Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 7. Супервизия и менеджмент социальной работы


Супервизия как принцип, функция, метод менеджмента социальной работы.
Административный и учебный методы супервизии в менеджменте социальной работы.
Процесс супервизии. Супервизия и консультирование. Оперативный план работы с персоналом.

Литература
1. Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента. - Львов, 2001.
2. Социальный менеджмент / под ред. В.Н.Иванова. - М., 2001.
3. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ Под ред. Глухова, 1995.
4. Макаров В.В. Социальное управление. - М., 2000.
5. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К., 1995.
6. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебн. пособие. - К., 1998.


Социальная работа является многоаспектной по своему содержанию, профессиональными ролями, функциями, направлениям, результатами системой. Это, с одной стороны, определяет необходимость комплексного, системного подхода к управлению социальной работой, с другой требует дифференцированного подхода, когда учитываются конкретные задачи, специализация профессиональной деятельности, реальный контекст социального вмешательства, направленность социальной услуги и т.д.
Исходя из того, что менеджмент социальной работы - это гибкий системный цикл управления ресурсами, целями, содержанием социальной работы в условиях существующего ресурсного дефицита, постоянных изменений в социальных отношениях, то именно супервизия в социальной работе может рассматриваться инструментом повышения качества социальной услуги, результативности действий социального работника, эффективности деятельности социальной службы. Супервізироство в социальной работе является весомым элементом профессионального развития деятельности и рассматривается как принцип, функция и метод.
      Как принцип (комплексный, целевой, систематизуючий), супервизия - основа содержания действий менеджера социальной службы, которая рассматривается как профессиональный стиль менеджерской работы.
      Как функция, супервизия - это индивидуальное кураторство, направленное на выявление и решение проблем, дилемм, спорных вопросов, трудностей „ деформаций в деятельности конкретного социального работника соответствующей социальной службы.
      Как метод, супервизия - это обучение на опыте. Уместно разграничивать административный и образовательный метод супервизии. Один и второй широко применяются в социальной работе собственно для помощи социальному работнику обеспечить качество услуги, результат работы за конкретных условий деятельности.
Таким образом, можно сформулировать предположение, что супервизия - это категория менеджмента, которой предусматривается вмешательства в:
· взаимодействие «социальный работник - клиент»;
· взаимоотношения «социальная служба-клиент»;
· взаимовлияние «социальный работник - социальная служба».
      Как административный метод супервизия заключается в:
* назначении клиенту наиболее соответствующего социального работника;
* обсуждении результатов первичного оценивания, плана вмешательства в социальную ситуацию;
* пересмотре процесса работы с клиентом.
      Супервизия как метод обучения в социальной службе имеет целью помочь социальному работнику лучше понять философию, идеологию, политику и практику социальной службы, узнать о ресурсы, клиентов, легальные и альтернативные цели деятельности социальной службы, сильные и слабые стороны жизнедеятельности, возможности и угрозы, партнеров и конкурентов, направления и приоритеты деятельности, а также усовершенствовать свою концептуальную, технологическую, интегративную компетентность.
Супервизию как метод обучения в менеджменте социальной работы можно дифференцировать на три составляющие:
* собственно учебную супервизии (от менеджера-супервизора), инструктаж, оперативная корректировка, кураторство;
* обучающее консультирование (до менеджера-супервизора);
* повышение квалификации (с менеджером-супервизором: от базового уровня, проектирование карьеры, обучение на модели социальной работы).
3
Рис. 1

Перечисленные закономерности и обобщения позволяют сделать вывод, что супервизия в менеджменте социальные работы - это процесс:
* надзора по социальным работником, его профессиональной компетентности и душевным равновесием;
* управление изменениями в работе социального работника;
повышение уровня квалификации социального работника, а не требование к проблеме кадров социальной службы.
      С позиций идеологии менеджмента социальной работы, супервизия - это сосредоточение менеджера-супервизора социальной службы не на лице, а на проблеме деятельности социального работника.
      С позиций политики менеджмента социальной работы, супервизия - это систематический последовательный процесс взаимодействия менеджера, супервизора социальной службы и социального работника.
      В практике менеджмента социальной работы супервизия - это профессиональный цикл в условиях социальной службы «оценка - результат - новая оценка».
      Почему необходима супервизия?
В социальной работе, как многоуровневой теории и практике, необходимо учитывать закономерности, характер постоянных изменений. Собственно супервизия - это относительно универсальный процессуальный средство научной организации труда социального работника-профессионала.
Социальная работа у большинства граждан Украины в первую очередь ассоциируется с милосердием и благотворительностью государства (хотя и является профессией). Отметим, что благотворительность - это позапрофесійна категория, а милосердие-категория морали. Факт такой неопределенности в характеристике деятельности социального работника указывает на невысокую степень той символической власти, которой определяется институт социальной работы в современном украинском обществе.
      Недостатки и трудности становление профессии социального работника:
- отсутствие профессионального образования в большинстве специалистов социальных служб;
- подмена профессиональных принципов работы волонтерскими намерениями социальной деятельности;
- доминирует формализация социальных служб и тенденция к развитию стратегии самосохранения;
- недостаточность междисциплинарной практики, межведомственного взаимодействия.
      Недостатки, ограничивающие эффективность деятельности социальных служб и результативность действий социальных работников:
- недостаточное внимание к перспективам клиента;
- невдосконалена деятельность в команде, «кризисной группе» и т.п.;
- неопределенный правовой статус социальных работников;
- неутвержденный этический кодекс социальной работы в Украине;
- недостаточные возможности противостоять политике и практике, которые противоречат перспективам жизнедеятельности клиента;
- недостаточность развития в социальных работников легальных средств привнесения нового в деятельность социальных служб, в том числе это касается привлечения новых клиентов, партнеров и т.д.
      Недостатки и противоречия становления социальной работы усиливает определение супервизии как особого систематизуючого явления в менеджменте социальной работы.
Перечень недостатков и трудностей становления и развития социальной работы только подтверждает утверждение о супервизии как об'єктивізованого процессуального средства организации труда профессионалов, диагностики труда, оценки труда, управления новыми задачами деятельности и т.п.
Также является возможным представить методы оценки при супервизии: беседа; наблюдение; сообщение - самооценка социального работника; анализ документов; оценка клиентом и т.д.
Приведенный перечень составляющих супервизии позволяет сформировать схему и представить основы содержания процесса оценки социального работника (рисунок 2):
      Супервизия - это не оценивания социального работника как «хорошего-плохого», а процесс межличностных взаимоотношений в пределах конкретной социальной службы, когда менеджер, супервизор «встречается» с социальным работником для того, чтобы обеспечить эффективность помощи клиентам, улучшить качество социальной услуги. Чем содержательнее супервизия, тем выше и удовлетворенность социального работника от профессиональной работы.
Необходимо указывать, что менеджер, супервизор в обобщенном смысле супервизии может выполнять определенные роли: учителя, помощника, диспетчера, консультанта.
Рассмотрим качественные показатели различия супервизии от традиционного консультирование подчиненного и руководителя в социальной службе (рисунок 3):
      Супервизия в менеджменте социальной работы - это поддерживающая, корректирующая, координирующая функция менеджера относительно социального работника (отношения «субъект - субъект» социальной службы).


Назад