Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

2. Анализ предметной сферы социальной работы/социальной педагогики


Термин “социальная работа” принят во всем мире и означает проявление гуманного становления человека к человеку.
Сравнительный анализ определений понятия “социальная работа”, которые встречаются в отечественной и зарубежной научной литературе, свидетельствует об отсутствии обобщенного его понимания. Единственное, в чем совпадают точки зрения разных авторов - это признание социальной работы как вида деятельности. Большинство из них считают, что это должна быть “профессиональная”, “практическая” деятельность. В других характеристиках этой деятельности, в частности в главных, таких как цель, субъект, объект социальной работы, подходы различаются.
Представители одной группы ученых убеждены, что целью социальной работы является оптимизация осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности личности, семьи, социальных и других групп и сообществ в обществе. При этом осуществляется “управление обстоятельствами”, “организация этих обстоятельств в оптимальную систему, что обеспечивает обществу необходим воспитательный эффект”. Как видим, в приведенных определениях социальная работа должна оптимизировать обстоятельства совершения субъективной роли людей во всех сферах деятельности, т.е. создавать необходимые условия для освоения и осуществления социальных ролей в обществе. На наш взгляд, в таком слишком широком смысле социальная работа во многом берет на себя функции таких социальных институтов общества, как образование, воспитание, культура, политика, семья и т.п., которые должны создавать условия для успешной социализации индивидов во всех сферах общества.
Представителей второй группы ученых объединяет понимание социальной работы как своеобразного “института помощи в той или иной сфере”. Социальная работа призвана помогать в решении “проблем, отражающих общественное или индивидуальное неблагополучия”, оказывать помощь в реализации социальных прав граждан и компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и других недостатков, мешающих их полноценному функционированию. В приведенных определениях, хоть и неявно, чувствуется “присутствие” процесса социализации. Невзгоды и трудности в той или иной сфере общества, мешающих успешной социализации (а она - залог успешного функционирования) должны быть устранены с помощью социальной работы.
Понимание социальной работы как помощи распространено и среди зарубежных исследователей. Так, австрийская академия социальной работы предлагает рассматривать социальную работу как специфическую форму помощи со стороны общества в решении социальных потребностей и конфликтов, вызванных индивидуальными или социальными причинами, решить которые люди сами не в состоянии.
Наиболее широко среди исследователей социальной работы представлено понимания ее сущности в определении, которое предлагает Национальная ассоциация социальных работников США. Социальная работа, по их разумению, - это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам и сообществам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных социальных условий для достижения этих целей.
Большинство ведущих специалистов различных стран мира выступают сегодня за уточнение понятия «социальная работа» - в том смысле, что обеспечение гарантированной социальной помощи человеку, удовлетворение минимальных потребностей и благотворительная помощь тем, кто находится за чертой бедности - это не социальная работа. Это неверное определение. Социальная работа должна заключаться в том, чтобы научить клиентов активно участвовать в процессе решения своих проблем; именно в этом заключается основная функция социальной работы как профессионального вида деятельности. Следовательно, речь идет об активизации собственных усилий в трудных жизненных ситуациях. Исследователь М.Фірсов расширяет понимание сущности социальной работы, включая в нее как помощь, так и взаимопомощи в системе социокультурных и психосоциальных взаимодействий и отношений различных субъектов.
Как видим, ориентация помощи на осуществление, усиление и возрождение социальных функций индивида или группы выступает сущностной характеристикой социальной работы практически в большинстве ее определений в литературе: в таком контексте социальная работа берет на себя функцию помощи в осуществлении процесса социализации, который как раз и нацелен на подготовку человека к реализации ею социальных функций в широком диапазоне различных сфер социальной жизни.
Как свидетельствует материал предыдущих лекций, социальная работа возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг верующего, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако лишь в прошлом веке эта работа признана во всем мире как профессия, которая требует специальной подготовки. Социальная работа отличается от филантропии, благотворительности, меценатства и подобных видов деятельности своей ориентацией не только на помощь человеку в решении повседневных проблем, но и на обучение ее, при необходимости, преодолеть трудности, развитие у нее умения и навыков самоорганизации. Мировой опыт свидетельствует об эффективности этой помощи, которая предоставляется не разрозненными одиночками, а мощными профессиональными объединениями различных типов, поддерживаемых государством и общественностью. На Западе постепенно формировалось мнение о том, что помощь людям, которые выбились из жизненной колеи или в силу объективных причин не могут войти в нее (инвалиды, престарелые, одинокие, безработные, бедные и другие социальные аутсайдеры), - это показатель культуры и цивилизованности общества.
