Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

2.4. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования бюджетной системы «


Функционирования бюджетной системы и осуществления бюджетных отношений в Украине происходит на основе законодательных и нормативно-правовых актов, определенных ст. 4 Бюджетного кодекса Украины. К ним относится:

1. Конституция Украины.

2. Бюджетный кодекс Украины.

3. Закон о государственном бюджете Украины.

4. Другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения.

5. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины.

6. Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти.

7. Решения органов АРК, местных государственных администраций, органов местного самоуправления.

При осуществлении бюджетных отношений положения нормативно-правовых актов применяются только в той части, в которой они не су противоречат Конституции Украины, Бюджетному кодексу и Закону «О Государственном бюджете Украины».

Конституция Украины. В ней урегулированы следующие вопросы, касающиеся функционирования бюджетной системы:

- механизм принятия Законов Украины;

- полномочия Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров, органов местного самоуправления;

- основные бюджетные положения. В Конституции говорится, что бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами.

Законом «О Государственном бюджете Украины» определяются расходы бюджета на общественные потребности и их объем и целевое направление.

Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины.

Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы.

Государственный бюджет Украины ежегодно утверждается Верховной Радой Украины на период с 1 января до 31 декабря, а при особых обстоятельствах - на другой период.

Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет в Верховную Раду проект Закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом Закона подается информация о ходе выполнения Государственного бюджета Украины текущего года.

Кабинет Министров Украины в соответствии с законом подает в Верховную Раду отчет о выполнении Государственного бюджета Украины.

Полномочия Верховной Рады Украины:

- принятие законов;

- утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений; контроль за исполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении;

- утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

- рассмотрение и принятие решения относительно одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины;

- утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;

- назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты.

Полномочия Президента Украины:

- обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении;

- назначает с согласия Верховной Рады Премьер-министра Украины; прекращает его полномочия и принимает решение о его отставке;

- назначает по представлению Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;

- создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;

- отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым;

- создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;

- подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;

- имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой Украины.

Полномочия Кабинета Министров и других органов исполнительной власти:

- Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти, ответственен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных в статьях 85, 87 Конституции Украины. Кабинет Министров Украины В своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины;

- в состав Кабинета Министров Украины входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры. Премьер-министр Украины назначается Президентом с согласия более половины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета Министров Украины назначается Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Кабинет Министров слагает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины;

- обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины;

- обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

- разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины;

- разрабатывает проект Закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;

- направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;

- Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению. Акты Кабинета Министров Украины подписывает Премьер-министр Украины. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом;

- исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.

Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных Государственных администраций, которые назначаются на должность и звільня ются с должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Главы местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами.

Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Решение глав местных государственных администраций, которые противоречат Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня. Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Полномочия органов местного самоуправления:

- органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными для исполнения на соответствующей территории. Решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливаются в установленном законом порядке с одновременным обращением в суд;

- материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящихся в управлении районных и областных советов. Территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержание) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы. Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений органов государственной власти, компенсируются государством.

2 Бюджетный кодекс Украины. Вступил в силу со дня его опубликования 25 июля 2001 г., а отдельные его статьи, регламентирующие текущие бюджетные процедуры, - с 1 января 2002 г.

Бюджетный кодекс состоит из шести разделов. Раздел i Общие положения. Здесь определены отношения, которые регламентируются Бюджетным кодексом, основные сроки (представлены в словаре официальных сроков), очерчены бюджетный период и указаны основные положения бюджетного законодательства, перечислены принципы построения бюджетной системы, описаны бюджетную классификацию, определен состав государственного долга, частей бюджета. Значительное внимание уделено бюджетному процессу на государственном и местном уровнях, его отдельным стадиям, а также роли участников бюджетного процесса. Четко определено главных распорядителей бюджетных средств и их функции. Описан порядок формирования резервного фонда для Государственного и местных бюджетов, механизмы аудита и финансового контроля, обнародование информации о бюджете.

