Электронная онлайн библиотека

 
 История социальной педагогики и социальной работы

4. Профессиональная подготовка социальных работников / социальных педагогов в Украине


Украине присуща своеобразие процесса становления профессии социального работника и социального педагога: официальное признание профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» скорее можно назвать юридическим оформлением того, что было уже накопленной практикой, теорией, историей нашего народа. В этом заключается особая сложность социальной ситуации, в которой формируется профессия социального педагога и социального работника в Украине, а значит и система подготовки соответствующих специалистов.
В каждой стране, в том числе в Украине, обучение социальной работе должно базироваться на собственной концептуальной модели. Закономерно, что в процессе определения модели подготовки социальных педагогов необходимо учитывать и опираться на экономические и социальные реформы; ведь именно они влияют и решающим образом влиять на сущность социальной и социально-педагогической деятельности в будущем и на систему требований, которые будут предъявляться к профессиональных работников этих сфер. Профессия социального педагога и социального работника признана де-юре чуть более 10 лет назад, и система профессиональной подготовки соответствующих специалистов переживает сложный период своего становления. Определить верную стратегию в развитии социальной политики, конкретных направлений и сфер социальной работы, системы подготовки кадров для этой сферы, бороться за утверждение и чистоту этой профессии, не допускать ее девальвации - для Украины сегодня чрезвычайно важные вопросы.
Подготовка социальных педагогов и социальных работников как отдельное направление профессионального образования и профессиональной деятельности начала формироваться в начале 1990-х годов. В апреле 1991 года Постановлением Госкомтруда СССР Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был пополнен квалификационной характеристикой “специалист по социальной работе”, “социальный педагог” и “социальный работник”. Эти должности стали эквивалентом принятой в мире должности “социальный работник”.
В настоящее время профессиональная подготовка специалистов социальной сферы в Украине осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат и другие - и предусматривает многоуровневый характер образования: допрофессиональная, профессиональная, последипломное, повышение квалификации, переподготовка кадров. Социальные работники имеют возможность получать различную профессионально уровневую квалификацию и специализацию в средних учебных заведениях (училищах, техникумах, колледжах, лицеях) и в высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях, спецфакультетах) и др.
Профессиональная подготовка специалистов для социальной сферы осуществляется в вузах разных направлений: университетах классического профиля, педагогических университетах, академиях, педагогических, медицинских, технических, юридических, экономических институтах.
В настоящее время в Украине можно выделить следующие уровни подготовки кадров для социальной сферы:
1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники этих заведений, получив среднее образование, могут работать в соответствующих учреждениях и обслуживать больных, престарелых, одиноких.
2. Обучение в средних учебных заведениях дает возможность возглавить отделение обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, неотложной социальной помощи и другие отделения по обслуживанию больных, престарелых, одиноких.
3. Обучение в высших учреждениях образования (срок обучения 4-5, 5 лет); лица, имеющие высшее образование, могут обучаться на специальных факультетах последипломного образования (от 1 до 3 лет). В свою очередь, высшее профессиональное образование имеет 3 ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право заниматься учебно-педагогической и научно-исследовательской работой.
4. Переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов (система разнообразных курсов, стажировок и т.д.).
5. Подготовка научно-преподавательских кадров. На сегодня в Украине действуют ученые советы по защите диссертаций, в которых успешно защищаются докторские и кандидатские диссертации по различным проблемам социальной работы и социальной педагогики. Характерно, что наряду с преподавателями успешно защищают свои научные исследования практики: специалисты комитетов социальной защиты населения, специалисты центров социальных служб для молодежи, управленческие кадры.
Заслуживает внимания тот факт, что в Украине осуществляется разработка государственных образовательных стандартов профессионального образования, разрабатываются образовательно-квалификационные программы и образовательно-квалификационные характеристики специалистов, документы учебно-методического сопровождения учебного процесса.
После окончания среднего профессионального учебного заведения выпускники могут приступать к профессиональной деятельности или же продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Следующий уровень образования в Украине, который может освоить выпускник учреждения начального или среднего профессионального образования - это уровень высшего образования.
