Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 3. История и теория менеджмента социальной работы


Исторические этапы развития науки о менеджменте.
Теоретические концепции менеджмента социальной работы.

Литература
1. Социальный менеджмент: Учебн. пособие/ под ред. В.Н. Иванова В.И., Патрушева. - М., 2001.
2. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие/ под ред Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М., 1999.
3. Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента: Учебник. - Львов, 2001.
4. Андрушкив Б.М. Основы теории и практики управления. - Львов, 1993.
5. Энциклопедия социальной работы. Т.3. - М., 1993.
6. Хмель Ф.И. Становление современного менеджмента в Украине (проблемы теории и практики). - К., Львов, 1996.
7. Наука управлять: из истории менеджмента: Хрестоматия. - К., 1993

“Развитию отрасли управления способствовало укоренению в обществе мнения о необходимости четкого и рационального использования приобретенного опыта. Плавно перешли от практики к нормативной деятельности, то есть искусство породило науку, которая, постепенно вырабатывая свою теоретическую базу, принимала или отклоняла существующие правила и вносила в некоторых из них свои изменения”
Д. Ру, Д. Сулье

Необходимость в управленческой деятельности возникла фактически на первых этапах становления человеческого общества. Первобытные люди вынуждены были однажды строить свою деятельность. Так, во время охоты, поиска растительной пищи возникала необходимость создать группы охотников, соискателей плодов и т.д. Поэтому возникала потребность в первых, пока что примитивных, управленческих функциях (разработка плана охоты на мамонта, размещение охотников при охоте на хищников, разделки туши и т.д.). Однако эта управленческая деятельность осуществлялась непоследовательно (каждый раз имела различный характер) и непродуманное (не применялись единые принципы и подходы, не учитывались закономерности и предыдущий опыт). Поэтому нельзя говорить о том, что наука о менеджмент зародилась еще в первобытные времена. Даже с развитием человеческого общества (рабовладельческий строй, феодализм и т.д.) определенных обоснованных подходов и механизмов не было создано. Древнерусский князь или французский король, как правило, управляли своим княжеством (королевством), принимая противоречивые и непродуманные решения. Не делалось попыток изучить закономерности управленческого процесса, обобщить полученный опыт.
С дальнейшим развитием производственно-хозяйственной деятельности людей в конечном счете возникли определенные организационные формы (мастерские, хозяйства помещиков, примитивные предприятия и т.д.). Однако в каждом случае были свои особые подходы в управлении, которые не базировались на обобщениях, принципиальных положениях, выявленных тенденциях.
Потребность в науке о менеджмент возникла в конце XIX - начале XX вв. и связано с появлением крупного машинного производства. Именно в этот период формируются крупные предприятия, на которых работают десятки, сотни И даже тысячи людей. Возникают проблемы планирования их деятельности, организация рабочих мест, создание эффективной системы формирования заинтересованности работников в результатах работы, разработки технологических процессов, проведение точного учета с целью обеспечения контроля и т.д. Именно развитие машинного производства поставил перед экономистами и технологами вопрос о необходимости исследования закономерностей в управлении людьми выявления тенденций развития производственно-хозяйственной деятельности под действием управленческого воздействия, разработки стандартных положений, инструкций и т.п. Так, в этот период появились первые научные исследования в сфере производственно-хозяйственной деятельностью, результатом которых стала разработка первых принципиальных положений, механизмов и рекомендаций. В научной литературе выделяют шесть основных этапов развития менеджмента:
1. Развитие науки об управлении людьми в процессе производства.
2. Формирование управленческих механизмов на основе развития человеческих отношений.
3. Построение систем управления, ориентированных на рынок.
4. Активное применение количественных (экономико-математических) методов как важных направлений формализации методов менеджмента и трансформации их в управленческие решения.
5. Формирование системных и ситуационных подходов.
6. Компьютеризация управленческих процессов.
Рассмотрим основные этапы развития управленческой науки в Украине. В нашей стране управленческая наука развивалась в рамках подходов, которые царили в СССР. Хотя научно-поисковые исследования были направлены в конечном счете на совершенствование административно-командной системы, определенный опыт в области управления все же был накоплен.
Можно выделить 7 периодов развития управленческой науки в советский и постсоветский периоды:
      1 период (октябрь 1917 г. - март 1921 г.). Разрабатывались формы и методы государственного централизованного управления производством, обґрунтовувались принципы централизма, организационные методы управления, администрирования и государственное регулирование.
      2 период (1921-1928 гг.). Осуществлялось дальнейшее совершенствование административного управления производства, были предприняты попытки применения хозрасчета как основы экономических методов управления, появились тресты и синдикаты, а также формально изучались возможности участия работников в управлении.
      3 период (1929-1945 гг.). Связан с организацией индустриальной базы общественного производства, внимание уделяли совершенствованию структур управления, методов подбора и подготовки кадров, планирования и организации производства.
      4 период (1946-1965 гг.). Характеризуется поиском новых форм функционирования и взаимодействия государственных органов управления, попыткой перехода к территориальной и территориально-отраслевой системы управления, что в конечном счете привело к углублению администрирования.
      5 период (1965-1975 гг.). Была предпринята попытка проведения хозяйственной реформы через усиление роли экономических методов управления. Этот этап подтвердил неэффективность реформ, которые проводились в рамках административно-командной системы.
      6 период (1975-1988 гг.). Характеризуется все более глубоким осознанием невозможности реформирования административно-командной системы, которая сложилась в экономике СССР. Он подтвердил необходимость радикального изменения экономических отношений, коренных экономических реформ.
      7 период (1985 г. и по сей день). Проведение экономических реформ. Этот период можно разделить на 5 подэтапов:
а) работа предприятий по первой модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении прибыли;
б) применение второй модели хозяйственного расчета, построенной на нормативном распределении дохода, развитие арендных отношений;
в) внедрение прогрессивных форм организации труда, усиление кооперативного движения, увеличение экономической свободы;
г) внедрение территориального хозрасчета на всех уровнях управления;
д) начало и развитие рыночных реформ (реализация этого підетапу осуществляется уже в условиях развития независимой национальной экономики Украины).
На разных этапах развития управленческой науки существенный вклад в нее сделали такие украинские ученые, как О. Терлецкий, Г. Павлик, Г. Драгоманов, Г. Зибер, С. Подолянський, Г. Туган-Барановский, И. Вернадский, Г. Вольский, Г. Цехановецький, К. Воблый, Т. Войнаровский, В. Бандера, И. Коропецкий и другие.
Начало традиций, связанных с понятием "социальная работа", было положено во второй половине XIX в. в Западной Европе и США. Особым толчком для распространения и развития социальной работы послужило появление понятий и законов государства "благотворительности" в 40-60-х годах. Эти взгляды и законы определили и интегрировали в систему права всех граждан на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности и т.д. Именно тогда стало понятно, что даже лучшие законы о правах и помощь не дают нужных результатов без проведения их в жизнь на личностном уровне, то есть без индивидуального подхода к каждому человеку, что составляет суть социальной работы.
На рубеже XIX и XX веков во многих европейских странах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции, Франции), а также США и Канаде возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась рядом с благотворительными организациями. Именно на XIX века приходится зарождения социальной работы как общественной практики.
Первые подходы к теоретических аспектов социальной работы были разработаны Мэри Ричмонд (США). Она занималась социальной работой с 1889 года сначала в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1899 году выходит его книга "Дружественный визит в бедняков: руководство для работающих в благотворительных организациях". В ней впервые были изложены научно обоснованные методы социальной работы.
В своей следующей работе "Социальные диагнозы", вышедшей в 1917 г., М. Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название "индивидуальный метод социальной работы". Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников, и эта книга становится важнейшим учебником для учебных заведений США и Европы. Ричмонд часто называли "матерью социальной терапии".
Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к "социальному лечения" индивида и подготовки подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
В основу социальной работы была положена медицинская модель, что схематически можно представить следующим образом:
      Социальный работник - клиент
Сбор фактов - социальный диагноз - социальная терапия

