Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 6. Особенности менеджмента социальной службы для молодежи


Менеджерские приемы самоанализа в социальных службах для молодежи.
Группы особенностей развития социальных служб для молодежи.
Инструменты менеджмента социальной работы для молодежи.
Виды решений в социальных службах для молодежи.

Литература
1. Кузьмин О.Є. Современный менеджмент. - Львов, 1995.
2. Социальный менеджмент / под ред. В.Н.Иванова. - М., 2001.
3. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ Под ред. Глухова, 1995.
4. Макаров В.В. Социальное управление. - М., 2000.
5. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К., 1995.
6. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебн. пособие. - К., 1998.

В мире есть только один способ убедить нас нечто сделать - это
заставить другого захотеть сделать это

Д. Карнеги

      Социальные службы для молодежи - это сложные социальные системы. Сама по себе проблема менеджмента социальной службы заключается в следующем: каким образом следует использовать внутреннюю структуру, методы увеличения производительности труда и стимулы для того, чтобы максимально повысить эффективность социальной работы.
      В основе классификации видов социальных служб могут быть разные причины, но практически все они, в конечном итоге, сводятся к следующему:
      работа с проблемой клиента:
      работа другими службами, учреждениями, организациями.
В социальных службах для молодежи активно используют два менеджерских приемы самоанализа:
· «Семь признаков» управленческого процесса.
· «Шесть ориентиров» предвидения развития социальной службы.
      ПРИЕМ ПЕРВЫЙ - “Семь признаков” управленческого процесса:
      - внешняя среда (общество, окружение, партнеры, конкуренты);
Окружение бывает разным по своей сложности, способностью воспринимать изменения и способствовать конкурентоспособности организации.
      - назначения (цель);
Назначение или миссия социальной службы, что тесно связано с целью, в значительной мере определяют главные задачи, которые необходимо выполнить, а также определяют, какие технологические и кадровые ресурсы необходимо привлечь для этого. Предпосылки определения цели:
      - регистрация индикаторов проблемы: получение информации, которая свидетельствует о необходимости изменения миссии организации, ее задач, сокращение потребления ресурсов и т.д.;
      - анализ ситуации: проведение анализа сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз, их взаимосвязей;
      - описание (формирование) проблемы: что, где, как, почему, отчего возникло, почему еще плохо, к чему может привести, если не решить проблему?
      - производство социальной услуги (планирование работы);
То, как специалисты по социальной работе объединяются для воплощения в жизнь определенного задания, конечно, является производной функцией от уровня технологий и окружения, ресурсов клиента и социальной службы. Главная проблема - это степень взаимозависимости проблем.
      - структура службы;
В отличие от планирования работы, при планировании структуры социальной службы внимание прежде всего сосредотачивается на общем распределении власти и полномочий, обработке информации, определении роли тех, кто будет принимать решения в рамках организации, на том, как будут связаны между собой отдельные производственные группы, подразделения. Диапазон такого планирования достигает от определения функций в социальной службе помощи по месту жительства к более сложному планирования модулей. Состав и построение социальной службы должны соответствовать ее назначению, стратегии, технологическому уровню и окружению
      - межорганизационные отношения;
По мере того, как возрастает сложность окружения сферы предоставления социальных услуг и ускоряются темпы изменений, ключевым элементом стратегии многих социальных служб является формирование отношений между сотрудниками
      - изменения (обновления и новаторство);
Теперь, как никогда, социальные службы призваны развивать свою способность к изменениям, инноваций и новаторства. Они могут отличаться по функцией, которую выполняет определенная организация в системе социального обслуживания, помощи, защиты и т.д. Для большинства социальных служб способность работать творчески и управлять изменениями, а также умение быть новаторами, является ключом для долголетия.
      - стратегические вопросы;
Существует много стратегических уровней: от роли организации в обществе в целом до конкретных участков работы или обслуживания, которые организация выбирает для себя, чтобы непосредственно участвовать в них, до того, как организация желает вести себя в этой отрасли, и, наконец, к функциональных средств, пользуясь которыми организация достигает своей цели. Подход конкретной социальной службы к решению такого типа стратегических вопросов будет, конечно, меняться как функция от конкретного окружения, с одной стороны, и от внутренних ресурсов - с другой. Вероятность успеха конкретной стратегии будет зависеть не только от содержания, но и от способа ее воплощения в жизнь и соблюдение принципов эффективной социальной работы.
      ПРИЕМ ВТОРОЙ - «Шесть ориентиров» предвидения развития социальной службы. (В контексте менеджерского подхода наиболее распространен в общественном, государственном секторе реализации социальных программ).
      1. Миссия социальной службы для молодежи:
      Кто мы есть?
      Почему мы существуем?
      Что мы делаем и для кого?
      Что/кто определяет миссию: клиенты; социальные нужды; социальные услуги; социальные ценности.
      2. Сильные стороны службы как организации:
      Что мы умеем делать действительно хорошо?
      Что мы делаем лучше, чем другие?
      Которые мы имеем ресурсы?
      Которые положительные стороны деятельности вашей социальной службы для общества?
      С. Слабые стороны службы как организации:
      Что не удается сделать?
      Что вы (пока что) не умеете делать?
      Которых ресурсов не хватает?
      За которые качества организации мы не уверены полностью?
      4. Выявление проблем и анализ окружения:
      Которые изменения влияют на различные аспекты текущих целей и стратегии организации?
      Которые факторы угрожают оперативным целям и стратегии организации?
      Которые факторы дают больше возможностей для достижения организационных, оперативных целей и стратегии путем корректировки, оценки?
