Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

1. Развитие социальной работы в независимом Украинском государстве.


Социальная работа в Украине имеет свои особенности, обусловленные как историческим развитием, так и влиянием современных мировых тенденций. Необходимо отметить, что социальная работа в нашем государстве осуществляется в условиях острого экономического кризиса. Как свидетельствует исторический опыт, потребность в комплексной социальной работе особенно возрастает в кризисные периоды, когда ухудшается судьба миллионов людей. Собственно такое положение сложилось в нашей стране в 90-х годах и, к сожалению, продолжает оставаться поныне. Кризис в Украине приобрела системный, затяжного характера. Темпы падения внутреннего валового продукта в нашей стране составили в 1990 г. 4%, в 1991 г. 8.7%, в 1992 9.9%, в 1993 14.2%, в 1994 28%, в 1995 11.8%, в 1996 10%. Как подчеркивают украинские ученые М.Лукашевич и И. Минич „Наше общество оказалось перед угрозой полной необратимой потере основных производственных фондов основы жизнедеятельности и независимости государства. Параметры кризиса в Украине, по выводам ученых, превысили их уровень в США 30-х годов или в латиноамериканских странах 80-х годов. Сейчас у нас более 80% населения проживает за чертой бедности. Для структурной перестройки народного хозяйства нужно, по крайне заниженным правительством сроками, до 20 лет и 130 млрд. американских долларов” Согласно оценок разработчика моделей экономики восточноевропейских стран Дж.Сакса, такая перестройка займет от 40 до 120 лет. [Социальная работа: учебное пособие//Социальная работа. Книга II. - К.: ДЦССМ, 2002. С.11]
Моральное здоровье украинского общества значительно ухудшает углубление социального неравенства, криминальный передел народного добра. Исследователи считают, что граница реального коэффициента (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% беднейшего населения), после которого общество не может считаться социально стабильным, равна 10:1. В Украине данный коэффициент сегодня составляет 50:1, то есть в пять раз превышает критический уровень. По оценкам экспертов, минимум 1.5% населения страны имеют ежемесячный доход не ниже 4000 долларов. А 500 гражданам, согласно данным службы “Социс-Геллап”, на которые ссылается Институт стратегических исследований НАН Украины, принадлежит 18 млрд. долларов. Другими словами, совокупный капитал 0.001% населения Украины равна половине валового внутреннего продукта 1995 г.[Социальные интересы в системе национальной безопасности Украины. - К., 1996. - С. 38 - 39, 40-54].
Такой разрыв в доходах богатых и бедных возник очень быстро, всего за 4 5 лет. В развитых капиталистических странах он формировался десятилетиями и веками. Современном же украинском социума некогда было привыкнуть к вопиющей социальной поляризации. Наш житель, в отличие от западного, не имеет опыта жизни в условиях криминализации общества, исторически он привык к более-менее равномерного распределения общественного продукта, и, как и раньше, рассчитывает на социальную поддержку государства. Трудно не согласиться с мнением о том, что человек, личность, как главный субъект и первооснова социального развития и социальной политики, должна сама реализовать свой собственный потенциал, выбрав для этого наиболее адекватные ее сущности естественные пути и способы самореализации. Однако государство не может бросать на произвол судьбы миллионы внезапно обнищавших и немощных граждан; наоборот, ее функция социальной защиты в период стагнации должна расти.
Сегодня в условиях сложной экономической ситуации, когда количество нуждающихся увеличивается, а экономические возможности государства уменьшаются, актуальной проблемой является формирование грамотной социальной политики государством.
Государство через политику берет на себя важнейшие функции по обеспечению прав человека в социальной сфере. Суть этой политики такова: предотвращение дальнейшего ухудшения жизни народа; эффективная занятость и ограничения чрезмерного роста безработицы; создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения, условий жизни различных слоев и групп людей.
Учитывая мировой опыт, единственным перспективным путем социальной политики является отказ от обобщенного принципа социальной защиты. Необходимо стимулировать инициативу активного населения и развивать целенаправленную помощь.