Раздел II. Государственный бюджет Украины. Определен состав доходов и расходов Государственного бюджета, в том числе секретные расходы по основным направлениям их расходования, подробно описан механизм составления проекта бюджета, рассмотрение и принятие бюджета Верховной Радой Украины, его выполнения и отчет о выполнении. Особое внимание уделено роли Кабинета Министров, Министерства финансов, Государственного казначейства, Верховной Рады в бюджетном процессе, указаны конкретные его стадии. Определены основы ведения бухгалтерского учета, порядок закрытия счетов после окончания бюджетного периода.

Раздел III Местные бюджеты. Предусмотрено доходы и расходы, которые закрепляются за местными бюджетами, составляющие местных бюджетов. Подробно описан механизм бюджетного процесса на местном уровне, конкретизированы полномочия его участников, охарактеризованы отдельные его стадии. Урегулированы вопросы, возникающие в случае несвоевременного утверждения соответствующего местного бюджета.

Раздел" IV. Межбюджетные отношения. Определены критерии разграничения видов расходов между бюджетами, перечислены расходы, которые осуществляются из Государственного бюджета, бюджетов сел, поселков, городов районного, областного и республиканского подчинения. Отдельно указаны расходы, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов. Отдельным механизмом предусмотрена передача расходов на выполнение собственных полномочий между местными бюджетами и передача права на исполнение делегированных полномочий. Четко определены финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корректирующие коэффициенты финансовых нормативов бюджетной обеспеченности. Отдельный раздел посвящен межбюджетным трансфертам, где урегулированы вопросы трансфертов, предоставляемых из Государственного бюджета Украины местным бюджетам, предусмотрена дотация выравнивания бюджетам городов Киева и Севастополя, городов республиканского подчинения Автономной Республики Крым, городов областного подчинения и районным бюджетам. Регламентирован порядок предоставления субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам на осуществление программ социальной защиты, а также субвенций на компенсацию расходов доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставленных государством налоговых льгот, субвенций на выполнение инвестиционных проектов, субвенций на выполнение собственных полномочий территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений.

Раздел V. Контроль за соблюдением бюджетного законодательства и ответственность за бюджетные правонарушения. Определены полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Верховной Рады, Счетной палаты, Министерства финансов, Государственного казначейства, Государственной контрольно-ревизионной службы, Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих советов. Конкретизировано понятие бюджетного правонарушения, определены критерии, по которым использование бюджетных средств признается нецелевым, и предусмотрена ответственность за нарушение законодательства, а также описан порядок наложения взыскания и обжалования решения о наложении взыскания. Форма, порядок составления и передачи по назначению протокола о бюджетном правонарушения устанавливается Министерством финансов Украины.

Раздел VI. Заключительные положения. Определено переходные положения, срок действия отдельных из них - до 5 лет, которые учитывают конкретные бюджетные отношения. Перечислены проекты законов, которые нужно принять v связи с введением в действие Бюджетного кодекса.

3. Закон «О Государственном бюджете Украины». В нем предусматривается формирование в конкретных объемах источников доходов и расходов бюджета, необходимые нормативы отчислений, дотации и субсидии областям, источники покрытия дефицита бюджета (при планировании), текущие пояснения к осуществлению исполнения бюджета.

4. Другие законы, регулирующие бюджетные правоотношения. До основных законов, которые регламентируют функционирование бюджетной системы, можно отнести:

а) Закон Украины «О прожиточном минимуме»;

б) Закон Украины «О местном самоуправлении»;

в) Закон Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым»;

г) Закон Украины «О местных государственных администрациях».

Рассмотрим их в такой последовательности.

Закон Украины «О прожиточном минимуме». Принятый Верховной Радой Украины 15 июля 1999 г. Он состоит из семи статей, где дано определение прожиточного минимума (приведено в словаре официальных сроков), принципы формирования набора продовольственных товаров и услуг, их перечень, порядок установления и утверждения прожиточного минимума. В частности, в ст. 2 предусмотрено, что прожиточный минимум применяется для:

- общего оценивания уровня жизни в Украине, что является основой для реализации социальной политики и разработки отдельных государственных социальных программ;

- установление размеров минимальной заработной платы и минимальной пенсии по возрасту, определение размеров социальной помощи семьям с детьми, пособия по безработице, а также стипендий и других социальных выплат, исходя из требований Конституции Украины и законов Украины;

