Электронная онлайн библиотека

 
 Бюджетная система Украины

4.1. Структура доходов бюджетов


Доходы бюджетов разных уровней - это часть централизованных финансовых ресурсов, изымаемых у физических и юридических лиц и аккумулируются государством для выполнения свойственных ей функций. Они отражают экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами в процессе формирования доходов финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение органов государственной власти и государственного управления.

Состав доходов Государственного бюджета определяется Бюджетным кодексом Украины и Законом «О Государственном бюджете» на соответствующий год. Начиная с 2000 г. Государственный бюджет Украины (сводный бюджет) делится на две составляющие: общий фонд и специальный фонд.

Доходы общего фонда бюджета включают такие его составляющие, которые предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов государства и не имеют конкретного направления. К специального фонда бюджета Украины относятся лишь те из них, которые предназначены для финансирования конкретных мероприятий.

По объему доходы бюджетов меньше государственных доходов. Последние, кроме доходов бюджетов всех уровней, включают финансовые ресурсы внебюджетных фондов и государственного сектора экономики. Совокупность всех видов доходов и их взаимосвязано использования составляет систему доходов бюджетов. Она призвана решать и фискальные, и регулирующие задачи, в частности, стимулирование роста производства и повышения его эффективности, содействие ускорению научно-технического прогресса, обеспечения социальных гарантий населения, развитие социальной инфраструктуры.

Доходы бюджетов всех уровней в Украине классифицируются по разным признакам.

1. По источникам образования:

а) доходы, полученные от распределения вновь созданной стоимости;

б) доходы, включаемых в фонд возмещения;

в) доходы от реализации богатства.

2. За источником поступления социально-экономического характера:

а) доходы от хозяйственной деятельности;

б) доходы от использования природных ресурсов;

в) доходы от внешнеэкономической деятельности;

г) доходы от реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;

д) государственная пошлина;

есть) таможенные платежи;

есть) сборы и другие неналоговые доходы;

ж) доходы от приватизации;

с) доходы от граждан и др.

3. В зависимости от способа зачисления в определенной звена бюджетной системы доходы бюджетов делятся на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные доходы - это обязательные платежи, которые на длительный период полностью или частично закрепляются как источник доходов конкретного бюджета (бюджетов). Они создают основу доходной базы бюджетов всех звеньев бюджетной системы Украины. Регулирующие доходы-это обязательные платежи, которые могут поступать в бюджеты различных звеньев бюджетной системы Украины.

Отнесение тех или иных доходов в закрепленных и регулирующих не является стабильным. В зависимости от политических и экономических задач того или иного периода социально-экономического развития общества те или иные доходы могут быть отнесены как к закрепленных и регулирующих.

4. За методом привлечения финансовых ресурсов доходы бюджетов в Украине разделяют на пять групп:

а) налоговые поступления (налоги на доходы, налоги на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, пошлина, сборы за использование природных ресурсов и др.);

б) неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочного продаж, поступления от штрафов и финансовых санкций и другие неналоговые поступления, которые включают доходы от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества и т.п.);

в) доходы от операций с капиталом (поступления от продажи основного капитала, государственных запасов материальных ценностей, земли, нематериальных активов, а также получение дивидендов от акций и других ценных бумаг, принадлежащих государству в акционерных обществах, созданных с участием предприятий общегосударственной собственности, плата за специальное использование природных ресурсов, получение процентов за предоставленные кредиты и т.д.);

г) государственные целевые фонды (сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы в Фонд общеобязательного государственного страхования Украины на случай безработицы, сбор на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, платежи в Фонд Украины социальной защиты инвалидов и т.д.);

д) официальные трансферты (денежные средства, полученные от государственной
власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, от других государств, международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе в форме дотаций, субвенций, поступлений). Состав доходов сводного бюджета Украины и их динамику приведены в табл. 4.1.

Через систему доходов бюджетов за последние три года перераспределяется от 27,4 до 29,1% валового внутреннего продукта. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации доходов бюджетов являются налоговые поступления. Налоги занимают центральное место в системе доходов бюджетов. Они являются универсальным и в то же время исходной категорией, которая выражает основные черты финансов, функционирующих в развитой рыночной экономике. Именно в условиях функционирования рыночной экономики налоговые методы мобилизации доходов бюджетов являются преобладающими в общей системе финансовых взаимосвязей. За счет налоговых поступлений в 2003 г. было мобилизовано в бюджеты - 4321,0 млн. грн, что составило 72,2% от общего объема доходов бюджетов и 20,6% от валового внутреннего продукта.

Таблица 4.1 

 

Структура доходов сводного бюджета Украины в 2001- 2003 pp. 

Показатель

2001

2002

2003

 

 

Сумма, млн. грн..

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

Сумма, млн. грн.

Удельный вес,%

И. ВВП

204190

-

225810

-

264165

-

II. Доходы

бюджета

всего

54934,6

100,0

61954,3

100,0

75285,8

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

1) налоговые поступления

36716,7

66,9

45392,5

73,4

54321,0

72,2

2) неналоговые поступления

16427,1

29,9

14696,7

23,7

18227,2

24,2

3) доходы от операций с капиталом

458,3

0,8

1101,2

1,8

1788,2

2,4

4) официальные трансферты

221,3

0,4

291,9

0,5

212,7

0,3

5) целевые фонды

1111,2

2,0

472,0

0,7

736,7

0,9

III. Доля

доходов бюджета в ВВП,%

 

29,1

 

27,4

 

28,5

 



Назад