Среди важных проблем социальной политики - отсутствие четких представлений о модель социальной защиты (в мировой практике существуют либеральная и социально-демократическая или патерналистская), приоритет ценностей в общественном сознании. Пока что сохраняется старый социалистический принцип равенства конечных результатов. Многолетний опыт обеспечения льгот властью побуждает население занимать потребительскую позицию, когда во всем граждане возлагаются на государство. Созданные для их поддержки социальные программы часто не имеют финансового обеспечения и эффективных механизмов реализации. Чтобы ликвидировать эти недостатки, обсуждаются возможности введения государственных заказов (контрактов), договоров о совместной деятельности, долевое субсидирования, льготное кредитование, проведение тендеров, привлечение неправительственных и коммерческих организаций. Таким образом, актуальной задачей на современном этапе является перевод государственной системы социальной защиты на рыночные принципы, привлечение граждан, работодателей к расходам на социальную защиту, ограничение круга государственной поддержки только теми категориями людей, которые через отсутствие работы, преклонный возраст, многодетность или недостатка здоровья не в состоянии обеспечить себя самостоятельно.
Организационная структура современной социальной политики включает следующие компоненты:
1) сферу труда и заработной платы;
2) социальная защита населения;
3) социальное обеспечение;
4) социальную работу.
Практическим механизмом реализации социальной политики является социальная работа, которая в начале 90-х гг. ХХ ст.. в независимом Украинском государстве приобрела статус профессиональной деятельности. Первоочередными мероприятиями по формированию стратегии социальной работы является реформирование системы социальной помощи, развитие адресной помощи; социальная поддержка семьи, ветеранов войны и труда, женщин, детей и молодежи; социальная защита граждан, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы; обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в экономической, политической и социальных сферах жизнь общества, условий для реализации потенциальных возможностей инвалидов; социальная поддержка граждан, уволенных в запас или отставку с военной службы, службы в органах внутренних дел и членов их семей. Социальная работа имеет место и при обеспечении развития рынка труда и занятости, предупреждении и ликвидации причин социального риска и т.п.
В литературе выделяется несколько подходов к классификации институтов социальной работы по различным критериям.
По критерию уровня деятельности, ее масштабам выделяют:
- международные организации (Международная организация труда, Детский фонд ООН и др.), деятельность которых распространяется на международный пространство;
- общегосударственные организации (Министерство труда и социальной политики, Государственный центр социальных служб для молодежи и др.);
- региональные организации (территориальный центр социальной помощи, районный отдел занятости населения и др.).
По критерию организационных уровней деятельности социальных институтов социальной работы выделяют:
      1-й уровень: создание политики и планирования, очерчивает рамки, в которых существуют службы (Верховный Совет и местные советы, Администрация Президента, Кабинет Министров);
      2-й уровень: обеспеченность всесторонности и широкого территориального охвата механизмов для организации и формирования служб (министерства и ведомства);
      3-й уровень: системы образования, управления этой системой, обработки круга проблем (Государственный центр занятости населения, Государственный центр социальных служб для молодежи);
      4-й уровень: разрешение проблемы как отдельной ситуации (работают профессионалы с клиентами: врачи, социальные работники в соответствующих учреждениях и службах);
      5-й уровень: разрешение проблемы как требования (информационные, консультативные службы, отделы, которые определяют суть проблемы и направляют клиентов к соответствующим специалистам).
По критерию ведомственной подчиненности социальных служб и учреждений структура социальных відомст в Украине представлена в схеме 1.

Схема 1
СЕТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ВЕДОМСТВ В УКРАИНЕ

      Министерство труда и социальной политики:
- Государственная служба занятости (сеть центров занятости).
- Сеть областных и городских управлений и районных отделов социальной защиты.
- Территориальные центры обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан:
- отделение социальной помощи;
- детские дома-интернаты;
- дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- специальные дома-интернаты;
- психоневрологические интернаты;
- пансионаты для ветеранов;
- протезно-ортопедические заводы;
- учреждения специального образования.
      Министерство здравоохранения:
- Учреждения здравоохранения (больничных и амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой помощи, санаторно-курортные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения).
- Высшие и средние специальные медицинские учреждения образования.
      Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма:
- Украинский государственный центр социальных служб для молодежи (УДЦССМ), областные, городские и районные центры социальных служб для молодежи.
      Министерство образования и науки:
- Дошкольные учреждения.
- Средние учебные заведения
- Детские оздоровительные лагеря.
- Школы-интернаты для детей-сирот.
- Специализированные школы-интернаты для детей с различными видами заболеваний и детей, имеющих трудности в обучении).
- Профессионально-технические учреждения образования.
- Высшие учебные заведения разных уровней аккредитации.
      Министерство внутренних дел:
- Воспитательно-трудовые колонии.
- Специализированные приемники-распределители для несовершеннолетних.
      Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Анализируя деятельность органов социальной работы в Украине, следует отметить, что они являются важным звеном в системе социального управления обществом. Они развиваются в неразрывной связи с политическими, экономическими, социальными процессами. Сейчас дело социальной защиты в Украине находится в стадии становления и развития, ведутся поиски ее оптимальной структуры, основных функций, ведущих направлений деятельности на различных уровнях. Назначение этой работы заключается в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь социально уязвимых групп населения или отдельных граждан.
Составной частью общей системы защиты есть учреждения, которые им непосредственно занимаются. Органы социальной работы имеют целью осуществления политики государства, общественных структур, обеспечение людей потенциальными жизненными благами, содействие нормализации социально-психологических отношений между ними, развитие самостоятельности в управлении. Фактически все организационные структуры общества в широком смысле занимаются проблемами социальной работы. Однако в более узком - она осуществляется специализированными органами, учреждениями, ведомствами, которые непосредственно причастны к условий труда, быта, досуга, охраны здоровья, безопасности и др.
Организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивое, упорядоченный связь и взаимодействие органов социальной работы и его субъектов, обеспечивающих общие условия нормального осуществления и рациональной организации системы помощи и поддержки групп и лиц, которые оказались в состоянии социального риска в соответствии с их интересов, потребностей, возможностей. Объективной необходимостью создания этой структуры является то, что она вытекает из самой потенции социального действия индивидов и выступает способом разрешения социальных противоречий в общественных отношениях. Спонтанность в этом плане способна вызвать хаос, социально-политическую нестабильность. Поэтому главным назначением структурных органов социальной защиты как по вертикали, так и по горизонтали является поддержка полноценного существования индивида через систему функционирования органов управления, которая предусматривает профессиональную компетентность ее сотрудников. Эта система должна быть эффективной, динамичной, гибкой, т.е. оперативно перестроить свои структурные подразделения для наилучшего обеспечения населения, конечно, в контексте экономического, социально-политического и духовного развития общества.
До 1 января 1991 г. ведущим звеном в этой системе было Министерство социального обеспечения. Основные его функции заключались в начислении и подготовке документов на выплату пенсий, частичном решении проблем инвалидов и некоторых других вопросов. В течение 1989-1990 гг. для материального обеспечения выплаты пенсий был создан Пенсионный фонд Украины. С целью лучшего социального обеспечения инвалидов создана специальная структура - Фонд социальной защиты инвалидов. Для министерства главной задачей стала разработка социальной политики в отношении наиболее незащищенных слоев населения. Это отражено и в новой его названии - Министерство труда и социальной защиты.
Переименование органов социального обеспечения с ударением на социальной защите - не формальное дело. Этим подчеркивается переориентация в деятельности этих органов на поддержку тех, кто в этом нуждается (слабых, немощных). Все остальные должны сами заботиться о себе. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты обслуживает около 80% населения Украины.
В аппарате управления министерства определены важные функциональные обязанности органов социальной работы:
- пенсионное обслуживание и обеспечение субсидиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;
- подготовка законодательных проектов по социальной защите населения;
- социальная помощь семье и детям; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; подготовка и переподготовка кадров.
Ряд функций социальной защиты выполняет это министерство через свою Государственную службу занятости населения, а также Государственный Комитет молодежи и семейной политики, Министерство образования и науки, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и другие центральные органы управления.
