Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 2. Организация в менеджменте социальной работы


Понятие, особенности и признаки организации в менеджменте социальной работы.
Процесс функционирования организации в менеджменте социальной работы.
Факторы влияния на организацию в менеджменте социальной работы.
Критерии оценки эффективности деятельности организации социальной сферы.

Литература
1. Шендеровский Л.С. Управление социальной работой с детьми и молодежью. Менеджмент социальной службы. - К., 2002
2. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие/ под ред Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М., 1999. Андрушкив Б.М.
3. Основы теории и практики управления. - Львов, 1993.
4. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.Валового. - М., 2000.
5. Осовская Г. Основы менеджмента. - Киев, 1998.

«Мы живем в эпоху, характерной чертой которой являются постоянные изменения. Поэтому нашей задачей является - создать такие организационные структуры, которые бы не только позволяли постоянно адаптовуватись к изменениям, происходящим, но и активно влиять на этот процесс. Это означает, что организация движется за требованиями рынка, а не наоборот»
А. Вайсман

В классическом менеджменте организация - это систематизированное, сознательное объединение действия людей для достижения определенных целей. Организация социальной сферы (социальная система, организация, которая осуществляет социальную работу, и т.п.) - это систематизированное, структурированное, публичное, сознательное объединение действий людей для достижения эффективного результата решения социальной проблемы в контексте социальной работы.
В теории социального управления выделяют такие общие черты организации:
· наличие ресурсов: людей, материалов, технологии, информации и т.п.;
· зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, законодательных актов и т.п.);
· горизонтальное разделение труда (выделение конкретных задач), подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда;
· вертикальное разделение труда, направлен на координацию работы, то есть осуществления процесса управления;
· необходимость управления;
· наличие формальных и неформальных групп:
· осуществление определенных видов практической деятельности.
Рассмотрим рисунок 1 «Компоненты организации «Социальной службы». При этом следует обратить внимание каждого руководителя организации на три главных правила:
1. Компоненты социальной службы, которые выступают в организации связанными попарно и функционируют как единое целое.
2. Минимальные изменения в одном из компонентов приведут к изменениям в других компонентах.
3. Влияние внешней среды на каждый из компонентов является косвенным, тогда как на организацию этот влияние непосредственной (прямой).
2
Рис.1 Компоненты организации в менеджменте социальной работы

Организация является системой, то есть совокупностью взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Все организации рассматриваются как открытые системы, то есть такие, внутренние элементы которых взаимодействуют не только между собой, но и с внешней средой. Открытая система имеет определенные свойства, а именно: целостность, перспективность, независимость, спеціалізованість, централизация, цикличность развития и др. Открытая система имеет вход и выход. Организация состоит из управляющей и управляемой подсистем, которые тесно взаимодействуют, поскольку является органически взаимосвязаны. В состав управляемой подсистемы входят элементы, которые обеспечивают непосредственный процесс деятельности.
Если управленческие решения в управляемой системе работают не в полной мере (не выполняются, выполняются частично, выполняются с отклонениями и т.п.), то информация о все неточности, недостатки, отклонения каналам обратной связи поступает в управляющую систему (т.е. выполняется процедура регулирования), в которой аппарат управления разрабатывает необходимые меры. Управленческие решения относительно разработанных мероприятий поступают по каналам прямой связи в управляемую систему и направляются на устранение недостатков, отклонений и т.д. Фактически обеспечивается работа циклического механизма, в результате которой (если необходимо, за несколько циклов) будут устранены все недостатки и управляемая система под воздействием управляющего ликвидирует имеющиеся проблемы. Если управляющая система работает недостаточно профессионально, грамотно, эффективно ли активно, то следует ожидать, что управляемая система не обеспечит выполнение поставленных задач и достижение намеченных целей. Уровень выполнения управляемой системой задач и достижения целей напрямую зависит от деятельности управляющей системы и, в частности, аппарата управления.
Деятельность организации зависит от разнообразных факторов.
      Факторы влияния на организацию - это движущие силы, которые влияют на деятельность организации и обеспечивают определенный уровень полученных результатов.
Факторы определяют любые процессы, которые происходят в организации. Их можно классифицировать по двум признакам: уровень воздействия (макроуровень, микроуровень); среда влияния (внутренний, внешний).
По уровню воздействия выделяют: макроэкономические факторы (цели, структура, задачи, технология, работники, ресурсы и т.д.); микроэкономические факторы (законодательные акты, государственные органы власти, политические события, социально-культурные обстоятельства).
По признаку среды воздействия выделяют факторы внутренней среды организации (формируют организацию с середины) и факторы внешней среды организации (связанные с рассмотрением организации как открытой системы).
      Внутренняя среда организации определяется внутренними факторами, то есть ситуационными движущими силами внутри организации. Основными факторами внутренней среды в любой организации есть цели, структура, задачи, технология, работники и ресурсы. Внутренняя среда организации охарактеризованы в таблице 1.
      Факторы внешней среды разделяют на две группы: прямого действия (непосредственно влияют на деятельность организации и зависят от этой деятельности); непрямого действия (влияют не непосредственно, а через определенные механизмы и взаимоотношения). Факторы косвенного действия имеют свойство влиять через факторы прямого действия.
В научной литературе определено пять основных факторов, способствующие развитию сотрудничества между организациями:
- наличие похожих ценностей и культуры;
- достижение консенсуса по поводу сферы взаимодействия (согласованность по вопросу распределения ролей и ответственности);
- осознание важности создания сети;
- наличие обмена (или все стороны выиграют от социальной деятельности);
- наличие альтернативных ресурсов.
Эффективность социальной сферы представляет собой достаточно сложный социально-управленческий феномен, который зависит от многих факторов, включающий целый ряд компонентов, который может быть оценен лишь путем введения необходимых критериев и показателей.


Назад