- определение права на назначение социальной помощи;

- установление размера не облагаемого налогом минимума дохода граждан;

- формирование Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Ст. 3 предусматривает, что набор продуктов питания и набор непродовольственных товаров определяются в натуральных показателях, набор услуг - в нормативах потребления не реже одного раза в пять лет. В этой же статье указывается, что набор продуктов для детей, работающих пожилых людей должно быть таким, чтобы обеспечивать их полноценную жизнь; набор непродовольственных товаров должна включать средства гигиены, медикаменты, средства защиты человека от окружающей среды, средства обустройства быта; в набор услуг следует включать жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи, учреждений культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Ст. 4 предусматривает, что прожиточный минимум устанавливается Кабинетом Министров Украины после проведения научно-общественной экспертизы формирования набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг.

Прожиточный минимум на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, по представлению Кабинета Министров Украины ежегодно утверждается Верховной Радой Украины до начала рассмотрения Государственного бюджета Украины; ежегодно пересматривается в соответствии с ростом индекса потребительских цен вместе с уточнением показателей Государственного бюджета Украины и публикуется в официальных изданиях.

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» (1997г.). В подзаголовке до этого закона говорится, что согласно Конституции Украины он определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Закон состоит из пяти разделов.

Раздел I. Общие положения. Здесь определяются основные термины-территориальная община, местный референдум, представительный орган местного самоуправления, районные и областные советы, исполнительные органы советов, бюджет местного самоуправления, районный и областной бюджет, бюджет развития и минимальный бюджет и т.п . (основные термины из этого закона представленные в словаре официальных сроков).

В этом разделе также описан механизм местного референдума, местных инициатив, основы формирования исполнительных органов советов, функции сельского, поселкового, городского председателя, полномочия органов самоорганизации населения.

Раздел II. Организационно-правовая основа местного самоуправления. Во втором разделе регламентируются полномочия сельских, поселковых, городских советов, исполнительных органов этих советов, сельского, поселкового, городского председателя и районных и областных советов. Достаточно подробно описан порядок формирования, организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления по всем основным направлениям, включая бюджетные вопросы.

Рассмотрим основные полномочия соответствующих структур местного самоуправления по бюджетным вопросам. Сельские, поселковые, городские советы:

- образование и ликвидация комиссии, утверждение и изменение их состава, избрание председателей комиссий;

- утверждение по предложению председателя совета структуры исполнительных органов, общей численности аппарата совета, расходов на ее содержание;

- принятие решения о проведении местного референдума;

- утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц;

- утверждение местного бюджета, внесение изменений к нему, утверждение отчета;

- установление местных налогов и сборов и размеров их ставок в пределах, определенных законом;

- образование внебюджетных целевых (в том числе и валютных) средств, утверждение положения о эти средства, утверждение отчетов об использовании указанных средств;

- принятие решений относительно выпуска местных займов;

- принятие решений относительно получения займов из других местных бюджетов и источников, а также о передаче средств из соответствующего местного бюджета;

- принятия решений о предоставлении в соответствии с действующим законодательством льгот по местным налогам и сборам;

- установление для предприятий, учреждений, организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, размера части прибыли, подлежащей зачислению в местный бюджет;

- образование в случае необходимости органов и служб для обеспечения поддержания отношений с другими субъектами коммунальной собственности совместных проектов или совместного финансирования (содержание) коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

- утверждение в соответствии с законом ставок земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, которые имеются в собственности соответствующих территориальных громад;

- создание в соответствии с законом милиции, которая содержится за счет средств соответствующего местного бюджета;

- принятие решений, связанных с созданием специальных свободных и других зон, изменениями в статусе этих зон, внесение в соответствующие органы предложений по этим вопросам, предоставление согласия на создание таких зон по инициативе Президента Украины или Кабинета Министров Украины.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов:

- подготовка программ социально-экономического и культурного развития сел, поселков, городов, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления, организация их исполнения, отчет о результатах выполнения;

- обеспечение сбалансированного экономического и социального развития соответствующей территории, эффективного использования природных, трудовых и финансовых ресурсов;