Таким образом, система социальной защиты в настоящее время в Украине находится в стадии изменения, обновления, реорганизации, что обусловлено социально-политическими и экономическими процессами трансформации общества. Одна из проблем заключается в том, чтобы разграничить и согласовать деятельность законодательной и исполнительной власти, каждая из которых активно влияет на политику социальной защиты населения. Институты государственной власти структурно делятся на три ветви: законодательную власть (Верховная рада, органы регионального и местного самоуправления); исполнительную (Президент, Правительство Украины с соответствующими институтами управления, государственными учреждениями); судебную, которая тоже имеет свои структуры. На политику государства, настроения и поведение людей активно влияют средства массовой информации.
В стране формируется правовая база социальной защиты населения. Приняты и действуют следующие законы: “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине”, “О пенсионном обеспечении”, “О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты”, “О государственной помощи семьям с детьми”, “О черте малообеспеченности”, “О статусе и социальной защите населения, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы”, “Об основах социальной защищенности инвалидов”, “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине” и др. Разработаны и осуществляются Государственная программа занятости населения, Национальная программа общественных работ, Целевая государственная программа занятости молодежи, Комплексная программа решения проблем инвалидности, Национальная программа “Дети Украины” и т. д. Приняты законы, указы Президента, постановления Кабинета Министров Украины об оплате труда, государственную помощь, компенсации, субсидии, льготы и другую поддержку социально уязвимых слоев и групп людей.
Формируется также новая организационная структура реализации социальной политики. Так, в Верховной Раде Украины действуют комиссии по труду, социальным вопросам, по делам чернобыльцев, молодежной политики. В ряде комиссий является подкомиссии, занимающихся законодательной деятельностью в отношении образования, семьи, женщин и материнства, других вопросов социального развития страны. При Президенте Украины создана Комиссия по вопросам социальной защиты населения, Комитет по делам женщин, материнства и детства; при Кабинете Министров Украины - Совет по делам инвалидов. Летом 1994 г. учрежден Фонд социальной защиты населения Украины.
Центральные органы через законодательную инициативу, бюджетную и кадровую политику, систему контроля и другими средствами и способами влияют на все звенья системы социальной защиты населения - управление труда и социальной защиты областных, городских и районных государственных администраций, трудовые коллективы.
Подчеркивая ведущую роль государственной системы социальной работы в Украине, следует отметить, что в последние годы она переживает период больших перемен. И, пожалуй, важнейшая из них - это возникновение большого количества различных негосударственных организаций, рост их активности и влияния во всех сферах жизни общества.
Можно выделить ряд причин, которые обусловливают процесс развития негосударственных организаций в социальной сфере Украины:
• кризис тоталитарного государства и системы социальной защиты;
• рост недоверия к существующих государственных учреждений и заведений;
• невозможность выполнения государством взятых на себя обязательств в сфере социальной защиты;
• стремление людей реализовать свои интересы и удовлетворить имеющиеся потребности; попытки найти других людей, имеющих аналогичные проблемы.
- Нередко ориентиром относительно структуры создаваемых негосударственных организаций в Украине служат направления деятельности подобных структур за рубежом.
Структура таких организаций в Украине не повторяет полностью иностранные образцы, имеет свою специфику. Представление о ней предоставляют данные справочника Творческого центра “Каунтерпарт”. Основными миссиями негосударственных организаций в социальной сфере являются: защита интересов и их лоббирование - 2,9%; работа с молодежью 5,4%; работа с женщинами 3,0%; защита интересов и работа с ветеранами 3,4%; проведение социологических исследований 0,6%; реабилитация, здравоохранение 6,8%; решение проблем инвалидов 7,8%; решение проблем семьи, детей, сирот 7,6%; помощь пожилым людям, пенсионерам 2,8%; решения проблем Чернобыльской аварии 2,0%; милосердие - 1,8%. В целом негосударственные организации ориентированы на социальную работу, составляют в Украине 44,1%.
Характерно, что в решении острых социальных проблем, которые сейчас стоят перед украинским обществом, все большее значение, наряду с совершенствованием государственной системы защиты населения, приобретает возрождение развития благотворительной деятельности различных организаций и учреждений, специализированных общественных объединений и частных лиц.
