социальной работы в Украине (конспект лекций). - Тернополь: ТАНГ, 2001. - 68 с.
3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый дом «Маркетинг», 2001. - 344 с.
4. Надточий Бы. Пенсионное страхование в Украине: исторический аспект //Социальная защита. - 2000. - №3. - С. 54 - 58.
5. Попович Г.М. Социальная работа в Украине и за рубежом: Учебно-методическое пособие. - Ужгород: Гражда, 2000. - 143 с.
6. Социальная работа в Украине: первые шаги /Под ред. В.Полтавця. - К.: Издательский дом “КМ Academia”, 2000. - 236 с.
7. Социальная работа: теория, опыт, перспективы: Материалы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции /Под ред. І.В.Козубовської, І.І.Миговича. - Киев, 1999. - Ч. II. - 368 с.
8. Субтельный О. Украина: история /Пер. с англ. - 3-является вид., перераб. и доп. - К.: Лыбидь, 1993. - 720 с.
9. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 246 с.



Назад