Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 4. Система менеджмента социальной работы


Составляющие процесса менеджмента социальной работы.
Законы, закономерности и принципы менеджмента социальной работы.
Методы менеджмента социальной работы.
Функции менеджмента социальной работы.
Миссия и цель менеджмента социальной работы.
Институциональные уровне менеджмента социальной работы

Литература
1. Социальный менеджмент / под ред. В.Н.Иванова. - М., 2001.
2. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ Под ред. Глухова, 1995.
3. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие/ под ред Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. - М., 1999.
4. Макаров В.В. Социальное управление. - М., 2000.
5. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К., 1995.
6. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебн. пособие. - К., 1998.
7. Каганец И.В. Психологические аспекты в менеджменте. - Киев-Тернополь, 1997.

Знание некоторых принципов легко
компенсирует незнание некоторых фактов

Гельвеций

      По-первоеэто процесс классического управления: сбор, переработка, передача информации (предмет менеджмента), которая используется для отработки решений (продукт менеджмента).
      По-второе, элементами менеджмента социальной работы как вида профессиональной человеческой деятельности являются:
· цель управления;
· способ достижения цели;
· объект и субъект управления, которые взаимодействуют в определенной среде.
      По-третьефункции управления организацией: планирование, организация, управление, мотивация (активизация и стимулирование работы), обучение кадров, учет и анализ, обратная связь, координация, контроль.
      По-четвертое, средства управленческого труда: методы, средства обработки и анализа информации, принятия на этой основе конкретных решений.
      По-пятоетехнология управления: приемы, средства и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и его составных функциях.
Менеджмент социальной работы часто называют уникальным или, по крайней мере, отличным от других типов управления организацией, особенно от промышленных, производственных. В контексте соответствующего сравнения считается, что особенности менеджмента социальной службы принципиально существенные с точки зрения:
· социальных явлений;
· социальных проблем;
· профессиональной направленности социальных работников.
Современное социальное управление, менеджмент социальной работы - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческой деятельности.
Анри Файоль, американский менеджер, утверждал, что “управлять - это:
- предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий;
- организовывать - строить двойной организм из материального и социального;
- распоряжаться - приводить в действие персонал;
- согласовывать - связывать, соединять все действия и усилия”.
Теория и практика менеджмента социальной работы не дают конкретных рекомендаций образцов или на отдельно взятые, существующие случаи, а учат общим приемам, методикам и способам решения тех или иных управленческих проблем в контексте профессиональной социальной работы.
Менеджмент социальной работы подчиняется следующим законам:
- единство системы социального управления, которая проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления в низших его звеньев), в сочетании основных функций и методов менеджмента;
- пропорциональность управляющей и управляемой подсистем, которая предполагает рациональную соответствие внутри них и между ними с целью обеспечения более эффективного функционирования этих подсистем;
- участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинены единственной цели - удовлетворение потребностей населения.
В научном управлении используются закономерности управления, в которых проявляются законы общественного развития. Уровень научного управления определяется глубиной познания и способностью следовать в практической деятельности требований законов и закономерностей создания, функционирования и развития систем социального управления. Знание закономерностей дает возможность не только правильно оценивать управленческие явления и процессы, но и прогнозировать их развитие.
      Специфической закономерностью управление является соотношение управляющей и управляемой системы.
      Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.
      Принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, которые отражают законы развития отношений управления.
Под принципами социального управления следует понимать также правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, которые сложились в обществе. Они определяют требования к системе, структуры, процесса и механизма социального управления.
Система принципов управления изменяется в процессе общественного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, поскольку выражают требования к системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на разных этапах социального развития могут и должны быть разными.
В менеджменте социальной работы важна операционная, системная роль отводится принципам, группе принципов управления. Принципы менеджмента социальной работы - весомый инструмент методического и организационного основу каждой социальной системы.
Ученые выделяют группу принципов менеджмента социальной работы не только в качестве отдельной составляющей социальной политики, но и как менеджерского метода в контексте операционной социальной работы.
      Методы менеджмента в теоретическом аспекте являются способами и приемами воздействия управляющей системы на управляемую на разных уровнях и звеньях управления, а в прикладном аспекте - совокупность способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей для достижения миссии организации и ее целей. Содержанием методов менеджмента является специфика приемов и способов воздействия.
Наличие, использование, развитие группы методов менеджмента социальной службы является свидетельством высокой профессиональной культуры управления и способности учесть особенности, ресурсную специфику социальной службы на пути достижения оптимального решения социальной проблемы, социальной ситуации клиента или проблемы социальной службы.
      Структура методов управления в менеджменте социальной работы с детьми и молодежью:
· группа экономических методов (экономическое стимулирование);
· группа административных методов (регламентация деятельности с другими социальными службами и специалистов по социальной работе, их нормирование, другие вопросы работы с кадрами, прогнозирования, моделирования, программирования деятельности социальной службы);
· группа методов супервизии;
· группа методов психолого-педагогического воздействия (установление благоприятного климата, стимулирование творчества, инициативы, инноваций, формирование условий для принятия социальным работником самостоятельного решения и т.п.);
· методы общественного воздействия (развитие команды социальных
работников, увеличение ресурсов социальной работы в общине,
введение моральных тренировок, повышение престижа и имиджа
социальной работы).
Функции менеджмента социальной работы - это виды деятельности руководящих лиц социальной службы, управления социальными службами, с помощью которых они влияют на объект менеджмента социальной работы. Если максимально учитывать механизмы функционирования социальной службы, то становится возможным предложить следующую классификацию функций менеджмента социальной работы.
В научной литературе определено пять основных факторов, способствующих развитию сотрудничества между организациями:
- наличие похожих ценностей и культуры;
- достижение консенсуса по поводу сферы взаимодействия (согласованность по вопросу распределения ролей и ответственности);
- осознание важности создания сети;
- наличие обмена (или все стороны выиграют от социальной деятельности);
- наличие альтернативных ресурсов.
      Главная цель менеджмента социальной работы - это обеспечение реализации основных принципов государственного подхода к организации социальной работы в условиях конкретной социальной службы:
      · от принципа практического результата: анализ, выявление тенденции и определение приоритетов социального развития общества, развитие ресурсов эффективного решения социальных проблем;
· от принципа прогнозирования: формирование перспектив развития социальной работы, ее способности решать актуальные задачи общины, интересы, запросы личности;
      · от принципа комплексности: предупреждение проявлений отраслевой завуальованості, низкого качества и недоступности социальных услуг, безответственности и некомпетентности специалистов по социальной работе, недооценки ими этических стандартов, то есть всего, что наносит вред личности, семье, общине.
Сравнительный анализ основных аспектов социальной политики и социальной работы (рис.1) позволяет представить менеджмент социальной работы как политический процесс, в ходе которого устанавливается когда, как, сколько, кому предоставлять социальных услуг соответствующей социальной службой.