В социальной работы как профессиональной деятельности выделяют три уровня: макроуровень - социальная политика; мезоуровень - социальные программы регионального, местного уровня и по месту жительства; микроуровень - социальная работа с клиентом [Колков В.В. Методологические аспекты формирования теории работы / / Работник социальной службы. 1997. № 1 (1) С.15]. Существуют и другие подходы к выделению предметной сферы социальной деятельности. Например, если за основу взять сферы социальной практики, то в таком случае можно выделить социальную работу в сфере образования, здравоохранения, досуга и т.п. Распространенным подходом является также выделение специализаций социальной работы по характеристике социально-психологических особенностей клиентов: социальная работа с молодежью, социальная работа с семьей, социальная работа с трудными подростками или другими категориями населения. Во всех этих видах социальной работы осуществляется конкретизация (например, оптимизация механизмов социального функционирования индивида, профилактика и коррекция поведения отдельных лиц или групп), что отражено в соответствующих должностных инструкциях специалистов.
До основных профессиональных задач социальной работы на макроуровне российский исследователь Є.І.Холостова относит:
• ціленаправлений влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях - от местного до государственного - с целью обеспечения социально здоровой среды жизненного существования и жизненной деятельности человека и создание системы поддержки людей, оказавшихся в трудной ситуации;
• анализ влияния изменений, которые происходят в социальном развитии общества или отдельного региона, на социальное положение различных групп населения;
• обеспечение взаимодействия государственных, общественных и благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан;
• разработка наряду с государственными критериями дополнительных (местных) показателей и критериев предоставления социальной помощи населению [Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 1998, с.16].
Социальная работа на макроуровне реализуется через систему учреждений и организаций социальной работы в их вертикальных и горизонтальных срезах, которую возглавляет Министерство труда и социальной политики Украины. Наиболее общим критерием эффективности социальной работы на макроуровне можно считать стабилизацию негативных тенденций в социальном здоровье общества и его постепенное улучшение. Причем принципиальным условием эффективного влияния социальных служб на решение проблем социального здоровья общества является парадигма их деятельного статуса. В связи с этим в процессе подготовки специалистов для работы на макроуровне весомое значение имеет признание доминирующей идеологии организации социальной работы: либо активное вмешательство в социальную среду с целью раннего выявления проблем и реализации профилактических мер на всех уровнях социальной работы, или пассивная констатация явлений, фактов и ожидания исключительно добровольного, не стимулированного социальной службой, обращения клиентов [Шардлоу С. Навыки социальной работы / / Что такое социальная работа. - Амстердам - Киев, 1996, с.9]. В зарубежной практике макроуровень социальной работы отражает направления социального управления и планирования, а подготовка специалистов осуществляется в магистратуре или в рамках так называемых „продвинутых” образовательных программ.
На мезорівні социальная работа отражает специфику объектов ее деятельности, конкретных социальных групп и направлена на профилактику тяжелых жизненных ситуаций, реабилитацию и адаптацию отдельных людей или групп в новых непривычных условий жизнедеятельности. Цель социальной работы на данном уровне сводится к:
• создание специализированных социальных служб для различных групп населения для решения их типичных социальных и личностных проблем;
• организации комплексных служб поддержки наиболее социально незащищенных (уязвимых) групп населения;
• разработки технологий работы с различными проблемными группами, помощи им в процессах социальной адаптации, реадаптации и реабилитации и получения ощутимых социальных услуг;
• разработка комплексных социальных программ по решению социальных проблем конкретной группы населения и т. п. [Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997, с.17].
Микроуровень социальной работы - это та же сфера практической психосоциальной деятельности, но в большей степени представлена индивидуальной работой с клиентами.
