Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

3. Зарубежный опыт организации социальной и социально-педагогической работы


Для успешности процессов становления и развития социальной работы и социальной педагогики в Украине огромное значение имеет изучение, осмысление и адаптация досвду, накопленного зарубежными странами, особенно странами Западной Европы, США и Великобританией.
Первые теоретические аспекты социальной работы были разработаны Мэри Ричмонд (США) в ее книге „Дружественный визит в бедняков: руководство для работающих в благотворительных организациях” (1899). Большинство исследователей социальной работы сходятся во мнении, что в этой книге обоснованы основные методы социальной работы.
Впоследствии в своей следующей работе „Социальные диагнозы” (1917 г.) Мэри Ричмонд более подробно схарактеризувала свой метод социальной работы, который впоследствии получил название „индивидуальный метод социальной работы”. Данная работа стала учебным пособием для первых школ социальной работы, которые возникли примерно в это время и занимались подготовкой профессиональных социальных работников.
Идеи М.Річмонд не только внесли вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое дальнейшее развитие в школах и концепциях социальной работы. Наиболее известными школами в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Возникновение и функционирование диагностической школы связано с деятельностью колледжа Смита в Нью-Йорке, в котором с 1918 года осуществлялась подготовка социальных работников. Представители диагностической школы особое внимание уделяли внутреннему миру клиента, отодвигая на второй план социальные проблемы и социальную среду. При этом основной акцент ставился на диагнозе. Представители школы утверждали, что для успешного лечения клиента необходимо собрать как можно больше объективных данных о нем и его ситуацию. По усилению позиций психоанализа представители диагностической школы переместили акцент на сбор информации о детстве клиента, оценку его личности, в то время как оценка социальной ситуации относилась ними на второй план. Отношения между социальным работником и клиентом в трактовке представителей этой школы должны носить характер „лечение клиента” и быть направлены на изменение личности последнего и оказание ему помощи в адаптации к окружающей среде.
Функциональная школа берет свое начало из стен находящейся в пенсильвании школы социальной работы в 30-х годах. Возникновение данного направления связано с усилением интереса к социальной среды и процесса оказания помощи клиенту не в форме лечения, а как услуги, предоставленной в рамках социальной службы.
На развитие теоретических основ функциональной школы значительное влияние оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка и Карла Г. Роджерса. Представители школы опирались на положения теории О.Ранка о желании изменений в клиента, его способности к восприятию помощи. В отличие от представителей диагностической школы, они основное внимание уделяли не ранним детским впечатлением и постановке точного диагноза, а начала процесса изменений. Представителями функциональной школы была предложена оригинальная методика предоставления и приема помощи. Из теории Джона Дьюи ними было заимствовано понятие „самоопределение” - право клиента самому решать за себя. Для формирования теоретических основ функциональной школы имела книга Вирджинии Робинсон „Психология изменений в социальной индивидуальной психотерапии” (1930г.). В этой работе автор ставит клиента в центр процесса оказания помощи, а главным средством для осуществления изменений обосновывает динамику во взаимоотношениях между клиентом и социальным работником. Представители данной школы считали, что индивид несет личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивидуальным развитием и тем фактом, что он одновременно является членом определенного общества или группы. Согласно утверждениям представителей функциональной школы, познать Я другого человека невозможно. Поскольку клиент знает себя лучше, поэтому только он способен поставить диагноз проблемы, а задача социального работника заключается в принятии на себя ответственности за сам процесс оказания помощи и за формирование таких отношений между социальным работником и клиентом, которые были бы способствовали осуществлению изменений. Таким образом, представителями данной школы был начат переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальным работником и клиентом.
Зарубежный опыт социальной работы представляет для нас, несомненно, значительный теоретический и практический интерес. Но при этом мы должны осознавать необходимость разработки собственных концептуальных идей технологий осуществления социальной и социально-педагогической работы с учетом особенностей исторического развития и современного состояния социальной ситуации в нашей стране, так и собственной модели подготовки соответствующих профессиональных кадров. Вполне очевидно, что нецелесообразно заново открывать „социальный велосипед”, когда в мировой практике уже существуют апробированные методики и технологии социальной и социально-педагогической работы и подготовки соответствующих специалистов. Проблема заключается в изучении и взвешенной адаптации лучших достижений зарубежных стран с обязательным учетом особенностей нашей страны.
Как уже говорилось в предыдущем параграфе, в Украине не до конца решенным как в теоретическом, так и на законодательном уровнях вопрос сутності. социальной работы и социальной педагогики, разграничение возможных сфер их профессиональной деятельности, категорий клиентов, специфики услуг, особенностей подготовки специалистов и их последипломного обучения. В связи с этим считаем целесообразным отметить, что в разных странах и даже в рамках одной и той же страны можно встретить разные подходы. В немецкоязычных странах более распространенным является употребление термина “социальная педагогика”, “социальная работа”. Однако международным стандартам в большей степени отвечает употребление словосочетания “социальная работа”, что связано в свою очередь с англо-американским термином “social work”.
Разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу сегодня в подавляющем большинстве стран считается устаревшим и неправомерным.
Рассмотрим решение этого вопроса на примере ФРГ. На сегодняшний день в этой стране доминирующей является мнение о том, что как с точки зрения профессиональной деятельности, так и с теоретической нецелесообразно говорить о разграничении между социальной работой и социальной педагогикой. Они часто используются как синонимы: на писании, как правило, допускается параллельное обозначение - социальная работа/социальная педагогика или используется термин “социальная работа” - как понятие что объединяет эти сферы деятельности. Под социальной работой имеют в виду всю совокупность различных видов деятельности в сфере социальных служб и социальных профессий. В этой стране выходят из соображения, что и бездомные, и дети, и молодежь, которая живет в бедности, нуждаются не только педагогической, но и материальной поддержки, и наоборот, молодые безработные или наркоманы нуждаются только в материальной помощи, а не педагогического воздействия.
Традиционные представления о социальной работе и социальной педагогике, которые сформировались в процессе их исторического развития, исходили из наличия собственных сфер деятельности и применения, находясь между собой в отношениях конкуренции, что уже не соответствует современному трактовке. Сегодня в ФРГ на рынке труда работодатели не разделяют сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников. Скорее требуются дополнительные специальные знания, например, дополнительное образование в области терапии или музыки, групповой работы и установка на повышение квалификации, а также навыки и способности к самопожертвованию и взаимодействия, коммуникабельность, талант организатора, чувство ответственности, гибкость и т.п. Высок спрос на способность к концептуальной работы, готовность к участию в изменении и обновлении, работы с волонтерами, а также с работниками городских управлений и управлений общества, социальных служб.
Социальные работники и социальные педагоги не только занимаются решением одних и тех же проблем, но и “их задачи находятся в одной общественной плоскости” (Mollenhauer, 1966). Об этом свидетельствует успешное функционирование в Германии многочисленных сфер социальной деятельности с социально-педагогической специализации. Такими сферами являются:
- дошкольное образование (обслуживание, воспитание и образование в яслях, детских садах, классах для подготовки детей к школе);
- работа с молодежью (воспитание, организация свободного времени в молодежных образовательных учреждениях и молодежных клубах);
- воспитание в детских приютах (воспитание, формирование семейных групп, идентификация и подготовка к самостоятельной жизни, организация жилых коммун);
- разработка форм, содержания и методов образования взрослых (работа с волонтерами, формирование навыков управления и самопомощи, образование и повышение квалификации, социальная работа на предприятиях, семейное образование). С вступлением в силу закона о помощи детям и молодежи в сферу деятельности социальной работы добавилась социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных вопросов в индивидуальной форме, поддержка семей, а также школьная социальная работа (наряду с обучением - организация социально-педагогической помощи в школе).
Во многих странах Европы, в том числе и в Германии, в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Эти специалисты именуются аниматорами. Срок интересен тем, что он отражает специфику работы такого руководителя (фр. "animer" значит вдохновить, побудить к некой деятельности). Аниматор пытается создать условия для интересной деятельности, побуждает человека ею заниматься. Он воспринимается как член группы, который принимает участие в ее жизни, а не находится вне или рядом с ней, ответственный за социальное и культурное совершенствования группы. Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную специальную направленность. Современный организатор свободного времени старается всегда быть с клиентами, хорошо их знать и жить их интересами. Часто, сам будучи личностью, он создает и для других условии стать такими. Особенно это важно для детей. Ребенок внимательно наблюдает за организатором и пытается подражать его. Любая деятельность, которая организуется, не является самоцелью. Это лишь средства для создания среды, в котором каждый человек мог бы успешно развиваться. В таком случае центр в организации свободного времени сам по себе как заведение превращается в важный и привлекательный очаг. Правильно организованное социальное среда очень влияет на повышение общего уровня развития личности. Аниматор создает благоприятные условия для ее совершенствования и более легкой интеграции в обществе.
В Германии несколько лет действует единая государственная молодежная программа, в рамках которой работают службы социальной защиты детства и молодежи. Одна из них - Консультационная служба для подростков и молодежи создана в 1978 г. в Дюссельдорфе, Геттингене и Мюнхене. Финансируется она государством и муниципалитетом. Так, консультационная служба Дюссельдорфа на 70% финансируется земельным правительством Северной Рейн-Вестфалии и на 15% муниципалитетом города.
Помещение службы содержит комнату отдыха, комнату бесед, молодежный бар. Основные направления деятельности - психологическая помощь детям и подросткам, родителям и учителям в кризисных ситуациях, посредничество между работодателями и подростками (например, совместные походы с подростками к администрации предприятия), всесторонняя помощь подросткам и молодым людям, что живут вне семьи.
Ведется работа по ресоциализации - педагоги центра беспокоятся о подсудимых, осужденных и освобожденных, после освобождения сопровождают их из заключения, устанавливают контакты с правоохранительными органами.
