Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 5. Объект и субъект менеджмента социальной работы


Объект менеджмента социальной работы.
Субъект менеджмента социальной работы.
Подходы, модели и методы взаимосвязи объектов и субъектов менеджмента социальной работы.

Литература
1. Кузьмин О.Є. Современный менеджмент. - Львов, 1995.
2. Социальный менеджмент / под ред. В.Н.Иванова. - М., 2001.
3. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ Под ред. Глухова, 1995.
4. Макаров В.В. Социальное управление. - М., 2000.
5. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К., 1995.
6. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебн. пособие. - К., 1998.

Механизм управления всегда подчиняется воле тех, кто руководит этим механизмом.
Итак, важнейший элемент управления - это метод отбора лидеров.

Фрэнк Герберт

      Объектами менеджмента социальной работы есть: ресурсы социальной службы; ресурсы социальной работы; клиенты социальных служб (ресурсы клиента); специалисты по социальной работе; вся система взаимоотношений, которая складывается при предоставлении социальной услуги.
На рисунке 1 представлена ресурсный пространство социальной работы с детьми и молодежью.
Ресурсы социальной работы и социальной службы как объекты менеджмента социальной работы в условиях становления социальной работы в Украине можно структурировать по методу соотношение «между полюсами» (метод сравнительных факторов, закономерностей в социальной работе).
      Под ресурсами понимается совокупность затрат (определенная социальная норма) политических, материальных, технологических, финансовых, информационных, кадровых, личностных, которые применяются для достижения цели, учитывая затраты ресурсов не только в сфере практического производства социальной услуги, но и в сферах проектирования, конкретизации, корректировка, публичной презентации потребления, обратной связи с клиентами в социальной службе, системе социальных служб.

Ресурсы социальной работы Социальной службы для молодежи
Политические (цель, задачи) Технологические
Нормативно-правовые (пути, направления, роли, функции, принципы) Ресурсы и степень участия клиента
Секторальные (государственное - общественное - частное) Адаптационные
Концептуальные (теория) Базовые навыки социальных работников
Профессионализм, Профессиональное образование Волонтеры социальных служб
Финансовые Ресурсы местной общины
Территориальные Контекстуальные и координация между соцслужбами
Административное - управленческие Менеджерские
Супервизия Источники уверенности социального работника
Этические стандарты социальной работы Этические правила социальной службы
Контроль Защита
Институциональные (социальная сфера) Открытое социальную среду
Специализация Мобильность социальной помощи
Социальная проблема Социальная ситуация
Рис. 1 Ресурсы социальной работы и социальной службы

Рисунок 2 представляет классификацию ресурсов социальной помощи детям и молодежи:

Профессионализм Самопомощь
Социальный заведение, учреждение Социальная среда
Централизация Децентрализация
Помощь семье, группе Контроль за ребенком
Экстерна, быстрая, мобильная социальная помощь Социальная инфраструктура
Государственная помощь Общественная помощь, помощь в общине
Рис. 2 Социальная помощь молодежи между полюсами