Высшее профессиональное образование можно получить на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования в высшем учебном заведении. В системе высшего образования приняты законодательные документы, которые нормативно закрепляют требования как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника.
В Украине подготовка и переподготовка социальных работников и социальных педагогов осуществляется различными путями. Она осуществляется в университетах, педагогических институтах и университетах, педагогических и других училищах, колледжах, на различных курсах повышения квалификации и др. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4-5 лет. Формы подготовки социальных работников и социальных педагогов можно условно разделить на три уровня:
1) курсовая или допрофессиональная подготовка (различные курсы, школы, лицеи, колледжи);
2) обучение в университетах, отраслевых высших учебных заведениях на дневных, вечерних, заочных отделениях, (4-5 лет), на дистанционной, экстернатной форме обучения:
3) последипломное образование (переквалификация на факультетах последипломного образования; лица, которые имеют высшее образование, обучаются на них 1-1, 5 года, повышение квалификации, овладение новой специализации).
Высшее профессиональное образование в свою очередь включает три ступени: подготовку бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние, как правило, после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу.
Сегодня в Украине применяются разнообразные формы допрофессиональной подготовки, которые осуществляются в следующих типах образовательных учреждений:
- в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, техникумах);
- в учреждениях дополнительного образования (домах детского творчества, социально-педагогических клубах, кружках, факультативах, группах помощников социальных педагогов);
- в высших учебных заведениях (факультетах будущего социального педагога, очно-заочных школах социального педагога);
- во взаимодействии «общеобразовательное заведение-высшее учебное заведение» (социально-педагогических классах, классах с конкретного профиля, педагогических колледжах и лицеях, школах будущего социального педагога).
Сегодня в нашей стране, как и в других странах мира вопрос стоит так : обучение социальной работе не может только пассивно отображать социальное развитие, оно должно вести активный поиск путей решения социальных проблем, которые появляются. Профессионалов для социальной сферы нужно готовить таким образом, чтобы они были способны изменить, удалить и корректировать негативные социальные проявления в обществе. А это возможно только в учреждениях образования, которые строят обучение на новых позициях и учитывают тенденции развития социальной политики в стране.
Поэтому содержание подготовки специалистов должен включать следующие компоненты:
- глубокий анализ современного социального развития и формирования умения дать объективную оценку социальной политике, предложить альтернативные варианты;
- четкое представление и классификация современных моделей, форм и методов самой практики социальной работы;
- собственно педагогический процесс подготовки социальных работников;
- разработку теорий, концепций, моделей и технологий, направленных на эффективное функционирование социального работника;
- разработку и реализацию программ, которые повышают компетентность социального работника.
Если проанализировать зарубежный опыт функционирования социального образования, то стоит заметить, что каждая страна наряду с определенными достижениями имеет и свои проблемы.
На основе анализа опыта подготовки специалистов для социальной сферы зарубежные исследователи [Д.Кокс (Австралия), В.Бочарова (Россия), Ч.Казетта (США), М.Пейн (Великобритания), Т.Його (Япония), Л.Герьє (Франция) и др.] приводят следующие проблемы, или, точнее сказать, недостатки в процессе подготовки:
- недостаточно внимания уделяется проблемам, что является источником человеческих страданий;
- процесс подготовки осуществляется вне экономическими, политическими и социальными институтами, которые в целом определяют развитие социальной политики, а значит, и социальной работы;
- учебные заведения, которые готовят специалистов для социальной сферы, довольно часто исключают себя и студентов по проблемам социальной сферы на местном уровне и не принимают участия в их решении;
- система образования не дает возможности всем способным и желающим из местной общины получить подготовку в области социальной работы, не отдает предпочтение этим людям;
- практика и обучение социальной работе часто отражают «статус кво» и не направлены на ее изменения и развитие;
- во многих странах острой остается проблема взаимоотношений между государственной системой и неправительственными организациями;