Таким образом, субъектами социальной и социально-педагогической деятельности в Украине в начале нового тысячелетия являются специалисты и волонтеры всех трех секторов общества: государственного, коммерческого и общественного, в функционировании и развитии которых есть немало проблем, одной из которых является проблема их гармоничного взаимодействия.
Система практической социальной и социально-педагогической работы в Украине уже приобрела новые очертания. Она опирается на новые правовые основы, на кадровый потенциал профессионально подготовленных специалистов, новую социальную политику государства, на структуру нового гражданского общества, которое возникло и продолжает укрепляться.
В Украине, принимая во внимание экономический, политический и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является объединение всех форм и направлений как профессиональной. так и непрофессиональной социально-педагогической деятельности в единую систему, способную к гибких и эффективных изменений в интересах людей.
Кроме объектов и субъектов к структуры социальной работы принадлежит и социальная ситуация. Именно она, очерчивая конкретное состояние проблемы у конкретного клиента социальной работы, ориентирует, на что должна быть направлена социальная помощь в данном случае. Следовательно, социальная ситуация клиента является предметом социальной работы, непосредственным полем приложения усилий социального работника.
Ведущим государственным органом по этим вопросам является Министерство труда и социальной защиты населения, уровень компетенции которого определяется Верховной Радой, Президентом и Кабинетом Министров Украины. Функции и задачи этого министерства определены Положением, которое утверждается Правительством, они разнообразны и выполняются во всех отраслях системы социальной защиты. В частности, это министерство разрабатывает положения по основам государственной политики для тех, кто нуждается в помощи; анализирует и прогнозирует уровне жизни различных категорий населения; готовит рекомендации для целевых и региональных программ; обеспечивает разработку нормативов, необходимых для функционирования системы социальной защиты и т. д.
Для регионального (местного) уровня основные функции регламентированы вышеуказанными органами и предусматривают определенную свободу своей компетенции с учетом специфики и возможностей территорий. На них государством возложена решения производственно-экономических проблем для обеспечения социальных задач; планово-управленческую деятельность, в соответствии с которой осуществляется гибкая политика административных и самоуправляющихся форм руководства отраслью; финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, выполнение региональных программ и т. д.; создание благоприятных условий для проживания населения и др. Всего через различные управленческие органы (комитеты, отделы, секторы, фонды и т. д.), что имеют определенные уровне функциональных обязанностей, решаются проблемы социальной защищенности человека.
Важным субъектом и объектом государственной политики является трудовой коллектив. В нем осуществляются следующие функции: производственно-экономическая, политическая, управленческая, воспитательная, социальная. Суть последней заключается в совершенствовании материальных и культурных условий жизни людей, прогрессивном развитии социальной структуры коллектива, улучшении в нем внутренних отношений, создании благоприятного морально-психологического климата, участия в социальном обеспечении, развития здравоохранения, организации помощи в семейной жизни, досуга, соблюдении принципов социальной справедливости.
Социальная работа в Украине в течение последних десятилетий начала формироваться в трех основных значениях: как профессиональная деятельность, как отрасль научных знаний (наука) и как учебная дисциплина.
Социальная работа как наука осуществляет последовательное и тщательная проработка этих и других проблем в теоретическом и методологическом плане, является основой для их квалифицированного практического решения. Одновременно социальная работа как наука широко изучает практическую деятельность в этой области - в разных регионах, в условиях, среди различных слоев населения, соответствующих служб, с одной стороны, помогая ее корректировать, совершенствовать, отрабатывать оптимальные модели, а с другой - выявлять и исследовать новые проблемы, обогащаясь и развиваясь.
Так формируется и функционирует теория социальной работы - система взглядов и представлений относительно использования или объяснения социальных явлений, процессов, отношений, связанных с деятельностью соответствующих органов и служб социальной защиты и помощи населению. Иначе говоря, это высшая форма организации научного знания о наиболее существенные связи и отношения, возникающие под влиянием деятельности агентов (субъектов) социальной работы.