      Субъектом менеджмента социальной работы есть руководящий состав социальных служб и органов управления социальными службами.
Существенные различия в содержании и значимости социальных проблем, составляющих подсистем субъектов социальной работы, продолжительности решение социальной ситуации и локализации угроз от социальных явлений и др. порождают большой круг разновидностей потенциально возможных решений в социальной работе. Хотя каждое из них направлено на решение конкретной проблемы, имеет свою специфику, все же можно выделить общие признаки и классифицировать определенные закономерности их разработки, реализации
      Подходы, модели и методы взаимосвязи объектов и субъектов менеджмента социальной работы 
Комплексный подход.
Адаптационный подход.
Иерархическая, коллективная, развивающая модель.
Линейная, функциональная, линейно-штабной, матричный тип.
Механистический, органический тип.
Менеджерская сетка (модель).
Основное содержание менеджмента социальной работы (модель)
Перечисленные ресурсные составляющие определяют комплексный характер менеджмента социальной работы. Безусловно, модель «между полюсами» не является окончательным аргументом анализа, однако является основанием социальной службе для молодежи комплексно подходить к определению источников развития социальной работы с детьми и молодежью.
      Комплексный подход в менеджменте социальной работы - это, прежде всего, разработка комплексной программы деятельности социальной службы или системы социальных служб, что имеет важное значение для решения проблем клиентов и реализации социальной политики.
      Комплексная программа включает содержательные аспекты политической линии социальных служб для молодежи и предусматривает основу для принятия оперативных решений:
· привлечение молодежи к активной социальной действия;
· поддержка волонтерского движения;
· развитие сети социальных услуг для молодежи.
По условий формирования модели социальной политики в Украине на фоне противоречивых тенденций переходного периода социально-экономического развития и неопределенности статуса социальной работы, что только приобретает формы профессиональной деятельности, комплексный, векторный и подход «между полюсами» позволяют учитывать общие черты социальной работа и использовать в условиях систематического дефицита те ресурсы, которые в конкретном регионе ориентируют на оптимальное предложение от социальной службы. В современный период утверждения новых аспектов социальной политики, изменения социального сознания в контексте увеличения повноправ'я местных общин социальная работа приобретает все более четкого структурного измерения как особый вид профессиональной, научной и учебной деятельности. Для примера, социальные службы для молодежи реализуют запрос ребенка, молодого человека, семьи, общества в условиях систематических изменений внешней среды, пытаются предвидеть тенденции этих изменений и адаптироваться к ним. Именно адаптационный подход к пониманию места менеджмента в теории и практике социальной работы - наиболее актуальный вопрос развития ресурсов, становления базового уровня социальной работы с детьми и молодежью, что условно временно доминирует над концептуальной, технологической компетенции профессиональной деятельности.
      Составными элементами управления (в контексте адаптационного подхода): цель социальной работы; ресурсы социальной работы; ресурсы социальной службы; ресурсы клиента; результаты (количественные и качественные) деятельности социальной службы; качество (этические стандарты и правила) социальной работы; партнерская идеология социальной работы (міжсекторні связи социальной службы); опыт социальной работы конкретной службы как определенная социальная норма, которая способна выступать аргументом для аналитиков, политиков, общественности. Важным для понимания и использования модели адаптационного подхода в менеджменте социальной работы является то, что характеристики верхнего круга вращаются вокруг характеристик центрального круга. Этот немного «механистический закон» адаптационного подхода целенаправленно выделяет ценностную основу управления.
      Ценности социальной работы с детьми улицы:
      1. Этические ценности и правила специалистов социальной помощи детям улицы:
      Прагматизм
- делать то, что этично и срабатывает
- фокусироваться на реальной жизни, а не на том, чего хочет социальный работник
- быть гибким, уметь перестроиться
- ударение на действия
- делать только то, что нужно
      Компетентность
- быть способным помочь
- все время продолжать учиться
- делать только то, во что вы верите
- быть четким и последовательным
      Уважение:
- к культурных различий, а также индивидуальности человека
- уважение в том, чтобы не навредить
- избегать критических суждений
- быть доступным
- осознавать, что человек имеет потенциал доброй воли
- быть мягким (в разумных пределах)
      Искренность
- не переоценивать свою функцию помогающему
- быть открытым
- уметь делать вызов
- не защищаться от клиента
      Самоуважение и наделение властью:
- люди могут измениться, если они решили измениться
- помочь людям найти свои личные ресурсы/человек все может
- не переоценивать бессилие клиента
- нагружать обязанностями клиентов
- помочь превратить недовольство на средство к изменениям
      Помощь как социальное влияние:
- быть соучастником, а не давать указания/помощь - это долгосрочный процесс
- демократизация процесса помощи/человек может высказывать недовольство процессом помощи
      2. Права детей улицы в условиях социальной помощи
      Ребенок улице имеет право на:
И. ИНФОРМАЦИЮ
Знать о социальной помощи на территории района и преимущества относительно получения социальных услуг в общине города
2. ДОСТУПНОСТЬ
Получать обслуживание без ограничений по полу, вероисповеданию, национальности, семейным положением, месту проживания
3. ВЫБОР
Свободно решать, получать социальную помощь и по какому направлению, в каком виде
4. ДОСТОИНСТВО
Чувствовать уважение, доброе и внимательное отношение держать в фокусе ожидания клиента и его желание, а не свои помочь человеку победить боль даже физический
5. ТАЙНУ
Быть уверенным, что любая информация частного
характера будет сохранена социальным работником
6. КОМФОРТ, УЮТ
Иметь возможность с глазу-на-вич общаться с социальным работником. Чувствовать себя комфортно в любой социальной агентства района. Высказывать свои мнения, позиции относительно качества социальной помощи.
Эффективное решение задач социальными службами требует того, чтобы их структура строилась из элементов, которые необходимы для выполнения задач социальной работы. Качеством структуры любой социальной службы является то, что она связана со всеми сторонами деятельности службы. Поэтому проблема совершенствования структуры социальных служб особенно актуальна для центров социальных служб для молодежи.
Можно выделить различные по своему составу и содержанию модели организационных структур социальных служб для молодежи:
      * иерархическая модель;
* коллективная модель;
* развивающая модель.

      В практике менеджмента социальной работы достаточно методов построения структуры социальной службы. Остановимся на наиболее распространенных из них.
      Линейный тип менеджмента является самым простым. Суть его заключается в том, что во главе каждой службы стоит руководитель, который осуществляет все функции организации. Каждый член коллектива подчиняется, как и вся служба, только этому руководителю и выполняет только его распоряжения. Руководитель подчиняется высшему руководителю. Иерархия основной признак линейного типа менеджмента. Между звеньями иерархии устанавливаются четкие взаимоотношения.
      Функциональный тип менеджмента - освобождает линейных руководителей от необходимости детального знания всех сторон управления организацией. Специалисты хорошо знают конкретные звенья социальной службы и готовят квалифицированные решения.
      Линейно-штабной тип менеджмента - создание при линейных руководителях определенных «штабов» (бюро, группы, сектора, коллегии и т.д.), которые специализируются на выполнении определенных менеджерских функций. Штабы не принимают решений, а лишь обеспечивают их качественную подготовку.
      Матричный тип менеджмента. В этой модели на традиционную, разделенную по функциями организацию (вертикальное структурирование), наслаивается ориентирована на проект или отдельную социальную услугу организация (горизонтальное структурирование). Суть такого типа заключается в содействии горизонтальным коммуникациям внутри организации и обеспечении строгой ответственности за ход работ, проектов и процессов в ней. Задачей проект-менеджеров является координация всех точек зрения относительно социальной услуги или проекта.
Указанные типы методов построения структур социальных служб подчеркивают принципиальность менеджмента как сознательного выбора и влияния лучшего, оптимальнее решение по организации социальной работы в условиях конкретных ресурсов на соответствующей территории.


Назад