      5. Оценка стратегии:
      Или стратегия деятельности (в том числе политическая линия социальной работы с детьми и молодежью) совместимой с возможностями организации?
      Или стратегия учитывает допустимую степень риска?
      Или имеет организация достаточное количество ресурсов для реализации стратегии?
      Или стратегия учитывает прямые, косвенные, опасные факторы и возможности внешней среды?
      Или эта стратегия лучшим средством применения ресурсов?
      6. Риски деятельности социальной службы:
      Которые источники рисков и трудностей: производство социальной услуги; психологические особенности руководителей службы (ее подразделений)?
      В чем причины формирования рисков (не добровольность клиентов; недостаточность информации; непредсказуемость будущего службы; поведение конкурентов и деловых партнеров)?
      Которое в службе отношение к страхованию (риски, что не нуждаются мероприятий страхования; риски, которые обязательно требуют мер защиты и страхования)?
Инновации в социальных службах для молодежи представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на образование и материализацию нововведения в общине города, реализацию таких инициатив, которые вызывают именно качественные изменения в социальном положении детей и молодежи, приводят к оптимального использования ресурсов и формирования новой нормы социальной работы в службе. Социальные инновации существуют в двух формах: как программа социальной службы (положение о программе, календарный план реализации программы, смету расходов на реализацию социальной программы) и как систематический процесс развития социальной службы.
Социальные инновации достаточно разноплановые, что в первую очередь обусловливается разнообразием социальной жизни детей, молодежи, их родителей, общественности города. Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и адаптации к специфике районов города, управления социальными службами для молодежи, ресурсов социальной работы с детьми и молодежью, что в свою очередь обусловило использование и развитие инновационного метода, который основывается на новых идеях и принципах решения сложных комплексных задач.
В социальной службе для молодежи инновационный метод развивается через различные формы:
- инновационная игра как метод исследования и развития социальной службы в частности и социальных служб в системе города;
- соціотехнічна игра, базирующаяся на принципах работы социальных технологов или социальных технологий;
- императивная форма, которая возникает при распределении инновационной игры на метод и форму реализации;
- матричная, модельная форма, которые позволяют совместить правила инновационного метода и базовых технологий исследования и практического действия на решение социальной проблемы, социальной ситуации.
      Таким образом, выход из кризисных ситуаций в жизнедеятельности детей и молодежи города реализуются социальными службами для молодежи способами, которые в рамках инновационной методологии ориентируют на нахождение средств поиска и реализации принципиально новых социальных местных технологий. Кроме этого, социальные инновации позволяют социальным службам для молодежи решать следующие задачи:
- обеспечить развитие социальных служб для молодежи в условиях внутренней ресурсной ограниченности и общей внешней конкуренции;
- разработать и последовательно реализовывать программы предоставления легкодоступных, бесплатных, профессиональных социальных услуг по месту жительства, в открытой среде для детей, молодежи, их родителей и с их участием;
- систематически реализовывать задачи развития базового и творческого уровней социальных работников служб для молодежи в условиях конкретных социальных проблем территории, района города Киева;
- совершенствовать умения менеджерского риска и способности нивелировать влияние рискованных ситуаций на развитие ресурсов социальной работы с детьми и молодежью.
Инструментальный подход относительно принятия и реализации управленческого решения в социальной службе для молодежи позволяет выделить две составляющих:
      1) Перечень инструментов менеджмента социальной работы, который применяется в период становления социальной службы или используются в качестве единицы анализа и презентации способности принять, выполнить решение.
Инструменты менеджмента социальной работы на уровне условного социальной службы для молодежи следующие:
* цель социальной работы;
* супервизия;
* критерии оценки эффективности социальной работы;
* социальная технология;
* социальная услуга;
* социальная модель;
* социальная программа
* социальная инновация;
* этические правила социальной работы.
      2) Инструментальные этапы организации принятия и исполнения решения, которые характерны для социальной службы в период ее развития, модернизации, модификации и т.д.
      Особенности эффективного контроля:
1. Характеристика эффективного контроля - это его стратегическая направленность. Эффективный контроль должен отражать приоритеты социальной службы. При контроле обязательным является поддержание стратегических направлений конкретной социальной службы.
2. Характеристика эффективного контроля - это соответствие процесса деятельности службы результатам, целью социальной работы. Контроль должен объективно и адекватно определять результаты деятельности, которые контролируются. Адекватность контроля обеспечивать правильное и спокойное отношение подчиненных к этой процедуры.
3. Характеристика эффективного контроля - своевременность.
4. Характеристика эффективного контроля - гибкость. Контроль должен быть достаточно гибким, чтобы адекватно реагировать на изменения внешней среды, но достаточно жестким, чтобы обеспечить стабильность деятельности организации.
5. Характеристика эффективного контроля - простота. Самый эффективный контроль - это простой контроль с позиций тех задач, которым он служит.
6. Характеристика эффективного контроля - экономность.
Различают три основных вида контроля:
      - предварительный контроль - до начала работы социального работника, реализации социальной программы;
      - текущий контроль - непосредственно в ходе выполнения социальной работы;
      - заключительный контроль - после того, как работа выполнена (закрытии дела клиента, утверждении отчета о выполнении социальной программы).


Назад