Электронная онлайн библиотека

 
 Основы здорового образа жизни

Лекция 4. Эмоции и здоровье


1. Понятие о эмоции
2. Эволюции и их виды
3. Эмоции и учебный процесс
4. Стресс, стадии стресса

Распространенная ранее фраза «все болезни от нервов» трансформировалась в «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот другой факт: 30-50% посетителей поликлиник - это практически здоровые люди, которые нуждаются лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.
Однако автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть полезен, способствуя повышению адаптивных возможностей организма, и даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни» утверждая, что лишь при определенных условиях стресс является болезнетворным. В последнем случае психические переживания, связанные со стрессом, могут привести к патологическим изменениям в организме и в результате - к заболеваниям внутренних органов или, как их еще называют, психосоматических болезней («сома» - по латыни «тело»). Однако психика человека может быть как причиной возникновения стрессов, так и сильнейшим против них защитой. В этом плане хотелось бы выделить три мнения.
       Первая. Здоровье - физическое и психическое - связано с мироощущением, «настроением» и образом жизни. То, что мы думаем, чувствуем, делаем, к чему стремимся, определяют наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.
       Вторая. Человек ответствен за свою жизнь и свое здоровье не меньше, чем за жизнь, здоровье и благополучие своих близких. Понимание этой ответственности может многое изменить в жизни. Оздоровляться мы дарим радость жизни и окружающим.
       Третья. Сохранение или обретения здоровья невозможно без соответствия наших возможностей нашим желанием. Как говорил Станислав Єжи Лец: «Поднимайся над собой, но не теряй себя из вида».
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилия, а также внешнее воздействие, который создает это состояние. Впервые это слово появилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «...эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, которые находились в пустыне 40 зим и находились в большом стрессе».
В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору» было опубликовано краткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый различными пошкоджуючими агентами».
Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют похожий начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боль в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдения молодого ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредные факторы (охлаждение, ожоги, раны, отравления и т.п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на будь-яку «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом.
Иначе говоря, Селье предположил, что угодно-какова потребность в перестройке требует неспецифической «адаптационной энергии» подобно тому, как «различные бытовые предметы - обогреватели, холодильники, звонки или лампы - которые дают соответственно тепло, холод, звук и свет, зависят от общего фактора - электроэнергии».
Селье выделил три стадии развития стресса. Первая - реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предварительной мобилизации) успешно справляться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стресоопірність. Если же действие вредных факторов длительное время не удается устранить, преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже защищен от новых вредностей, увеличивается опасность заболеваний.
Понятие «стресс» со временем стало более широким. Слово «стрессор» стало означать не только физический, но и «чисто» психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные влияния, но и на любые события, которые вызывают негативные эмоции.
Известно, что эмоции могут быть положительными - приятными или отрицательными-неприятными. Различают высшие эмоции, такие как эстетические, этические, творческие и ниже, связанные с потребностями организма в воде, пище, продолжении рода и т.д. Положительные и отрицательные эмоции сопровождают нас во всех сферах жизни. В быту, во время учебы, на производстве наша деятельность сопровождается эмоциями, которые отражают отношение к этой деятельности. Сила проявления эмоций, их направленность и влияние на психику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у людей разные эмоции. То, что одному приносит радость, может быть неприятным другом. Но общим является то, что негативные эмоции подавляют психику, подавлюють творческую активность, снижают работоспособность.
Позже Селье предложил различать стресс и дистресс (англ. distress - истощение, несчастье). Сам по себе стресс Селье стал рассматривать, как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс наступает лишь при очень частых или чрезмерных стрессах, в таком сочетании неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, осознание излишества, непосильності и нежелательности нужных усилий.
Возникающие при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявления древней, сложившейся в ходе эволюции оборонной реакции, или как ее называют «реакции борьбы и бегства». Эта реакция мгновенно включалась в наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной скоростью мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него. Унаследованная от животных, она включается в человека при любой угрозе организма снаружи. В этом - одно из основных источников болезнетворности стрессов.
Материальной основой психики человека есть нервная система, которая включает несколько взаимосвязанных систем. В приспособлении организма к изменению среды обитания определяющую роль играет центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. В наиболее общем виде в ЦНС относится головной мозг и спинной мозг.
Головной мозг человека является высшим отделом ЦНС. Кора головного мозга (внешний слой) состоит из более 14 млрд. високодиференційованих нервных клеток, которые обеспечивают процесс мышления. Симметричные полушарии главной коры у человека выполняют разные функции. Конечно правое полушарие осуществляет операции с чувственными образами объектов, а левая со знаками (языковыми и другими).
В глубине мозга размещены более древние по времени формирования отделы, которые обеспечивают деятельность вегетативной нервной системы. Здесь же размещается специальный образование - лимбическая система из ретикулярной формацией, которая обеспечивает проявления эмоций (чувств). Удаление или раздражение отдельных участков лимбической системы приводит к появлению эмоций ярости, страха, удовольствия и т.д. Лимбическая система связана с центрами вегетативной регуляции и имеет двустороннюю связь с корой головного мозга.
Вегетивна нервная система осуществляет регуляцию работы внутренних органов, процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на сохранение устойчивости внутреннего среды - гомеостаза. В ней есть две подсистемы: симпатичная и парасимпатична.
Активность симпатической нервной системы направлена на мобилизацию ресурсов организма, на повышение его готовности к действию: учащаются и усиливаются сокращение мышцы сердца; глюкоза освобождается и выделяется в кровь, где служит готовым «горючим» для мышечной активности; кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (бледность лица при волнении), а мышц и мозга - увеличивается. Кроме того, возрастает способность организма к заживление ран, восстановления тканей в борьбе с инфекциями.
2