По содержанию эта наука социально-гуманитарная, по характеру - междисциплинарная, интегративная. Она сочетает в себе черты как общественных, так и естественных знаний (в частности, биологии, медицины), теоретически обобщает эмпирический материал, широко использует статистические и математические методы исследования. Поэтому в ней имеется большое разнообразие форм знания: эмпирические факты, события и их описание, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов, которые отличаются типом и степенью общности и много других. Они организуются в единую теорию благодаря фундаментальным основам - философским идеям и принципам, идеалам и нормативам, общим научным основам социальной работы.
Будь-яка учебная дисциплина является систематизированным изложением с учебной целью основ соответствующей науки. Это касается и социальной работы. Назначение курса по социальной работы заключается в том, чтобы студенты усвоили знания теории и методики этого вида профессиональной деятельности, овладели практическими навыками, умением ее проводить среди различных категорий граждан, которые нуждаются в социальной защите и поддержке, воспитали в себе высокие нравственные, гуманистические качества, необходимые специалистам этого профиля.
Следовательно, социальная работа как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет сложную интегральную природу. Свой творческий потенциал она реализует через многочисленные функции. Основными из них можно считать следующие: гносеологическую, организационно-воспитательную, регулятивной-профилактическую, информационно-коммуникативную, соціоінтеграційну, аналітико-прогностическую.
      Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция социальной работы заключается в том, что она, как и другие науки, дает новые знания о общественную жизнь и процессы в нем. Это касается прежде всего глубокого проникновения ней в социальную структуру, механизмы адаптации, ресоциализации, взаимодействия, конфликтов на личностном и мікросоціальному уровне и т.д. Теория и методика этой работы дополняют и обогащают социологические, педагогические, психологические и другие науки.
      Организационно-воспитательная функция социальной работы означает проявление гуманного отношения к человеку. Причем в условиях социальных потрясений, экономического кризиса эта работа направлена прежде всего на тех, кто оказался в наиболее трудном положении - безработные, пенсионеры, инвалиды, беженцы, бездомные, “трудные” подростки. Это включает создание центров социальных служб, расширение услуг, обобщение и распространение получило опыта, инновационную деятельность, связи с государственными и общественными организациями, органами местного самоуправления, создания ассоциаций и т. д.
      Регулятивной-профилактическая функция социальной работы связана с тем, что она предусматривает и приводит в действие правовые, психологические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, ориентирует поведение человека в обществе. Эта работа помогает ослаблять эмоциональное напряжение в нем, согласовывать социальные связи и отношения, влияет на ситуацию в мікросоціумі, интенсифицирует взаимодействие между людьми, организациями и институтами, способствует волевой регуляции поведения, самоконтроля лица, формирует новые социальные роли в клиентов.
      Информационно-коммуникативная функция социальной работы вытекает из того, что она обнаруживает, собирает, обобщает и доводит до субъектов сведения о людях, которые нуждаются в помощи, вмешательства социальных служб, создает банки данных об семьи и отдельных лиц, которым необходим социальный патронаж (это делается с соблюдением правовых и этических норм), способствует формированию зрелого общественного мнения с социальных проблем, отношение к ним общества с пониманием.
Кроме того, социальные службы систематизируют информационные материалы, законодательные и другие правовые акты, организуют их изучения среди населения. В средствах массовой коммуникации они предоставляют рекламу социальных услуг, пропагандируют идеи социальной помощи и защиты человека, укрепления и поддержки семьи, воспитания детей и подростков, развития гуманных народных традиций.
Можно выделить соціоінтеграційну функцию этой науки, учебной дисциплины и профессиональной деятельности, ее суть в том, что социальная работа объединяет отрасли знаний для решения комплексных проблем социальной сферы, направляет усилия специалистов на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки и защиты населения, разработку совместных программ самореализации личности.
По своей сути социальная работа призвана способствовать укреплению стабильности и безопасности общества. Новая Конституция в ст. 1 определяет Украину как социальное государство. Социальные проблемы и деформации могут помешать экономическому возрождению, политической стабильности страны. В их преодолении, отворачивании связанных с ними угроз важная роль принадлежит достижению социальной безопасности. Социальная работа активно служит этой цели.



Назад