Все больше внимания в Германии уделяется социально-педагогической деятельности в микрорайоне, которая включает в себя целый комплекс социально-педагогических учреждений. При этом специфика микрорайона существенно определяет основное направление социально-педагогических усилий (так, например, в рабочих кварталах акцент делается на превентивную и образовательную деятельность и консультационно-терапевтическую в районах новостроек и т.д.). Старые кварталы, где нередко отсутствуют необходимые условия для нормального развития детей и молодежи, является потенциальным очагом девиантного поведения. Социальный педагог делает ставку на работу не с единичным случаем, т.е. клиентом, что нуждается в его консультации, советы или помощи, а целыми группами молодежи, конечно гомогенными с точки зрения социально-экономических характеристик, которым нужна действенная, радикальная помощь. Такая помощь неизбежно предполагает, помимо надлежащей профессиональной подготовки социального педагога и определенные права, реальные возможности и, прежде всего, собственную четкую социальную позицию. Анализ социальных причин беспризорности и педагогической запущенности является необходимой предпосылкой в этой работе.
Многие аспекты социально-педагогической деятельности все больше проникают и в общеобразовательные школы Германии. В ряде школ работают штатные социальные педагоги; они являются членами специализированных советов по профориентации учащихся, организации их досуга, отдыха, урегулирования конфликтов, налаживание контактов с родителями и т.д. Растет количество социальных педагогов, занятых в системе так называемой компенсаторної образования и воспитания, в школах с продленным днем, интернатах, дошкольных учреждениях.
Как видим из приведенного выше анализа зарубежного опыта социальная и социально-педагогическая работа представляет собой личностную службу помощи людям и направлена на решение всей совокупности проблем в контексте “личности и окружающей среды”, где в эпицентре всегда должен стоять человек и усилия социальных работников/педагогов должны быть направлены на решение ее проблем. Наряду с помощью человеку в периоды личностного и социального неблагополучия социально-педагогическая помощь предусматривает защиту ее прав, интересов, человеческого достоинства и права на достойную жизнь.
Социальный работник/педагог работает с людьми разного возраста независимо от их социального положения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Клиентом социального педагога может быть как отдельный человек, так и семья, группа, объединение, организация. Предоставляя социально-педагогическую помощь клиентам, социальный педагог работает как в условиях институциональной среды, так и в условиях открытого семейно-бытового микро среды и его окружение.
Социальный работник/педагог имеет дело как с отдельным человеком, группой людей, так и с социальным окружением, в котором они проживают. В процессе социальной помощи он должен способствовать обеим сторонам, которые вступили во взаимодействие - как клиенту, так и учреждении.
Новыми сферами социальной работы стала социальная работа по месту жительства, в том числе и в сельской местности, на предприятиях, в гериатрических центрах, с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах, в группах самопомощи и др.
По нашему глубокому убеждению, деятельность социального работника/ социального педагога должна быть адресована людям в разных соціумах и в различных сферах деятельности: социально-педагогической, правозащитной, просветительской, дозвільнєвій, организационно-методической, управленческой, исследовательской, агитационно-пропагандистской.
Исходя из анализа зарубежного опыта можно утверждать, что социальный работник/ социальный педагог может и должен работать в различных учреждениях, которые по ведомственной принадлежностью можно классифицировать на учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комитетов по делам семьи и молодежи, учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел и юстиции и др.
В сфере практической деятельности перед социальными работниками и социальными педагогами во многих странах стоят одни и те же задачи:
- поддерживать, поощрять и стимулировать людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них собственных резервов;
- предлагать помощь, организовывать ее, устанавливать различные необходимые для этого связи и контакты;
- сопровождать людей в течение определенного жизненного периода, проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией с целью защиты клиента;
- представлять интересы клиентов, которые нуждаются в помощи, если последние не могут это сделать самостоятельно;
- обращать внимание на возможные негативные последствия и вносить предложения по их предупреждению, смягчению или ликвидации;
- вызвать сочувствие и активизировать людей для оказания помощи тем, кто в ней нуждается;
- осуществлять влияние на органы власти и управления с целью улучшения качества обслуживания и социальной защиты;
- информировать инстанции на всех уровнях о факторы, которые негативно влияют или могут повлиять на жизнедеятельность определенных групп населения.
По нашему глубокому убеждению, деятельность социального работника и социального педагога должна быть ориентирована на работу со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, людьми преклонного возраста; она должна быть направлена на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи, общества и личности. Социальный работник/педагог призван создавать систему социальной помощи развития и саморазвития личности, создавать условия наибольшего благоприятствования психологическому комфорту. С целью достижения цели - помочь человеку - должны объединяться усилия социальных педагогов, социальных работников, всех специалистов социальной и социально-педагогической сфер.
Однако на завершение данного вопроса считаем необходимым отметить, что необходимо крайне осторожно подходить к использованию зарубежного опыта, потому что и теория и практика социальной и социально-педагогической деятельности в любой стране обусловливается культурно-историческими традициями, социально-экономическими и политическими условиями.



Назад