Социальная политика Социальная работа
Исторические истоки понятия «социальная политика» берут свое начало со времен греческих городов-полисов, где зародилось представление о гражданстве, связано с принципу прямого действия демократии. Главная задача социальной работе заключается в том, чтобы вернуть «клиенту» (ребенку, молодой лицу, их родителям, семье, группе, обществу) способность действовать самостоятельно в определенных социальных условиях
Объектами социальной политики является не столько индивиды, как определенные группы населения. Существенным моментом социальной работы Е такой способ помощи людям, который не умаляет их достоинства. Поэтому большая внимание уделяется характеру отношений с клиентами.
Поэтому социальная политика интересуется результатами, оставляя без внимания те процессы, с помощью которых эти результаты достигаются. Тем социальных работников обвиняют в том, что они больше внимания уделяют процесса помощи, чем результатам.
Социальная политика избегает «общения» с «Заплямованими» - социальными низами и стремится утверждать свой имидж как защитница интересов большинства Социальная работа имеет дело преимущественно с малообеспеченными, маргіналізованннми прослойками населения
Рис.1 Сравнительный анализ основных аспектов социальной политики и социальной работы

Классификация уровней взаимосвязи социальной политики и социальной работы позволяет определить следующие уровни применения менеджмента социальной работы:
      Уровень (базовый) социальной работы (ОПЕРАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ МЕНЕДЖМЕНТА)
      Рабочий уровень социальной политики и социальной работы
      Системный уровень социальной политики и социальной работы
      Уровень всесторонности социальной политики и социальной работы (ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ)
      Уровень социальной политики (СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ).


Назад