Парасимпатична нервная система в основном обеспечивает снижение энергетического обмена, восстановление «запасов энергии», торможение, замедление и нормализацию функций систем организма. Медиаторами симпатической системы является норадреналин и адреналин, медиатором парасимпатической системы - ацетилхолин.
3

Таблица 1
Влияние вегетативных нервов и внутренние органы
Орган Действие симпатической системы Действие парасимпатической системы
1 2 3
Глаз    
Зрачок Расширение Сужение
Ціліарний мышца Расслабление для фиксации отдаленных предметов Сокращение для фиксации близлежащих предметов
Слезные железы - Возбуждение секреции
Слюнные железы Выделение вязкого секрета Выделение секрета водянистого
Легкие    
Бронхи Расширение Сужение
Брохніальні железы Торможение Возбуждение секреции
Сердце    
Мышца Ускорение Замедление
  Увеличение силы сокращения Уменьшение силы сокращения
Кровеносные сосуды    
Коронарные Расширение -
Кожные -””- -
Скелетных мышц -””- -
Брюшной полости Сужение -””-
Желудок    
Моторика и тонус Торможение Усиление
Сфинктеры Сокращение Расслабление
Секреция Торможение Возбуждение
Кишечник    
Моторика и тонус Торможение Усиление
Сфинктеры Сокращение Расслабление
Секреция Торможение Возбуждение
Поджелудочная железа - Возбуждение секреции
Печень Высвобождение глюкозы -
Желчные пути Расслабление Сокращение
Мочевой пузырь    
Мышца, который выталкивает мочу Расслабление Сокращение
Сечоміхуровий треугольник и сфинктер Сокращение Расслабление
Моторика и тонус мочеточников Усиление -
Половые органы Эякуляция Эрекция
Мозговой слой надпочечников Секреция адреналина -
Основной обмен Увеличение -