- обеспечение составления балансов финансовых, трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов, необходимых для управления социально-экономическим и культурным развитием соответствующей территории;

- представление в районных, областных советов необходимых показателей и внесения предложений к программам социально-экономического и культурного развития в соответствии районов и областей, а также к планов предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, по вопросам, связанным с социально-экономическим и культурным развитием территории, удовлетворением потребностей населения;

- осуществление в установленном порядке финансирование расходов из местного бюджета;

- привлечение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры;

- объединение на договорных началах средств соответствующего местного бюджета и других местных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования коммунальных предприятий, учреждений и организаций;

- решение вопросов относительно использования нежилых помещений, зданий и сооружений, относящихся к коммунальной собственности;

- организация местных рынков, ярмарок, содействие развитию всех форм торговли;

- решение вопросов о предоставлении несовершеннолетним, студентам, пенсионерам и инвалидам права на бесплатное и льготное пользование объектами культуры, физкультуры и спорта, а также определение порядка компенсации этим заведениям стоимости услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях;

- установление за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительных к установленным законодательством гарантий по социальной защите населения.

Сельский, поселковый, городской голова:

- подписывает решения совета и его исполнительного комитета;

- обеспечивает подготовку к рассмотрению совета проектов программ социально-экономического и культурного развития, целевых программ по другим вопросам самоуправления, местного бюджета и отчета о его исполнении; обнародует утвержденные советом программы, бюджет и отчеты об их выполнении;

- является распорядителем бюджетных, внебюджетных целевых (в том числе валютных) средств, использует их только по назначению, определенному советом;

- обращается в суд относительно признания незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, которые ограничивают права и интересы территориальной общины.

Районные и областные советы имеют соответствующие полномочия в пределах территориально-административных единиц, которые подобны полномочий сельских, поселковых, городских советов, но есть отдельные отличия, а именно:

- распределение переданных из Государственного бюджета средств в виде дотаций, субвенций, соответственно, между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного подчинения, сел, поселков, городов районного подчинения;

- принятие решений относительно делегирования местным государственным администрациям отдельных полномочий районных, областных советов;

- заслушивание отчетов председателей местных государственных администраций, их заместителей, руководителей управлений о выполнении программ социально-экономического и культурного развития, бюджета;

- принятие решения о недоверии председателю соответствующей местной государственной администрации;

- внесение в Кабинет Министров Украины предложений относительно председателя соответствующей государственной администрации;

- установление в соответствии с законом местного сбора за проезд по территории пограничных областей автотранспортом, следующего за границу, определение порядка его уплаты.

Раздел НЕТ. Материальная и финансовая основа местного самоуправления. В этом разделе рассмотрены такие вопросы, как право коммунальной собственности, подробно регламентированы вопросы доходов и расходов местных бюджетов, использования свободных бюджетных средств, создания и использования внебюджетных средств, механизм установления и использования местных налогов и сборов, участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

Раздел IV. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В этом разделе предусмотрена ответственность конкретных органов и должностных лиц за совершенные действия, а также урегулированы отдельные вопросы деятельности. Так, определено, что местные государственные администрации подотчетны соответствующим районным, областным советам в выполнении программ социально-экономического и культурного развития, районных, областных бюджетов, подотчетными и подконтрольными в части полномочий, делегированных им соответствующими районными, областными советами, а также в выполнении решений советов по этим вопросам.

Предусмотрен механизм выражении недоверия председателю государственной администрации. Так, если районный, областной совета путем тайного голосования выражает недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, то Президент Украины должен дать обоснованный ответ, если это недоверие выражена не менее как двумя третями депутатов от общего состава, и принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.

Органы и должностные лица местного самоуправления являются подконтрольными территориальным общинам. Они имеют не менее чем 2 раза в год информировать население о выполнении программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета. В законе предусмотрен механизм досрочного прекращения полномочий советов и других органов местного самоуправления и организация новых выборов.

За вред, причиненный юридическим и физическим лицам в результате неправомерных решений, действий или бездеятельности, предусмотрено возмещение за счет средств местного бюджета или за счет должностных лиц местного самоуправления в соответствии с установленным порядком.