- в процессе подготовки специалистов для социальной сферы акцент делается на городскую среду, на средний класс, а это означает, что социальная образование далека от жизни подавляющего большинства бедных и несчастных людей и не может им оказать существенной помощи в улучшении их благополучия;
- большая часть выпускников все еще в основном работает в государственных структурах по оказанию социальной помощи.
Так или иначе современная система обучения социальной работы требует существенных изменений и требует усовершенствования. Д. Кокс в своем докладе на 28-ом Международном конгрессе Школ социальной работы (Гонконг, 1996г.) выделил ряд таких изменений, которые носят универсальный характер в мировом масштабе и которых, по его мнению, нуждается система образования любой страны, конечно, в адаптированном варианте.
Во-первых, он выделил три уровня вмешательства социальной работы в решение проблем, которые в соответствии обусловливают необходимость внедрения трех уровней подготовки социальных работников.
Базовый уровень обучения нужен тем, кто будет выполнять роль катализатора на «передовой линии фронта», на уровне личности, семьи, общества. «Я глубоко уверен, - заметил Д. Кокс, - что мы должны специально готовить людей для выполнения этой чрезвычайно трудной работы, и такое обучение по содержанию и форме должно отражать реальные жизненные ситуации»[4, 54]. Семья, община, семейно-соседская общность как приоритетная сфера социальной работы, проблема специальной, особенно основательной подготовки социальных педагогов, социальных работников для работы с семьей - одна из главных идей всех последних мировых форумов, которые объединяют ведущих специалистов большинстве стран мира.
Второй уровень призван дать выпускникам знания и умения, необходимые для того, чтобы ввести, провести, найти истоки финансирования для различных социальных услуг, которые требуются данным социумом, то есть для профильных социальных служб, специально ориентированных на те или иные группы, категории клиентов, нуждающихся в немедленной помощи.
На третьем уровне студенты получают знания и умения, которые необходимы для того, чтобы участвовать в управлении, планировании и разработке стратегических направлений социальной работы.
Каждый уровень должен иметь своего абитуриента, все три уровня связаны между собой. Каждый уровень важный и уникальный по-своему, и ни один из них не может достичь своей цели без двух других [4, 50-59].
Подготовка специалистов для социальной и социально-педагогической работы в нашей стране также имеет определенные проблемы. Прежде всего требует серьезного совершенствования технология подготовки будущих специалистов; высшие учебные заведения нуждаются в серьезной государственной поддержки в плане финансовой помощи, материально-технического обеспечения учебного процесса, активизации процессов подготовки профессорско-преподавательского состава как в стране так и за рубежом. Актуальной является проблема переподготовки работников социальных служб: ведь функционирующие социальные службы на 60-70% укомплектованы специалистами, которые не имеют соответствующей профессиональной подготовки. Острой для Украины является проблема подготовки учебников, пособий по социальной и социально-педагогической работы, пакетов учебно-методической документации.
Реальность такова, что в своем стремлении поднять свой профессиональный статус, социальная работа все дальше отходит от своих прежних функций, когда она всего лишь компенсировала, шла вслед за проблемами. Для того, чтобы сохранить веру в свою профессию, ее функционирования в изменяющемся мире, профессия социальный педагог и социальный работник должна быть на передовой линии фронта социального развития, акцентируя свою деятельность на создании оптимальных условий для самореализации каждого человека. Для выполнения этой задачи и нужна новая модель обучения социальной работе.
Перед социальным образованием в Украине стоит сложная задача - сбалансировать сложную ситуацию сегодня, поставив в центре внимания человека, сделав на него ставку, особенно человека, чья безопасность, жизненный уровень, права и благоустройство желают лучшего. И именно здесь обучения социальной работе должно играть ведущую роль. Для решения этой задачи нужен весь опыт, знания, накопленные в нашей стране такую и за рубежом и которые мы должны научиться мудро использовать и развивать.

Литература
1. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 224с.
2. Мищик Л.И. Социальная педагогика: опыт и перспективы. - Запорожье, 1999. - 248с.
3. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы /Под ред. Д.Доэла и С.Шардлоу. Пер. с англ. Под ред. Ю.Б.Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223с.
4. Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы /Под ред. В.Г.Бочаровой. - М., 1997. - 283.
5. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. Д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М. 2001. С.362-363)
6. Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели профессионального становления. - М.: Берлин: Институт соц. Работы. - 1998. - 77с.
7. Яркина-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. - М., Ключ-с, 1998. - С. 96.



Назад