Стресс вызывает прежде всего активации симпатической нервной системы - именно она является посредником между внешними воздействиями и состоянием внутренних органов. Такая активация происходит регулярно при любом эмоциональном возбуждении, не обязательно негативном. Однако само по себе подобное возбуждение нет болезнетворной действия, поскольку резервы медиаторов в нервных окончаниях при длительном раздражении быстро истощаются. Для развития стресса необходимо включение главной физиологической и биохимической звена стресса - «реакции борьбы или бегства».
При такой реакции происходит рефлекторная активация коры надпочечников и «вторичный» мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, которое возникает при повышении уровня содержания этих веществ в крови, похожий по состоянию возбуждения под влиянием внешних эмоциональных раздражителей повышается АО, сужаются сосуды, учащается пульс и дыхание, повышается уровень холестерина. Частое повторение таких реакций может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и других повреждений внутренних органов. Но и этим вредное воздействие стресса не исчерпывается. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются другие отделы эндокринной системы, действие которых является более длительной и может негативно влиять на внутренние органы.
Все это можно изобразить в виде схемы (мал.29).
Нервная система, как и другие системы организма, имеет защитные механизмы, которые оберегают ее от перегрузок. Это в первую очередь реакция торможение нервных центров мозга. Психическое переутомление ведет к снижению активности нервной системы из-за истощения ее физиологических ресурсов, что приводит в конечном счете к торможению и сна. После отдыха активность нервной системы відновлююється.
Эмоциональные перегрузки могут привести к явлению, обратной торможению - психоэмоционального (нервного) перенапряжения. Это состояние организма между нормальными и патологическими реакциями, то есть функционирование на грани нормы адаптации, когда мобилизуются все резервы системы.
4

Проблема психоэмоционального перенапряжения обострились в последние десятилетия в связи с изменениями в образе жизни и трудовой деятельности, которые вызваны последствиями научно-технической революции. Факторами, которые сейчас влияют на производственную деятельность человека, являются:
1) растущая интеллектуализация профессиональной деятельности при постепенной ликвидации физического труда;
2) замена многих видов неквалифицированного труда квалифицированной;
3) увеличение роли мышления, деятельности, которая требует повышенного внимания, активного наблюдения и контроля, переработки поступающей информации и принятие решения в условиях острого дефицита времени;
4) рост информационной перегрузки людей многих профессий;
5) непомерно возросшие требования, связанные с интенсификацией профессиональной подготовки.
В результате этого механизмы адаптации в новых условиях отстают от требований жизни.
Психоэмоциональное перенапряжение характеризуется тем, что в экстремальных условиях происходит не торможения, а возбуждение нервных центров, которое принимает застойный характер и поддерживается эмоциональными переживаниями. Реакция конкретного человека на негативные эмоции индивидуальна и определяется как физиологическими особенностями функционирования нервной системы, так и особенностями его психики, силой воли. Психоэмоциональное перенапряжение включает целый комплекс реакций нервной системы и всего организма. В частности, большую роль в поддержании состояния перенапряжения играет то, что рядом с возбуждением в коре возбуждаются подкорковые системы, которые обеспечивают дополнительные энергетические ресурсы для деятельности коры головного мозга.
Большую роль в поддержке этого состояния играет работа в ночное время и малая подвижность (гипокинезия). Многие исследователи подчеркивают, что причины возникновения стресса характеризуются не столько внешними ситуационными условиями, сколько состоянию психоэмоциональных характеристик человека. Неподготовленность к деятельности, невпененість в своих силах, некоторые черты характера усиливают возможность возникновения стресса.
Сейчас обоснована возможность влияния через кору головного мозга на любой внутренний орган, а смена деятельности внутренних органов влияет на деятельность коры.
Связь соматических заболеваний с нервными болезнями замечен давно. Отмечается, что у людей, склонных к чувство страха, внутренне напряженных, чаще наблюдаются болезни сердца, у склонных к гнева - болезни печени, у людей с пониженным настроением, апатичних - болезни желудка и кишечника. Хронические болезни коронарных сосудов, такие как стенокардия, инфаркт миокарда в 3-7 раз чаще встречаются у людей излишне честолюбивих, которые нетерпимо относятся к другим.
По отношению к ишемической болезни сердца (ИБС) клиницисты различают два типа личности. Тип А, склонен к ИБС, характеризуется: поквапливістю, тревожностью, тягой к конкуренции, повышенным чувством долга.
Они обычно имеют успех в делах, берутся за несколько дел одновременно, отличаются четкостью и честностью в исполнении своих обязанностей. В них отмечается повышенная активность симпатической нервной системы.
Тип Б, не склонны к ИБС, равнодушны к работе, не перегружают себя, не хотят соревноваться, дежурят работу и отдых, неконфликтные. Параметры вегетативной нервной системы у них уравновешены.


Назад