Раздел V. Заключительные и переходные положения. В этом разделе характеризуются особенности применения настоящего закона и других нормативных актов к городов Киева и Севастополя, распространение действия Закона Украины «О государственной службе» на должностных лиц местного самоуправления и перечень нормативных актов, утративших силу в связи с введением в действие этого закона.

Закон Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым». Конституция Автономной Республики Крым (утверждена Верховной Радой Украины 23 декабря 1998 г. и вступило в силу со дня опубликования, то есть с 14 января 1999 г.) содержит 5 разделов с 48 статьями. Уже в ст. 1 указано, что КРЫМ является неотъемлемой составной Украины и осуществляет полномочия, определенные Конституцией Украины. Тем самым отдается приоритет на территории АРК Конституции Украины в случае разногласий с нормативными актами АРК. В ст. 26 «Полномочия Верховной Рады АРК» предусмотрены определенные полномочия и по бюджетным вопросам:

- определение порядка управления имуществом, которое принадлежит АРК;

- утверждение бюджета АРК и внесение в него изменений, контроль за его выполнением, принятие решений относительно отчета о его выполнении;

- установление налогов и льгот по налогообложению в соответствии с законами Украины;

- по представлению Совета министров АРК утверждение программ АРК по вопросам социально-экономического и культурного развития; рационально го природопользования, охраны окружающей среды в соответствии с общегосударственных программ.

Закон Украины «О местных государственных администрациях», подписанный Президентом Украины 9 апреля 1999 г., вступил в силу 15 мая 1999 г.

Закон содержит 7 разделов и 50 статей. Так, ст. 6 предусматривает, что глава местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения, а руководители управлений, отделов и других структурных подразделений - приказы, которые являются обязательными для выполнения. Ст. 18 «Полномочия в области бюджета и финансов» предусматривает, что местная государственная администрация:

- составляет и представляет на утверждение проекты соответствующий бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет в установленном порядке в органы исполнительной власти высшего уровня финансовые показатели и предложения к проекту Государственного бюджета Украины, предложения относительно объема средств Государственного бюджета Украины для их распределения между территориальными общинами, размеров дотаций и субвенций, данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;

- получает от всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности информацию, предусмотренную актами законодательства для составления и исполнения бюджета;

- осуществляет финансирование предприятия, учреждений и организаций образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, переданных в установленном порядке в управление местной государственной администрации высшими органами;

- регулирует цены и тарифы за выполнение работ и оказание жилищно-коммунальных услуг предприятиями, а также определяет и устанавливает нормы их потребления, осуществляет контроль за их соблюдением.

5. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров Украины в пределах полномочий, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, выдает соответствующие акты, которые не могут противоречить Конституции, законам Украины, указам Президента Украины. Эти нормативные акты регулируют текущие вопросы, возникающие в результате осуществления полномочий.

Если вопрос является компетенцией еще одного государственного органа, то может быть совместное постановление, например Постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины № 13 от 14 января J997 г - «О внедрение казначейской системы исполнения Государственного бюджета», где предусмотрен соответствующий механизм.

6. Нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной упади. Это могут быть указы Президента, регулирующих текущие актуальные вопросы, не урегулированные законами Украины, а также постановления, решения, приказы министерств, ведомств, в частности, Министерства финансов, Государственного казначейства, Главной Государственной налоговой администрации и т.д.

Так, Президент Украины, выполняя свои конституционные полномочия, имеет право издавать Указы по вопросам, которые не урегулированы законами. Поскольку принятие законов - достаточно длительный процесс, то для оперативного решения важных вопросов применяется механизм указов.

7. Решения органов ЛРК, местных государственных администраций, органов местного самоуправления. Местные органы власти - органы местного самоуправления и государственные администрации в пределах своих полномочий в соответствии с Конституцией Украины, Законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О местных государственных администрациях» и другими нормативными актами, где предусмотрены их полномочия, могут издавать нормативные акты местного значения.

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования бюджетной системы Украины является средством реализации бюджетной политики и степени соблюдения бюджетной дисциплины в государстве.



Назад