Электронная онлайн библиотека

 
 Менеджмент социальной работы

Лекция 8. Проектирование как специфический инструмент менеджмента социальной работы


Современные концепции социального проектирования.
Логика проектирование в социальной работе.
Цель и задачи проекта.
Системный подход в проектировании социальной работы.
Проект: структура, компоненты и факторы успешной реализации. Программа социальной службы.

Литература
1. Стратегия планирования: Учебник для общественных организаций /гол. Ред. Холуйко А.В. - Львов, 1998.
2. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. - М.,1992.
3. Грифин Г., Яцура В. Основы менеджмента. - Львов, 2001.
4. Колот А.М. Мотивация, стимулирование и оценка персонала: Навч.посібник. - К., 1998.
5. Кредисов А.И., Панченко Є.Г., Кредисов В.А. Менеджмент для руководителей. - К., 1999.
6. Макаров В.В. Социальное управление. - М., 2000.
7. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ Под ред. Глухова, 1995.
8. Социальный менеджмент / под ред. В.Н.Иванова. - М., 2001.
9. Хмель Ф.И. Менеджмент: Учебник. - К., 1995.
10. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебн. пособие. - К., 1998.


Сегодня достижения цели является недостаточной характеристикой эффективности работы в социальной сфере. Новая парадигма социальной работы стимулирует не столько связь цели с ее достижением, сколько собственно формирование цели проектной деятельности в социальной работе. В этом контексте целесообразно озвучить современные концепции проектирования социальной работы, а именно:
- экологическая концепция;
- доктрина общественного участия;
- объективно-ориентированная концепция;
- проблемно-ориентированная концепция;
- субъективно-ориентированная концепция.
      Менеджмент социальной работы учитывает как минимум три особенности современной социальной организации европейского типа:
1.Трансформація социальных традиций и их регулирующей роли.
2.Фрагментарність мира, который воспринимается.
3.Висока скорость и небольшая предсказуемость социальных изменений.
      Система приемов, методов проектирования и планирование в социальной работе, в соответствии с научного обоснования системы прогнозов, проектов, программ, планов, прежде всего позволяет получить ответ на следующие пять принципиально важных вопросов:
* Какие цели развития объекта социальной работы?
* Какова последовательность процесса разработки управленческого решения в форме прогноза, программы, плана?
* Каким требованиям должны отвечать прогнозы, программы, планы?
* Какие методологические подходы к решению каких проблем нужно использовать?
* С помощью каких показателей и методов можно обеспечить оптимальность прогнозов, программ, планов?
Решение любых социальных проблем, принятие любого решения, а соответственно и проектирования, планирования социальной работы, строится по соответствующей управленческой логике. Структура управленческой логики проектирования и программирования в менеджменте социальной работы раскрывается через следующие ее элементы:
- определение и формирование цели или системы целей, которые преследует в определенный период деятельность социальной службы;
- анализ исходного уровня развития объекта социальной работы в период, который предшествовал проектном периода, и уточнения актуальности новой деятельности через упорядочения параметров достигнутого уровня и его структуры в начале этого периода;
- согласование, сбалансирование потребностей клиентов и ресурсов на различных уровнях путем преодоления противоречий, несоответствий и учета ограничений социальной работы требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода ресурсов и конкретной социальной службы. Иерархия потребностей, группировка ресурсов и подготовка управленческого решения по форме проекта, модели, программы, плана.
Под целью в проекте социальной работы понимается желаемый, новый, качественный состояние или результат функционирования соответствующего объекта социальной работы в определенный определенный социальным пространством и временем момент будущего.
      Задача в проекте социальной работы это составляющие цели, достижение которых принципиальное и желательно до определенного момента времени, в пределах определенного уровня социального пространства.
Цель может быть недостижимой в пределах периода, что планируется социальной службой, и приближение к ней за это время должно быть возможным. Задачи должны быть реальными, возможными к исполнению, хотя с учетом ограничений (особенно в государственных социальных службах) должна существовать векторное пространство «обязательности - необязательности».
Нужно отметить, что цель, которую невозможно достичь, но к которой можно бесконечно приближаться, в менеджменте определяют идеалом.
Практика, опыт проектирования социальной работы насыщены аргументами активного использования требований системного подхода в таких его модификациях:
1. Системно-комплексный подход - выявление элементов, которые составляют соответствующую систему (средства, процессы, идеи).
2. Системно-структурный подход - определение внутренних связей и взаимозависимости элементов данной системы (внутренняя организация).
3. Системно-функциональный подход - выявление функций, для выполнения которых существуют соответствующие субъекты социальной работы.
4. Системно-целевой подход определения целей и взаявляетсямовідповідність их между собой.
5. Системно-ресурсный подход - выявление и иерархия ресурсов, которые необходимы для решения социальной проблемы.
6. Системно-интеграционный подход - определение совокупности качественных характеристик системы, обеспечивающих ее целостность и особенность.
7. Системно-коммуникационный подход - выявление внешних связей в соответствующем социальном пространстве.
8. Системно-исторический подход - выявление условий во времени возникновения социальной проблемы, этапность развития, современное состояние, актуальность и возможные перспективы.
      Таким образом, методология проектирования - программирование в менеджменте социальной работы - это совокупность подходов, методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, проектов, моделей, программ, планов социальной работы на разных уровнях социальных организаций во времени, базирующаяся на основе системы показателей, при соответствующей их взаимоувязки.
      Проект всегда понимается как определенный менеджерский цикл:
- сформированных и сопоставленных с альтернативными целей, конкретизации конечного результата и перечня достижения (опыта) социальной службы;
- определенных для создания под проектные задачи специализированных команд профессионалов и волонтеров или организационных структур;
- розробка13 управленческих решений, мероприятий по достижению целей (почему и как должно быть сделано; почему именно этой службе работа под силу; сильные, слабые стороны, риск; конкуренты и партнеры);
- разработанных и утвержденных соответствующих документов - планов, смет, расчетов использования ресурсов (максимально оптимально)
      Структура проекта социальной направленности (один и вариантов):
* Название проекта (от идеи, которая проясняет основное намерение).
* Общая оценка социальной проблемы.
* Проблема (объект и предмет проектного рассмотрения).
* Потребность социальной работы.
* Исполнитель проекта и место реализации проекта.
* Почему исполнителю под силу указанная проблема.
* Цель проекта.
* Задачи проекта (сроки реализации проекта-качественные и количественные критерии оценки результативности).
* Внешняя среда, которое влияет на проект или результаты реализации проектных целей.
* Сильные стороны проекта.
* Сложности и угрозы проекта.
* Перспективы развития проекта (после завершения указанных сроков, ресурсов и т.д.).
      Проектирование в социальной работе - это преимущественно индивидуализирована творчество социального работника, личностный стиль, идеология менеджера социальной работы.


Назад