Социальная работа на этом уровне направлена на решение следующих профессиональных задач:
• оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации или использования других видов социальных услуг;
• актуализация потенциала самопомощи людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, активизация потенциала собственных сил и возможностей конкретного человека;
• осуществление профилактической работы по предупреждению возникновения факторов, которые негативно влияют на жизнедеятельность личности и т.п. [Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997, с. 74)].
Деятельность специалистов данного уровня базируется на принципах сотрудничества и понимания, открытости и конфиденциальности, своевременной социальной помощи и поддержки, приоритетности профилактики психосоциальных проблем, признания ценности личности клиента и значимости его проблем. В связи с этим важное значение приобретает овладение этикой социальной работы как основы профессиональной деятельности, которая представляет собой совокупность принципов и правил общения и поведения, моральных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и клиентами, между самими социальными работниками, а также между социальными работниками и служащими государственных и негосударственных управленческих структур” [Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. - М., 1997, Т.2; с.381].
Деятельность работников социальных служб, независимо от специализации регламентируется принципами, которые составляют инвариантный профессиональный содержание. Основными из них являются:
• активный характер социальной работы, направленной на сохранение или создание условий, которые позволяют привлекать к работе самих клиентов как субъектов действия;
• целевой характер социальной работы, что проявляется в формировании принципов и положений, правовых норм, которые обеспечивают социальную защиту различных групп населения, в осуществлении мер по поддержке надлежащих условий существования с учетом индивидуальных потребностей людей;
• превентивный характер социальной работы, который предусматривает осуществление профилактических мероприятий по предупреждению девиантного поведения [Топчий Л.В.Проблемы профессионального мастерства специалистов по социальной работе / / Работник социальной службы. 1997. №1/1].
Вполне очевидно, что в нашей стране в ситуации экономического кризиса и отсутствия дополнительной материальной поддержки социальных программ, основной акцент сделан на индивидуальную социальную работу и собственно к ней необходимо готовить специалистов, которые должны уметь активизировать потенциал самопомощи каждого конкретного человека.
Как уже отмечалось в предыдущих параграфах, социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в самых разных сферах и, что еще важнее, умений использовать их на практике. В связи с отсутствием государственного стандарта по социальной работы мы можем привести лишь ориентировочный перечень разнообразных профессиональных обязанностей социального работника.
Профессиональная деятельность социального работника характеризуется тремя основными подходами при решении проблемы:
1. Воспитательный - роль учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник в таких случаях дает советы, учит навыкам правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
2. Фасилітативний - роль помощника, сторонника или посредника при преодолении трудностей или проблем. Социальный работник интерпретирует поведение клиента, объясняет ситуацию, которая сложилась, предлагает и обсуждает план дальнейших действий клиента, помогает найти внутренние ресурсы.
3. Адвокативний - роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые способны самостоятельно защищать свои права. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении аргументов, подборе документальных и законодательных материалов.
Анализируя сферы деятельности социального работника, необходимо подчеркнуть, что она, обусловливается его специализацией. Сегодня социальные работники специализируются более чем по 20 направлениям. В соответствии со специализацией можно выделить группы социальных работников, занятых преимущественно управленческой деятельностью (менеджеры социальных служб и органов социальной защиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально-экономические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т.д.
Анализируя сущность, сферы деятельности и функции социальной работы и социальной педагогики в Украине необходимо заметить, что этот вопрос не до конца решенным как в теоретическом, так и на законодательном уровнях. Особенно это касается трактовки сущности понятий “социальная работа” и “социальная педагогика”, разграничения возможных сфер их профессиональной деятельности, категорий клиентов, специфики услуг, сущности подготовки специалистов, различий специализаций, особенностей последипломного обучения.
Поэтому в нашей стране часто звучит вопрос: а стоит ли вообще разграничивать понятия “социальная работа” и “социальная педагогика”, ведь во многих странах мира такое разделение отсутствует. В последнее десятилетие в Украине наблюдается тенденция к объединению специалистов в области социальной работы. В 1992 г. с целью консолидации усилий в становлении и развитии социальной педагогики и социальной работы в Украине создана Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Попробуем уяснить этот вопрос при анализе зарубежного опыта организации социальной и социально-педагогической работы.



Назад