В "Социальных диагнозах" М. Ричмонд отмечала, что в социальной работе важнейшим есть поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе методов помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая отдельно, исходя из его внутренних условий. Диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев, которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации. Установлен диагноз с учетом обстоятельств конкретной ситуации позволял выявить причину и наметить меры для ее устранения. Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и его социального положения.
      Итак, одной из теоретических концепций менеджмента социальной работы является теория социального действия.
Впервые в науку понятие "социальное действие" было введено и научно обоснованно Максом Вебером.
      Социальной действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли она внешний или внутренний характер, сводится к невмешательства или к терпеливому принятия), которая согласно предполагаемого содержания действующего человека соотносится с действием других людей или ориентирует на нее". Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности: она должна быть, во-первых, рациональной, осознанной и, во-вторых, ориентированная на поведение других людей. Эти люди могут быть незнакомыми, знакомыми, сослуживцами. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, которые связаны с ориентацией на несоциальные, материальные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота, которые сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не имеют влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен в этом отношении пример, приводимый М Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем событием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, ругань, что следует за столкновением, драка или мирное урегулирование конфликтов - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую гран между социальными и несоціальними, так называемыми естественными или природными, действиями крайне трудно.
      Таким образом, социальные действия является следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.
Менеджер социальной работы может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только его статус, но и индивидуальные физические, психические (то есть биологические особенности, проявляющиеся в его поступках, так же как и социальные факторы.
Работа менеджера - это искусство взаимодействия с другими людьми, которые имеют сложные психологические проблемы или находятся в трудной жизненной ситуации. Менеджер социальной работы имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального.
Для иллюстрации рассмотрим положение молодого человека в обществе.
Он полон сил, энергии, желания счастья. Но это счастье зависит от его положения в обществе, дохода. Чтобы занять достойное социальное положение, необходимо получить соответствующее образование, специальность, в условиях конкуренции получить надлежащую работу.
Все это отодвигает достижения целей на неопределенное время. Таким образом, имеет место конфликт, обусловленный завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации.
Поэтому менеджер социальной работы должен, учитывая внутренний мир и внешняя среда клиента, осознавать, что одной из его задач является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.
      Таким образом, теория социального действия видит решение возникающих социальных конфликтов в согласовании потребностей и запросов людей с реальным социальной средой.
Среди современных концепций теории менеджмента социальной работы выделяют системно-теоретический подход, при котором отношения и социальные процессы рассматриваются в причинно-наслідковій зависимости. Человек является участником нескольких систем - семьи, круга друзей, школьного или трудового коллектива, влияющие на него и это необходимо учитывать социальном менеджеру в работе с клиентом.
Большое значение в социальной работе вступил ситуационный анализ, на основе которого разработана теория социальных сетей.
Это было вызвано распадом социалистической системы, объединением Германии и стран ЕС. В новых странах появилась необходимость создания новой системы социальных отношений, базирующаяся на общинном методе социальной работе (создание социальных связей по месту жительства).
      Таким образом, со временем менялись теории и формы социальной работы, но главным принципом менеджмента социальной работы остается оказание помощи. Стратегия менеджера социальной работы - повышение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и самому решать личные проблемы.


Назад